Устное и письменное опроса. Методы опроса респондентов Что такое устный опрос

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Методы опроса
Рубрика (тематическая категория) Психология

Методы опроса - ϶ᴛᴏ методы, предполагающие ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Учитывая зависимость отцели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают:

o письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на бумажном носителœе или в электронном виде;

o устными, когда вопросы ставятся устно.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкетирование.

Анкетирование. Одним из наиболее применяемых видов письменного опроса является анкетирование. Анкетный опрос - ϶ᴛᴏ такой вид письменного опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи анкет или опросных листов. Основные компоненты анкетного опроса следующие: исследователь, анкета (или опросный лист) и респондент (опрашиваемый).

Независимо от целœей опроса его успех во многом зависит от качества вопросов. Анкета заполняется респондентом самостоятельно и в связи с этим должна быть предельно ясна респонденту. В противном случае будут получаться недостоверные результаты. Так, наличие наводящих вопросов часто предопределяет характер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросы, непонятные испытуемому. Стоит сказать, что для некоторых из них должна быть непонятным, к примеру, такой вопрос: ʼʼКак велика у вас скорость зрительного восприятия?ʼʼ При этом данный же вопрос можно узнать, спросив: ʼʼВсегда ли вы успеваете прочесть надписи на экране в кино?ʼʼ

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. По форме вопросы бывают: закрытые, открытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

В закрытых вопросах респонденту предлагаются варианты ответов и представляется выбор одного или несколько ответов. Закрытые вопросы подразделяются на вопросы типа ʼʼда-нетʼʼ, альтернативные и ʼʼвопросы-менюʼʼ.

Открытые вопросы - ϶ᴛᴏ такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как пожелает. К примеру, отвечая на вопрос ʼʼЧто Вас привлекает в Вашей работе?ʼʼ, респондент указывает основные привлекательные для себя факторы.

Полузакрытые вопросы - ϶ᴛᴏ такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции ʼʼдругоеʼʼ или ʼʼчто ещеʼʼ. К примеру: ʼʼСообщите, пожалуйста͵ Ваши мотивы выбора профессии психологаʼʼ (нужное подчеркнуть). Респондент подчеркивает выбранный им ответ.

Прямой вопрос - ϶ᴛᴏ вопрос, позволяющий получить прямую информацию от респондента͵ к примеру: ʼʼУдовлетворены ли Вы своей работой?ʼʼ

Косвенные вопросы - ϶ᴛᴏ вопросы, позволяющие получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. С их помощью получается информация, которую трудно получить путем прямых вопросов.

Время заполнения анкет зависит от сложности вопросов и от их количества. Количество вопросов должно быть в пределах разумного. Содержание анкеты по качеству и количеству вопросов часто характеризует профессиональную подготовку исследователœей.

В случае крайне важно сти анкеты обеспечивают полную анонимность получаемой информации, позволяют лучше исследовать темы, особенно имеющие большую личную значимость.

Хорошо разработанная анкета – крайне важно е, но недостаточное условие для успешного проведения исследования. Результат исследования зависит от многих других факторов, в т.ч. от обоснованности репрезентативной выборки и умения исследователя установить психологический контакт с респондентами.

Обладая рядом преимуществ, недостатком анкетирования является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на всœе вопросы и изменить в ходе исследования их содержание. Из-за этого анкетирование обладает меньшими возможностями, чем, к примеру, устная беседа. Вместе с тем его преимущество состоит в том, что оно позволяет одновременно опросить большой круг лиц. Вместе с тем, можно формализовать полученные ответы, а это позволяет механизировать и автоматизировать обработку данных.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда крайне важно вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователœем, могут корректироваться в процессе исследования исходя из особенностей поведения и реакций испытуемого. При этом данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Устный опрос бывает двух видов: метод беседы и метод интервью.

Метод беседы. Психологи широко используют метод беседы, который является одним из вариантов устного опроса. Метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется исходя из ситуации и особенностей испытуемого.

Правильное применение метода беседы предполагает установление исследователœем хорошего контакта с испытуемым.

Метод беседы является достаточно универсальным и может применяться на разных стадиях исследования, как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты. Так, беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т. д.

Специфическим видом беседы является беседа как ʼʼвведение в экспериментʼʼ, ᴛ.ᴇ. привлечение к сотрудничеству, а также ʼʼэкспериментальная беседаʼʼ, в ходе которой проверяются рабочие гипотезы.

Преимущество беседы перед анкетным методом состоит в том, что при беседе можно узнать непонятные вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, в случае если он воспринят испытуемым недостаточно правильно. Беседу проводят как с высококвалифицированными специалистами для выяснения секретов их мастерства, анализа и обобщения передового опыта͵ так и с менее квалифицированными специалистами для выяснения тех трудностей, с которыми они встречаются в процессе производственной деятельности.

Необходимо отметить, что схема опроса будет различной исходя из его целœей. Так, к примеру, в случае если опрос проводится в целях профессионального отбора, то содержание вопросов должно быть направлено на выявление степени развитости требуемых для данной профессии качеств личности.

При проведении беседы важно уметь слушать собеседника. Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника – один из критериев коммуникабельности человека. Известно, к примеру, что не более 10 % людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. Так, в ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25-процентного уровня эффективности слушания.

Основными недостатками при слушании является бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость, заключающаяся в неумении устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни. Низкая эффективность при восприятии устной речи может также часто зависеть не только от самого слушателя, но и от собеседника. При этом доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием.

Интервью. Одной из разновидностей беседы является интервью – беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

В истории интервью можно выделить три базовых этапа развития. Первый этап - ϶ᴛᴏ применение интервью в области психотерапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций. Второй – использование интервью в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы достоверности получаемой информации. Современный, третий этап отличается использованием интервью как особого метода получения информации на базе вербальной коммуникации. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, а уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Метод интервью в психологии отличается от применяемого, к примеру, в социологии. Иногда вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только на первой стадии исследования, в первую очередь для первичной ориентировки в проблеме. Вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать наиболее ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Метод экспертных оценок широко применяют в психологии, в частности в психологии личности. К этому методу исследователи часто обращаются: во-первых, на начальном этапе исследования при определœении проблемы и целœей исследования и, во-вторых, на заключительном этапе как к одному из способов контроля и проверки полученной информации. Метод экспертных оценок эффективен при исследованиях настроений, отношений в коллективе и психологического климата. Основными этапами данного метода являются: подбор экспертов, проверка опроса экспертов, обработка результатов исследования. Экспертный опрос должна быть как анонимным, так и не анонимным.

Один из наиболее ответственных моментов – подбор экспертов. К работе в качестве экспертов обычно привлекают авторитетных членов коллектива, руководителœей, неформальных лидеров, компетентных в исследуемой области крупных специалистов, людей с большим стажем работы в данной области. В качестве экспертов могут также выступать компетентные лица: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве, квалифицированные специалисты и т.д. При этом они должны как хорошо знать испытуемых, так и успешно владеть наблюдаемым процессом.

Экспертные оценки наиболее целœесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.

Методы опроса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы опроса" 2017, 2018.

Система образования призвана не только дать нашим детям определенный набор знаний, но и рассчитана на контроль за их усвоением. Без должного контроля, заключающегося в разных методиках и системах, педагогика не может существовать. Ведь только с помощью разных способов учитель может убедиться, насколько усвоены детьми умения и навыки и определить, можно ли переходить к следующему блоку знаний. На сегодняшний день разработано множество методик и форм проведения контроля. Одной из них является фронтальный опрос, о котором мы и поговорим сегодня.

Углубимся в терминологию

Для педагогов со стажем фронтальная форма опроса является одной из самых любимых и применяемых на уроках по разным дисциплинам. Причинами такой любви являются широкие возможности, которые дает данная форма контроля. Ведь она позволяет за несколько минут одновременно оценить знания целой группы учеников. Это могут быть выборочные несколько человек или класс полностью, но в любом случае педагог получит необходимую информацию и сможет на ее основе скорректировать дальнейшее течение урока.

Если говорить максимально кратко, то фронтальный опрос в педагогике - это форма контроля знаний и умений, направленная на опрос большой группы учащихся. Эта система позволяет в кратчайшие сроки получить результат, но одновременно не дает понимания о глубине знаний.

Текущий опрос: базовый вид опроса учащихся

Когда мы говорим о системе фронтального опроса, то стоит отметить, что она является частью текущего опроса. А он в свою очередь представляет собой основной вид, позволяющий осуществлять систематический контроль за знаниями учащихся на любом этапе обучения. Педагоги утверждают, что именно текущий опрос дает возможность отработать и закрепить материал, а также выявить и заполнить образовавшиеся пробелы.

Особенностями этого процесса считаются несколько факторов:

Текущий опрос проводится двумя известными способами. Самым популярным из них считается фронтальный опрос. В данном контексте он воспринимается как контрольная проверка не только знаний, но и выявление степени их усвоения. Еще раз повторимся, что в процесс оказываются вовлеченными практически все ученики одной группы.

Достоинства данного способа контроля

Каждый педагог с легкостью назовет массу преимуществ фронтального опроса. Мы тоже не могли не отметить их в нашей статье. Мы выделили пять достоинств этого способа:

  • экономит время, позволяя охватить за короткий промежуток максимальное количество учащихся;
  • происходит отработка навыка лаконичного и точного ответа;
  • дает возможность выделить из всей темы главное и запомнить эти моменты;
  • учит отвечать по плану, обосновывая каждое утверждение последовательным изложением фактов;
  • вовлеченность в групповую работу держит в напряжении всех учащихся.

Благодаря фронтальному опросу педагог может выполнять множество задач. К примеру, проверить выполнение домашних заданий, степень восприятия нового материала, готовность к усвоению нового блока знаний и так далее.

Недостатки одновременного группового опроса

Фронтальный опрос на уроке - это уникальная возможность занять большую группу учащихся и провести Однако несмотря на обилие плюсов данная система имеет и свои ярко выраженные недостатки. Конечно, педагоги отлично осведомлены о них, но все же считают методику действенной и продолжают активно использовать ее. К существенным недостаткам фронтального опроса относятся следующие моменты:

  • краткие ответы не дают возможности отработать навык развернутого ответа;
  • групповая работа не позволяет одному учащемуся проработать переход от одной мысли к другой, что используется в сложных темах;
  • глубина знаний остается скрытой для педагога, который отмечает только поверхностное усвоение темы;
  • данная форма контроля не развивают логическую и языковую культуру.

Для того чтобы снизить негативное влияние фронтального опроса, в присутствуют рекомендации по периодическому его применению. То есть в своей работе учитель должен использовать все известные виды контроля знаний, умений и навыков.

Виды фронтального опроса

Так как данный способ проверки считается базовым, то он подразумевает два вида. К ним относятся устный и письменный фронтальные опросы. Каждый из видов имеет свою характеристику и отличительные черты.

Именно описанию упомянутых категорий и будут посвящены наши следующие разделы.

Устный опрос: определение

К данной категории относится метод контроля, дающий возможность выполнить несколько задач одновременно. Благодаря прямому взаимодействию между учителем и учеником первый не только опрашивает и производит оценку проверяемых знаний, но и корректирует ответы, направляет, а также исправляет ошибки. В подобном диалоге происходит закрепление пройденного материала.

Исходя из всего вышесказанного, педагоги довольно часто используют данную форму в своей работе, считая ее максимально эффективной.

Плюсы и минусы фронтального опроса

Перед тем как применять этот метод контроля знаний, умений и навыков, необходимо четко понимать все его достоинства и недостатки. К плюсам методисты относят следующие характеристики:

  • гибкость и быстрота;
  • возможность поддерживать контакт с целой группой учащихся, заполняя пробелы в знаниях одновременно с их выявлением;
  • способствует развитию всех видов устной речи;
  • помощь в преодолении страх выступлений перед аудиторией;
  • наработка навыков взаимодействия в быстром темпе.

Однако не стоит упускать из виду и недостатки устного опроса учащихся. Хочется уточнить, что их немного, но все же педагог должен быть осведомлен о них:

  • невозможность провести проверку без тщательной подготовки учеников и учащихся;
  • часто группа просто подчиняется авторитету педагога;
  • из-за неопытности некоторых учителей часть группы остается вне активной работы;
  • занимает значительный промежуток времени.

В целом сами педагоги считают, что устный метод контроля идеально подходит опытным учителям и требует определенных навыков. Однако он полностью оправдывает себя и дает хорошие результаты. Доказано, что в классах, где часто проводятся групповые устные опросы, учащиеся лучше готовятся по предметам и имеют более высокую успеваемость.

Приемы устного опроса: кратко

Мы уже упоминали выше, что фронтальный опрос может быть устным и письменным. Однако, говоря на эту тему, нельзя не упомянуть и об устном индивидуальном опросе, который тоже часто применяется педагогами.

Фронтальный и индивидуальный опросы схожи только в одном - в обоих случаях ученики дают устные ответы на вопросы учителя. Однако в первом случае выясняются знания группы, а во втором - отдельных учащихся. Интересно, что существует методика последовательного контроля обоими способами.

Приемы проведения фронтального опроса

Фронтальный устный опрос можно проводить разными способами. Из них педагоги обычно выделяют пять вариантов, о которых мы сейчас подробно расскажем:

  1. Светофор. Данный способ обычно используют в начальной школе, когда учеников еще довольно сложно организовать. Учитель готовит на каждого учащегося по две карточки (зеленая и красная). После заданного вопроса, если дети знают ответ, то они поднимают зеленую карточку, а в ином случае - красную. Подобный фронтальный опрос хорош при проверке домашних заданий и в качестве контроля после объяснения новой темы.
  2. Цепочка. Прием строится на необходимости группы дать развернутый ответ на поставленный вопрос. При этом каждый следующий ученик озвучивает дополнения не повторяясь.
  3. Тихий. Если в процессе объяснения нового материала тема оказалась непонятой некоторой группой учеников, то педагог проводит работу только с ними, задавая вопросы и выявляя сложные моменты, пока основная часть коллектива занята выполнением иных заданий.
  4. Программируемый. Фронтальный опрос этого типа часто называют «устным тестом». Наряду с вопросом дается несколько вариантов ответов, что заставляет ученика более прочно закрепить пройденный материал.
  5. Взаимоопрос. Перед контрольными работами педагоги часто используют этот вид фронтального опроса. Его суть заключается в том, что учитель дает вектор направления, а учащиеся опрашивают друг друга сами. Подобный контроль не занимает много времени.

Отличительной чертой всех перечисленных способов является поисковый характер вопросов. Они должны побуждать группу искать ответы и активизировать тем самым свои мыслительные процессы.

Письменные опросы: плюсы и минусы

Письменный фронтальный опрос считается более легкой формой контроля. Он оставляет возможность сосредоточиться и поменять очередность ответов на вопросы. Из плюсов этой методики выделяют:

  • отсутствие давления авторитета учителя;
  • обеспечивает глубокий контроль;
  • позволяет произвести контроль теоретических и практических навыков одновременно.

К недостаткам относят значительное время, затраченное на выполнение и проверку заданий.

Чаще всего письменный фронтальный опрос проводится в форме диктанта или проверочной работы. В последние годы педагоги часто используют и новые приемы. К ним можно отнести блиц-опросы (ученики письменно отвечают на несколько заданных учителем вопросов), тестирование и фактологический диктант (каждый учащийся получает на листе пять-шесть вопросов, на которые должен ответить за заданный интервал времени).

Методисты советуют педагогам чередовать устные и письменные фронтальные опросы для того, чтобы в полной мере контролировать процесс усвоения знаний каждым учащимся.

Некоторые педагоги считают фронтальные опросы не слишком результативными, однако методисты советуют придерживаться ряда рекомендаций, которые сделают работу максимально эффективной:

  • Не акцентировать внимание на одном ученике, задавая ему вопрос за вопросом. В этом случае педагог рискует потерять всю группу учащихся, которая переключит внимание на посторонние предметы.
  • Учитель должен четко контролировать количество времени, отведенное на подобный опрос. Если затянуть контроль, то его монотонность приведет к снижению работоспособности в группе.
  • Соблюдение принципа коммуникативности должно сочетаться с общим течением урока, гармонично дополняя подачу нового материала.

Также не забывайте, что фронтальный опрос должен вестись в очень быстром темпе, а вопрос задается ранее, чем называется фамилия ученика.

Методы опроса – это методы, предполагающие ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. В зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают:

    письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на бумажном носителе или в электронном виде;

    устными, когда вопросы ставятся устно.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкетирование.

Анкетирование. Одним из наиболее применяемых видов письменного опроса является анкетирование. Анкетный опрос – это такой вид письменного опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи анкет или опросных листов. Основные компоненты анкетного опроса следующие:исследователь, анкета (или опросный лист) иреспондент (опрашиваемый).

Независимо от целей опроса его успех во многом зависит от качества вопросов. Анкета заполняется респондентом самостоятельно и поэтому должна быть предельно ясна респонденту. В противном случае будут получаться недостоверные результаты. Так, наличие наводящих вопросов часто предопределяет характер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросы, непонятные испытуемому. Для некоторых из них может быть непонятным, например, такой вопрос: «Как велика у вас скорость зрительного восприятия?» Однако этот же вопрос можно выяснить, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочесть надписи на экране в кино?»

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. По форме вопросы бывают: закрытые, открытые, полузакрытые, прямые и косвенные.

В закрытых вопросах респонденту предлагаются варианты ответов и представляется выбор одного или несколько ответов. Закрытые вопросы подразделяются на вопросы типа «да-нет», альтернативные и «вопросы-меню».

Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как пожелает. Например, отвечая на вопрос «Что Вас привлекает в Вашей работе?», респондент указывает основные привлекательные для себя факторы.

Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». Например: «Сообщите, пожалуйста, Ваши мотивы выбора профессии психолога» (нужное подчеркнуть). Респондент подчеркивает выбранный им ответ.

Прямой вопрос – это вопрос, позволяющий получить прямую информацию от респондента, например: «Удовлетворены ли Вы своей работой?»

Косвенные вопросы – это вопросы, позволяющие получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. С их помощью получается информация, которую трудно получить путем прямых вопросов.

Время заполнения анкет зависит от сложности вопросов и от их количества. Количество вопросов должно быть в пределах разумного. Содержание анкеты по качеству и количеству вопросов часто характеризует профессиональную подготовку исследователей.

В случае необходимости анкеты обеспечивают полную анонимность получаемой информации, позволяют лучше исследовать темы, особенно имеющие большую личную значимость.

Хорошо разработанная анкета – необходимое, но недостаточное условие для успешного проведения исследования. Результат исследования зависит от многих других факторов, в том числе от обоснованности репрезентативной выборки и умения исследователя установить психологический контакт с респондентами.

Обладая рядом преимуществ, недостатком анкетирования является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на все вопросы и изменить в ходе исследования их содержание. Из-за этого анкетирование обладает меньшими возможностями, чем, например, устная беседа. Вместе с тем его преимущество состоит в том, что оно позволяет одновременно опросить большой круг лиц. Кроме того, можно формализовать полученные ответы, а это позволяет механизировать и автоматизировать обработку данных.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Устный опрос бывает двух видов: метод беседы иметод интервью.

Метод беседы. Психологи широко используютметод беседы, который является одним из вариантов устного опроса. Метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Правильное применение метода беседы предполагает установление исследователем хорошего контакта с испытуемым.

Метод беседы является достаточно универсальным и может применяться на разных стадиях исследования, как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода может дать весьма ценные результаты. Так, беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т. д.

Специфическим видом беседы является беседа как «введение в эксперимент», т.е. привлечение к сотрудничеству, а также «экспериментальная беседа», в ходе которой проверяются рабочие гипотезы.

Преимущество беседы перед анкетным методом состоит в том, что при беседе можно выяснить непонятные вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят испытуемым недостаточно правильно. Беседу проводят как с высококвалифицированными специалистами для выяснения секретов их мастерства, анализа и обобщения передового опыта, так и с менее квалифицированными специалистами для выяснения тех трудностей, с которыми они встречаются в процессе производственной деятельности.

Необходимо отметить, что схема опроса будет различной в зависимости от его целей. Так, например, если опрос проводится в целях профессионального отбора, то содержание вопросов должно быть направлено на выявление степени развитости требуемых для данной профессии качеств личности.

При проведении беседы важно уметь слушать собеседника. Эффективное слушание предполагает умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника – один из критериев коммуникабельности человека. Известно, например, что не более 10 % людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. Так, в ситуациях публичных выступлений (лекция, доклад) обычный слушатель достигает только 25-процентного уровня эффективности слушания.

Основными недостатками при слушании является бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость, заключающаяся в неумении устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни. Низкая эффективность при восприятии устной речи может также часто зависеть не только от самого слушателя, но и от собеседника. Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием.

Интервью. Одной из разновидностей беседы являетсяинтервью – беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

В истории интервью можно выделить три основных этапа развития. Первый этап – это применение интервью в области психотерапии и психотехники, что привело впоследствии к созданию психологических консультаций.Второй – использование интервью в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях, где впервые встали вопросы достоверности получаемой информации. Современный,третий этап отличается использованием интервью как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, а уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Метод интервью в психологии отличается от применяемого, например, в социологии. Иногда вопросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только на первой стадии исследования, в первую очередь для первичной ориентировки в проблеме. Вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, могут дать наиболее ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Метод экспертных оценок широко применяют в психологии, в частности в психологии личности. К этому методу исследователи часто обращаются: во-первых, на начальном этапе исследования при определении проблемы и целей исследования и, во-вторых, на заключительном этапе как к одному из способов контроля и проверки полученной информации. Метод экспертных оценок эффективен при исследованиях настроений, отношений в коллективе и психологического климата. Основными этапами данного метода являются: подбор экспертов, проверка опроса экспертов, обработка результатов исследования. Экспертный опрос может быть как анонимным, так и не анонимным.

Один из наиболее ответственных моментов – подбор экспертов. К работе в качестве экспертов обычно привлекают авторитетных членов коллектива, руководителей, неформальных лидеров, компетентных в исследуемой области крупных специалистов, людей с большим стажем работы в данной области. В качестве экспертов могут также выступать компетентные лица: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера на производстве, квалифицированные специалисты и т.д. При этом они должны как хорошо знать испытуемых, так и успешно владеть наблюдаемым процессом.

Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя, а не эксперта.

Методы устного и письменного опроса находят широкое применение в педагогических сбора первичной вербальної1 информации.

Устный опрос может носить характер интервью или беседы. Беседа представляет собой устное общение исследователя в произвольной форме с одним или несколькими ее участниками (учениками, учителями, родителями учеников и т. п). Во время беседы вопросы могут задавать как исследователем, так и исследуемыми. Интервью - это та же беседа, но у же с одним исследуемым. Вопрос во время интервью задает только исследователь.

Письменный опрос проходит в виде анкетирования. В интервьюировании, беседе и анкетировании принимают участие два основных лица - исследователь и опрашиваемый (респондент)1. Респондентами могут выступать учащиеся, студенты, педагогические работники, руководители органов образования, родители детей. Интервьюирование и беседа имеют место в случае непосредственного социально-психологического взаимодействия исследователя и респондента, а анкетирование происходит при опосредованном их взаимодействии.

С помощью этих методов на основе высказываний опрашиваемых получают данные о разнообразных фактах действительности.

К преимуществам рассмотренных методов следует отнести их универсальность (фиксируются как мотивы, так и результаты деятельности людей, их мнение и т. п), а также получения с их помощью данных, которые легко поддаются количественному обработке.

Устный опрос предполагает, что заранее составленные вопросы зачитывает исследователь, который проводит интервьюирование или беседу, и он сам записывает ответы на них, услышанные от опрашиваемых.

Особенности интервью и беседы заключаются в следующем. В педагогических исследованиях перед интервью ставится цель выявить отношение людей к определенным педагогических явлений (интервью мнения) и освещение различных событий и фактов (документальное интервью). Беседу применяют тогда, когда для получения нужной информации недостаточно опираться только на определенный перечень вопросов. Потребность в беседе возникает тогда, когда для выяснения определенного обстоятельства возникает необходимость всесторонне ее обсудить, а заранее предсказать, в каком направлении пойдет это обсуждение. Беседа носит ярко выраженный импровизационный характер. Но и для нее, так же как и для интервью, нужен заранее разработанный опросник.

Во время устного опроса у исследователя существующий обязательный контакт с опрашиваемыми. Это дает ему возможность видеть, как опрашиваемый относится к процедуре опроса, как он реагирует на тот или иной вопрос. Но не только непосредственное взаимодействие исследователя и опрашиваемого имеют решающее значение для достижения поставленной цели. На результаты опроса влияет и внешний вид исследователя, и его возраст и пол, темп опроса, способ регистрации ответов, место и условия проведения интервью или беседы.

На устный ответ опрашиваемый тратит меньше времени и энергии, чем на письменный. Но несмотря на это, устный опрос имеет некоторые свои недостатки. Все опрашиваемые находятся в неодинаковых условиях, некоторые из них может получить за дополнительные вопросы помощь; выражение лица или определенный жест исследователя могут повлиять на опрашиваемого; личный контакт с исследователем может несколько взволновать опрашиваемого и повлиять на объективность ответов.

Основной особенностью устного опроса, что отличает его от других методов сбора первичной информации является то, что ее достоверность и полнота в значительной степени зависит от качеств заранее подготовленных вопросов, организации и условий, в которых опрашиваемые дают ответы на вопросы. Так, например, вопросы, нечетко сформулированные или затрагивающих личные дела опрашиваемого, чаще всего являются причиной ложных ответов; отсутствие понимания опрашиваемыми цели исследования может привести к небрежному их отношение к ответам на вопросы. Плохая организация приводит к потере информации, а неодинаковые условия, в которых находятся опрашиваемые, ведут к снижению ее достоверности.

устный опрос достигло поставленной цели, оно должно заранее тщательно готовиться. Подготовка опроса заключается в разработке вопросов и составлении опросника. Целесообразно, чтобы в опроснике рядом с каждым вопросом было предусмотрено место и для записи ответов. В последнее время стало доступным записывать ответы с помощью механических средств (магнитофонов, диктофонов и т. п). Заранее зная о наличии такой возможности, не нужно предусматривать в опроснике места для письменного записи ответов опрашиваемого.

При разработке вопросов следует придерживаться следующих требований:

1) опрос не должен носить случайного характера, а быть целенаправленным; при этом более понятны опрашиваемому вопросы задаются раньше, более трудные - позднее;

2) вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех опрашиваемых;

3) вопросы, назначении как для учеников, так и учителей, не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике;

4) часть вопросов уместно составлять так, чтобы с их помощью было возможно проверить объективность ответов на предыдущие вопросы;

5) следует учитывать, что во время устного опроса разные обстоятельства могут сдерживать мысли опрашиваемого и вызывать неискренность ответов (например, чрезмерное волнение, невнимательность, усталость, застенчивость и тому подобное).

Вопрос по форме ожидаемых ответов делятся на закрытые, полузакрытые и открытые. При использовании закрытых вопросов опрашиваемому предлагаются возможные ответы, одну из которых он должен выбрать. Полузакрытые вопросы предполагают возможность выбора ответа из готового списка или самостоятельной ответа. Ответы на открытые вопросы незапланированные и полностью записываются исследователем.

Для успешного проведения самого опроса целесообразно выполнять следующие правила:

1) во время опроса исследователь и опрашиваемый должны быть наедине, без посторонних слушателей;

2) каждый устный вопрос должен зачитываться с опросником без каких-либо изменений и дополнений;

3) вопросы должны ставиться только в такой последовательности, как это предусмотрено анкетой

4) опрашиваемый не должен видеть вопросника чтобы не иметь возможности самому читать следующие вопросы;

5) исследователь не должен влиять на опрашиваемого любым способом (косвенно подсказывать ответ, покачивать головой в знак несогласия, кивать головой и тому подобное);

6) в том случае, когда видно, что вопрос мало понятен опрашиваемому, исследователь может задавать только нейтральные вопросы, например: "Что вы хотели этим сказать?", "Объясните подробнее";

7) если опрашиваемый не понимает вопроса, его нужно прочитать еще раз; ни в коем случае не нужно объяснять опрашиваемому вопросы и имеющиеся в нем понятия; если вопрос остался для опрашиваемого непонятным и после повторного считывания, возле него следует написать: "Вопрос непонятный";

8) ответы записываются в вопросник во время опроса.

Устный опрос не должно быть продолжительным: с учащимися не более 15-20 минут, с педагогическими работниками - в пределах 30 минут.

Письменный опрос предполагает, что ответы на поставленные вопросы письменно заносятся в специальную заранее составленную анкету1. При анкетировании опрашиваемый сам читает предлагаемые ему письменно вопросы и отвечает на них письменно. Благодаря этому анкетирования иногда называют самореєстрацією.

К преимуществам анкетирования чаще всего относят:

Оперативность проведения (за достаточно короткое время можно опросить большое количество людей и получить много сведений);

Возможность получить письменные ответы на такие вопросы, которые по ряду субъективных причин устно остаются без ответов (обычно это бывает в тех случаях, когда опрашиваемые чего-то боятся или стесняются и не решаются сказать об этом вслух).

Целесообразность применения анкетирования является оправданной в тех случаях, когда необходимо:

1) получить какие-то фактические данные (сведения о пол и возраст учащихся, уровень их успеваемости, образование и уровень квалификации педагогических работников, об оснащенности учебных заведений учебной литературой, компьютерными средствами и тому подобное);

2) выяснить отношение опрашиваемых к определенной проблемы или явления (например, как учитель оценивает потребность в рабочей тетради по его предмету, доволен выпускник педуниверситета уровнем его подготовки к применению информационных технологий из его предмета, студенты довольны условиями проживания в общежитии и тому подобное);

3) получить единственно возможные и очень конкретные ответы (в этом случае опрашиваемый может дать лишь выборочную ответ "так" или "нет", например это может быть вопрос о факте ознакомления с чем-либо, об отношении к чему-то тому подобное); в этом случае есть возможность получить точные, конкретные и удобные для анализа данные, но это не дает возможности выяснить качественную сторону вопросов и много интересного и существенного для исследователя выпадает из поля зрения;

4) оценить какие-то явления или события или назвать их в порядке предпочтения (это может быть оценка того, каким учебным предметам или увлечением в свободное от учебы время предпочитает ученик или студент и др.).

Анкеты могут быть именными, когда они подписываются опрашиваемыми, или анонимными. Выбор типа анкеты зависит от многих факторов, главные из которых заключаются в том, насколько вопросы анкеты затрагивают личность опрашиваемого или могут влиять на его искренность. В то же время анонимные анкеты вызывают определенные опасения относительно добросовестности их заполнения и достоверности изложенной в них информации. Поэтому при составлении анкеты, так же как и опросника, важно иметь в виду два обстоятельства: способны ли выбранные для исследования лица ответить на поставленные вопросы; можно предположить, что они дадут искренние ответы. Следует помнить, что во многих случаях искренности ответов можно достичь анонимным анкетированием.

Вопросы в анкете могут быть открытыми или закрытыми. Открытые вопросы требуют от опрашиваемого самостоятельно и произвольно составлять свои ответы. Например (анкеты для учителей): "Какими источниками информации вы пользуетесь для повышения собственного профессионального уровня?". Понятно, что ответ на такой вопрос однозначно предсказать почти невозможно. Тот же вопрос в закрытой форме предусматривает выбор ответа из заранее составленного списка ответов к этому вопросу. Вот как он может выглядеть:

а) научной литературой;

б) методическими разработками;

в) публикациями в профессиональных периодических изданиях;

г) изучением опыта коллег;

д) поиском информации в Интернете.

Закрытые вопросы анкеты дают не такое полное представление о исследуемый вопрос, потому что они сужают возможности опрашиваемых, но анкетирование с их помощью производится быстрее и их легче обрабатывать.

Иногда в случае потребности в одной анкете сочетают оба типа вопросов.

Как уже говорилось, от правильной организации и тщательной подготовки зависит качество информации, полученной в результате устного или письменного опроса. Существует ряд критериев качества информации, требований и правил организации и планирования опроса.

К критериям качества информации относятся ее надежность и достоверность.

Надежностью называется степень независимости информации от влияния случайных факторов. Для обеспечения надежности информации необходимо соблюдать максимально возможного равенства условий сбора информации: место и обстоятельства опроса, порядок и формулировка вопросов и ответов, влияние исследователя на опрашиваемых.

Для получения достоверной информации исследователь должен обеспечить в опрашиваемых мотивацию к участию в исследовании. Необходимо, чтобы допрашиваемый воспринял нужную информацию, правильно понял ее, смог вспомнить события прошлого и адекватно сформулировать выбранную им ответ.

Качество первичной информации в значительной степени зависит от качества опросника или анкеты, которые играют роль измерительного инструмента. Критериями оценки качества инструментов измерения является их устойчивость и обоснованность. Устойчивость - это степень воспроизведения результатов опроса тех же лиц при повторном применении опросника в прежних условиях.

В связи с проведением устного или письменного опроса важное значение приобретает вопрос о том, сколько опрашиваемых должно быть охвачено исследованием. Однозначный ответ на такой вопрос дать трудно. Это зависит от многих обстоятельств: от характера и сложности выбранных для исследования явлений, от степени варьирования результатов наблюдения, относительных ошибок, от уровня вероятности исследуемого явления. Опыт показывает, что в педагогическом исследовании устным или письменным анкетированием должно быть охвачено не менее 100 человек. Это дает возможность обработать результаты анкетирования статистически и сделать достоверные выводы об исследуемый вопрос.

Методы устного и письменного опроса могут применяться как один из основных способов получения необходимой для исследователя информации, так носить и вспомогательный характер.


Форма методической работы: Школа педагогического мастерства

Тема: Устный опрос - один из методов педагогического контроля.

Цель: Совершенствование педагогического мастерства инженерно-педагогических работников.

Преподаватель, мастер, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать, разумно спланировать и реализовать педагогический процесс. Он тщательно подбирает наиболее целесообразные учебные и учебно-производственные задания, учитывая при этом особенности восприятия учащихся, возможные их затруднения и ошибки, намечает способы предупреждения, заблаговременно готовит необходимые средства обучения, оборудование, материалы, документацию, рабочие места. Умелый педагог рационально организует учебный процесс: применяет разнообразные методы и методические приемы обучения в комплексе, сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу на уроке.

Сегодня на этом занятии мы поговорим на тему: «Устный опрос – один из методов педагогического контроля.»

(на экране презентация № 1)

Устный опрос - наиболее распростра­ненный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредствен­ный контакт между преподавателем и учащим­ся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивиду­альных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Какая цель устного опроса?

(на экране презентация №2)

Проверка знаний учащихся.

Проверка умений учащихся публично излагать материал.

Формирование умений публичных выступлений.

^ 1.Общие сведения об устном опросе.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки:

Тща­тельного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, ко­торые будут предложены,

Подбора путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки,

Создания на занятии деловой и до­брожелательной обстановки.

^ 2. Советы психолога преподавателям .

Проводя устный опрос, мы часто думаем о содержательной стороне опроса и не всегда задумываемся о психологической стороне. Выслушаем психолога. Она нам расскажет какие типичные ошибки могут допускать учителя при устном опросе.

ПСИХОЛОГ: Одним из самых сложных видов деятельности учени­ков в учебном процессе является устный ответ у доски. Этот вид деятельности может иметь очень отдаленные от­рицательные последствия в становлении Я-концепции, в сотрудничестве с другими людьми.

Какие ошибки часто допускают преподаватели при устном опросе? Вначале называется фа­милия (имя) ученика, а затем формулируется вопрос. У учеников мало времени на сосредоточение.

Следующей грубой ошибкой педагога является неумение предотвратить смех учеников в классе при ошибках отвечаю­щего у доски. Случается, что учитель не только не препят­ствует смеху, но и сам участвует в этом процессе. Если уча­щийся «работал на аудиторию» и смех был для него как ожидаемая реакция, то это одна ситуация. Если же ошибка учащегося была непроизвольной, то смех является как реак­цией унижения, осуждения. Эта ошибка может надолго за­фиксироваться в психике учащегося и, создавая в дальней­шем неуверенность, очень отрицательно влиять на успеш­ность устных ответов и в целом на жизненный тип ребенка.

Учителя мало владеют приемами стимулирования речетворчества учеников: в начале ответа и по ходу ответа исполь­зование внушающих вопросов, приемов активного слушания.

Учителем допускается выполнение во время ответа ка­кой-то деятельности (проверка тетрадей, заполнение жур­нала и т. п.), что сбивает ученика с мысли, так как он не получает подбадривающей обратной связи. При оценивании используется принцип выискивания ошибок. Вместо того чтобы вначале показать ученику его успех и затем показать, над чем стоит поработать (или пути устранения недочетов), учитель акцентирует внима­ние на ошибках.

Одна из ошибок, когда учитель пытается определить самый лучший ответ: «Сегодня у нас лучше всех отвечал Сережа». Это кроме зависти, развития мести у других отвечающих мало что дает.

Итак, устный опрос у доски в основном проверяет уме­ния публично излагать знания, публично мыслить. Это не всегда проверка знаний.

Он не обладает валидностью, точностью и надежнос­тью. В исследованиях выявлено, что разные препода­ватели один и тот же ответ ученика оценивали по-разному. Один и тот же преподаватель выставлял от­
метки в зависимости от своего состояния.

Устный опрос выполняет обучающую функцию примерно на 20%. В среднем пятая часть учеников слу­шает. Остальные ученики в этот момент могут «ви­тать» в других сферах.

Развивающая функция работает для ученика в плане развития речи, мышления. Остальные ученики выпол­няют пассивную роль и поэтому процесс развития пред­ставлен в минимальной степени.

Устный опрос у доски с целью проверки знаний и умений учащихся выполняет свою функцию только по отношению к тем из них, кто может свободно, уверенно выступать пе­ред всем классом. Практика показывает, что далеко не все наши уащиеся к этому готовы. Страх, неуверенность в своих силах приводят к тому, что ученик пугается, не может вспомнить материал, сформулировать правильный ответ. Этому способствует и негативная реакция слушателей (реплики, смех, которые не всегда пресекаются учителем). Последствия такой фор­мы опроса для некоторых учащихся могут быть очень пе­чальными: формируется отрицательная Я-концепция, жиз­ненный стиль неудачника, боязнь публичных выступлений.

Устный опрос у доски не должен быть основным и тем более единственным методом проверки знаний и умений учащихся. Но и отказываться от него не следует, так как он формирует очень важные умения публичного выступ­ления. Некоторые ученики должны пройти предваритель­ные тренинги, которые подготовят их к участию в устном опросе.

Формулируя вопрос преподаватель не должен забывать о том, что в вопросе должны быть определены границы ответа. Нежелательно так формули­ровать вопрос: «Расскажите о том, что мы проходили на прошлом уроке».

Исследования показывают, что на этом этапе отвечаю­щему передается состояние учителя, так как дети в этот момент особенно восприимчивы (на сознательном и бес­сознательном уровнях). От того, насколько положительно настроен учитель, зависит уверенность учащихся, успеш­ность их ответов. Известны случаи, когда учитель своим состоянием (злость, страх, агрессия и т. п.) полностью демореализовывал учеников.

Желательно после вопроса сделать паузу. Если учитель хочет усилить обучающую функцию опроса, то он затяги­вает паузу. В этот момент ученики «прокручивают» информацию в голове, «впитывают», как губка, материал учебника, собираются с силами. Можно на этой фазе дать какие-то рекомендации: «Обратите в ответах внимание на...», «Хорошо бы, чтобы в ответе прозвучало...»

Называется имя ученика: «Очень хочется послушать сегодня Сережу» (если в классе несколько Сереж, то уточ­няется, кого же именно).

Нежелательно менять первую и третью фазы, так как снижается обучающий эффект. Дети могут менее успеш­но излагать материал.

Ответ ученика у доски. Во время ответа учитель дол­жен демонстрировать классу, что он слушает ученика. Некоторые это делают весьма искусно. Они слушают так, как будто получают огромное удовольствие от ответа. Не­желательно делать в это время записи, проверять тетради и т. п. Это сбивает ученика.

Желательно, чтобы стратегия поведения учителя стро­илась исходя из особенностей ученика. Некоторым хочет­ся, чтобы на них смотрели, другим же не нравится про­должительный взгляд учителя. Они теряются в этот мо­мент (чаще это юноши).

Нежелательно акцентировать внимание на состоянии ученика: «Стесняешься. Не стесняйся». Ученик обычно еще больше стесняется, мысли путаются, и ответ получа­ется не совсем удачный.

Если у ученика наблюдается затруднения, он не может начать, то можно помочь ему внушающим вопросом: «Се­режа, ты хочешь сказать, что...». И далее учитель дает какое-то вступление. После этого, вполне возможно, уче­ник начнет излагать материал. Главное - начать. Потом придет уверенность и оптимальное напряжение.

По ходу, если встречаются затруднения, учитель может также использовать внушающие вопросы. Конечно, все это делается в тех случаях, когда ученик имеет какие-то знания по данному вопросу. Если же у учащегося знаний совсем нет, то это сделать весьма затруд­нительно. Хотя в некоторых случаях, когда необходимо провести коррекцию ученика, вселить уверенность, объем вопросов может быть очень большим. Опытные учителя это делают так, что ученику кажется, что это он ответил так хорошо по данной теме.

Желательно у учеников сформировать чувство не бо­яться делать ошибки. Дети должны стараться не делать ошибки, но не бояться их совершать. В такой ситуации их речь будет уверенной, гладкой, понятной, грамотной. Для облегчения процесса речетворчества можно по неко­торым предметам разрешить пользоваться при ответе опор­ными конспектами, исследования показывают, что это очень способствует уверенности детей, развитию их речи.

После ответа учитель оценивает ответ. Эта процедура очень важна, сложна и проблематична. В оценке должны быть показаны успехи ученика и, если необходимо, пути устранения недостатков. Желательно вначале отметить дос­тижения в раскрытии содержания материала, указать на положительные моменты в речи - правильность, четкость произношения, приятный голос и т. п. Если же в ответе есть недостатки, то желательно указать на них так, чтобы не вызвать негативные эмоции. Например: «Сережа, твой ответ был бы еще лучше, если бы было чуть меньше "вот"». Желательно акцентировать внимание не на ошибках, а на путях их устранения. И здесь существуют ограничения: если ученик уже знает свой недостаток и не может сейчас быстро его устранить, то желательно не выделять этот момент.

Можно пожелания ученику высказать не перед всем клас­сом, а в перерыве, в доверительной беседе, с глазу на глаз.

К сожалению, не всегда учителя понимают значимость и серьезность этапа оценки знаний. Это приводит к серьезным последствиям во взаимоотношениях и в деятельно­сти учеников.

^ 3.Методы и формы педагогического контроля.

Устный опрос- это один из методов контроля знаний. Чтобы определить какое место занимает устный опрос в системе педагогического контроля, мы должны вспомнить какие существуют методы и формы контроля.

1.Преподаватели работают в группах. Они схематично изображают классификацию методов и форм контроля на ватмане.

2.Защита плаката.

3. Методист обобщает представленный материал

Педагогический контроль- система проверки результатов обучения и воспитания студентов. Это средство установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами.

Какие функции выполняет педагогический контроль?

Контролирующая функция- позволяет выявить знания, умения, навыки студентов и проводить постоянный мониторинг хода и результате в обучения;

Обучающая функция- в ходе проведения контрольных заданий происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать рабочую деятельность, самостоятельно овладевать знаниями;

Организующая функция- повседневная работа по усвоению и совершенствованию студентами знаний, умений;

Развивающая функция- стимулирует познавательную активность студентов; процесс контроля требует напряжения умственной деятельности, обострения работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого;

Воспитывающая функция- затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует студента, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует активную учебную деятельность;

Методическая функция- позволяет оценить методы преподавания, выбрать оптимальные вар и анты обучающей деятельности, совершенствовать методики преподавания;

Диагностическая (проверочная) функция - результат и оценка учебной деятельности; получение информации об ошибках;

Прогностическая функция - на основе результата в составлении прогноза на будущее.

Контроль должен быть:


  • планомерным систематическим;

  • объективным;

  • всесторонним;

  • индивидуальным;

  • экономичным;

  • педагогически тактичным и осуществляться в спокойной, деловитой обстановке.
(на экране презентация №3)

Контроль может быть предварительным, текущим, периодическим и итоговым.

1. ^ Предварительный контроль (проводится в начале учебного года, позволяет определить исходный уровень знаний, умений). Позволяет использовать базовый уровень знаний и умений как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

^ 2.Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью студентов и корректировка)

3.Периодический (рубежный) контроль (позволяет определить качество изучения материала по разделами темам, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений. Проводится несколько раз в семестр.

Охватывает студентов всей группы и проводится в форме контрольной работы, устного опроса, письменных практических работ,

Зачетов по практической или лабораторной работе.).

^ 4.Итоговый контроль (направлен на проверку конечного результата обучения, выявление степени овладения студентами системы знаний, умений, навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин, осуществляется на зачетах, семестровых экзаменах, государственных экзаменах, защите курсовых и дипломных проектов).

(на экране презентация №4)

Существуют несколько форм контроля:


  • Контрольная работа

  • Собеседование

  • Коллоквиум

  • 3ачет, дифференцированный зачет

  • Семестровые экзамены

  • Защита курсового проекта

  • Государственные экзамены
(на экране презентация №5)

Методы контроля- способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями, навыками)

1. Устный опрос:


  • Фронтальный

  • Индивидуальный

  • Комбинированный
2. Письменный опрос в форме:

  • Контрольной,

  • самостоятельной работы,

  • письменного зачета

  • Диктанта

  • Ответов на вопросы

  • Составления тезисов, планов, таблиц, схем и т.д.

  • Подготовки сообщений, докладов, рефератов
3. Стандартизированный контроль (тест-контроль) в форме

  • составления и решения тестовых заданий

  • Практическая проверка (практический контроль) в форме

  • Решения ситуационных задач

  • Постановки и проведения опытов

  • Разработки графиков, меню

  • Анализа производственной ситуации,

  • Выполнения практической и лабораторной работы,
Проверки умения пользоваться каким-либо инструментом.

5.Самоконтроль и взаимопроверка

В последнее время стали применять такие методы, как самоконтроль и взаимо­проверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, вос­питывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и ис­правлять ошибки. Все это необходимо для фор­мирования навыков самообразования.

^ 4.Формы устного опроса

(на экране презентация №6)

Существует три формы устного опроса: фронтальный, индивидуальный и комбинированный. Работая в группах,сейчас вы должны отнести к каждой форме устного опроса цели и задачи, которые написаны на раздаточном материале.

1.Преподаватели работают в группах.

2. Члены группы дают полный обоснованный ответ по каждой форме устного опроса.

3.Методист обобщает весь материал

(на экране презентация №7)

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторе­нием пройденного, являясь средством для за­крепления знаний и умений, развития речи, па­мяти и мышления учащихся. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого воп­росы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательно­сти, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение уча­щимися домашнего задания, выяснить готов­ность группы к изучению нового материала, оп­ределить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесооб­разно также использовать фронтальный опрос перед проведением лабораторных и практиче­ских работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

(на экране презентация №8)

Индивидуальный опрос -это работа преподавателя с одним учащимся.

Предполагает обстоятельные, связанные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу.

Вопросы для индивидуального опроса долж­ны быть четкими, ясными, конкретными, емки­ми, иметь прикладной характер, охватывать ос­новной, ранее пройденный материал програм­мы. Их содержание должно стимулировать уча­щихся логически мыслить, сравнивать, анали­зировать сущность явлений, доказывать, под­бирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обосно­ванные выводы и этим способствовать объек­тивному выявлению знаний учащихся. Поэто­му они должны иметь преимущественно по­исковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельно­сти. Этому требованию отвечают вопросы:


  • на установление последовательности дейст­вия, процесса, способа;

  • на сравнение;

  • на объяснение причины;

  • на выявление основных характерных черт, признаков или качеств

  • предметов, явлений;

  • на установление значения того или иного яв­ления, процесса;

  • на обоснование.
Примеры формулировки вопросов:

  • на установление последовательности действий, процесса, способа («Что произойдет...», «Как изменится...»);

  • на сравнение («В чем сходство и различия...»,«Чем отличается...»);

  • на объяснение причины («Почему...»,« Для чего...»);

  • на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений («Укажите важные свойства...», «В каких случаях... », «Какие условия необходимы...»);

  • на установление значения того или иного явления, процесса
    («Какое значение имеет...», «Какое влияние оказывает»)1

  • на обоснование («Чем объяснить...», «Как обосновать...»)

Индивидуальный опрос позволяет


  • Развить речь

  • Развить память

  • Развить мышление студентов

  • Расширить кругозор

  • Проверить умений учащихся публично излагать материал.

  • Проверить умение работать с литературой

  • Проверить уровень усвоения практических навыков

Важное значение имеет умение преподава­теля управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за его деятельностью, корректировать ее. Заключи­тельная часть устного опроса - подробный ана­лиз ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недо­статки ответов, делает вывод о том, как изучен Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех уча­щихся. Поэтому опытные преподаватели в це­лях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплот­ненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карто­чкам, с самостоятельной работой. Это позволя­ет проконтролировать работу большего количе­ства учащихся при тех же затратах времени. Такой контроль называется комбинированным.

(на экране презентация №9)

При применении устного опроса возникают некоторые сложности. Ученик отвечает у доски, а в это время слуша­ют примерно 20%, остальные занимаются своими делами.

Иногда для решения проблемы слушания учителя сообща­ют классу, что каждый должен подготовиться к рецензии ответа. Однако это может привести к еще большей неуверен­ности отвечающих. Ученики с огромным нежеланием идут к доске, особенно в тех случаях, когда в рецензиях преоблада­ют негативные оценки. Этот прием можно использовать, но с большой осторожностью. Желательно, чтобы в оценках от­ветов своих сверстников ученики находили только положи­тельные, удачные моменты. Только в той ситуации, когда в классе теплый психологический климат, доминируют пози­тивные оценки, можно осторожно переходить к рецензии, в которой будут отмечаться и некоторые упущения.

Очень сильным стимулом слушать и слышать для уча­щихся является контроль их знаний по данному вопросу после устного ответа у доски. Например, когда учащимся сообщается, что после устного ответа у доски все будут ра­ботать с тестом либо воспроизводить письменно структуру, опорные сигналы и т. п., ученики в классе с огромным вниманием слушают ответы. В таких ситуациях ответы у доски должны быть качественными. Есть и другие приемы стимулирования учащихся слушать отвечающего.

^ Преподаватели работают в группах, на листочках записывают приемы и методы, которые помогают концентрировать внимание студентов при устном опросе.

Соревнование между группами « Какая команда больше назовет приемов и методов».(группы по очереди называют по одному приему и методу, результаты фиксируются на доске)

Методист обобщает материал

(на экране презентация №10)

Приемы и методы, способствующие выслушиванию ответов товарища


  • Составление плана ответа товарища.

  • Оценка (анализ) ответа (глубин а, полнота, последовательность, самостоятельность, форма).

  • Составление рецензии ответа по плану:

  • полнота ответа,

  • правильность,

  • выявить ошибки,

  • недочеты,

  • последовательность, логика изложения.

  • Составление своего плана ответа.

  • Запись замечаний по ходу ответа.

  • Задавание вопросов студенту, отвечающему у доски, если он испытывает затруднения, в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание
    полученного задания.

  • Приведение примеров по тому или иному положению ответа.

^ 5.Методика устного опроса.

Для активизации мыслительной деятельности студентов целесообразно разнообразить формы проведения устного опроса

(на экране презентация № 11)

Формы опроса всегда должны быть направлены не на поиск пробелов и недостатков, а на поиск достоинств, знаний и умений.

Главная задача в ходе опроса - поддержать, помочь, научить, заинтересовать.

Существует множество методик проведения устного опроса. На экране их несколько.

(на экране презентация №12)

(каждой группе предлагается обсудить две предложенные методики устного опроса, провести анализ и определить отрицательные и положительные моменты)

Современное учебное занятие в профессиональном образовательном учреждении – это урок, дающий высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование – это собственно и есть развитие человека. Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность учащихся, где присутствует их учебная деятельность, где функция преподавателя не сводится к информационно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения подопечных, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества.

(после окончания занятия в школе педагогического мастерства, каждый педагог-участник получает методические подсказки