Методические рекомендации для педагогов «Основные задачи и методы работы с детьми по эмоциональному развитию. Позиции для контроля и самоконтроля

Виды стилей деятельности учителя - Наиболее характерны четыре стиля: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический.

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна; на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

1.. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменению ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочитанием репродуктивной деятель-, ности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

Индивидуальный стиль деятельности педагога понимается как личностно значимая, субъективно удобная и результативная модель активности, которая складывается у субъекта в ходе поиска эффективного согласования наиболее выраженных личностных свойств с требованиями пед. деятельности. Выделяют следующие типы учителя в профессии: предметник, воспитатель, организатор, исследователь, самосозидатель. Им соответствуют 5 пар стилей пед. деятельности:

  1. рассуждающе-методический и рассуждающе-импровизационный отличаются выраженными мотивами теоретической и практической подготовки к учительской профессии, стремлением приобрести знания и умения, которые будут полезны в пед. практике. Характерны для предметников, ориентированных преимущественно на результаты обучения. Представители рассуждающе-методического стиля отчётливо рефлексируют изменения в объёме и качестве своих знаний и умений, эрудированности, а также прочность знаний и устойчивость навыков учащихся. Представители рассуждающе-импровизационного рефлексируют способы своей учебной деятельности, а также разнообразие форм и методов организации учебной деятельности школьников.
  2. эмоционально-методический и эмоционально-импровизационный характерны для воспитателей, у которых наиболее ярко выражен аксиологический потенциал личности. Воспитатели, склонные к эмоционально-методическому стилю, в качестве результата процесса обучения рассматривают не знания, а отношения учащихся. Представители эмоционально-импровизационного стиля в большей мере ориентированы на процессуальную сторону пед. взаимодействия при некотором игнорировании результативной.
  3. коммуникативно-продуцирующий и коммуникативно-инициирующий отличаются от других стилей заинтересованностью в общественной деятельности, где они занимают лидирующее положение. Коммуникативно-продуцирующий характерен для организаторов, ориентированных на достижение определённого результата. Педагоги, склонные к коммуникативно-инициирующему стилю, наиболее отчётливо рефлексируют изменения, касающиеся их умения общаться. Умение общаться значительно облегчает продвижение в обучении и карьере.
  4. проблемно-конструктивный и поисково-эвристический отличаются от других выраженной ориентацией не на усвоение готового знания, а на творческое его добывание. В иерархии образовательных мотивов доминирует интерес к научно-исследовательской деятельности. Проблемно-конструктивный стиль деятельности характерен для исследователей, которые предпочитают иметь высокую вероятность решения творческой задачи, опираясь на обоснованный алгоритм, т.е. доверяют логической последовательности действий в познавательном процессе. Поисково-эвристический также характерен для исследователей, однако у них интуиция доминирует над логикой.
  5. рефлексивно-оценочный и интуитивно-поддерживающий . Учителя, склонные к данным стилям деятельности, могут быть отнесены к типу самосозидателей. В иерархии образовательных мотивов доминирует потребность в самопознании, саморазвитии и самореализации. Представителей рефлексивно-оценочного стиля учебный процесс интересует с точки зрения личностного роста, а профессиональное самоопределение и целенаправленное формирование себя как педагога фиксируется далеко не сразу. У представителей интуитивно-поддерживающего стиля процесс самотворчества часто непреднамеренный, наиболее отчётливо рефлексируют личностные изменения, связанные с постепенным познанием, осмысливанием и пониманием себя, планирования процесса самосовершенствования не прослеживается.

В чистом виде тот или иной тип личности учителя можно встретить редко, чаще всего встречаются смешанные типы.

Описание индивидуальных стилей

По кн. А.К.Маркова "Психология труда учителей". М., 1993

Рассуждающе-методическай стиль РМС

Ориентируясь преимущественно на результат обучения , хорошо планируя учебный процесс, учитель с РМС проявляет консерва­тивность в использовании методов и средств урока. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторений учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллек­тивных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Рассуждающе-импровизационный стиль РИС

Учитель ориентирован на процесс и результат обучения , адекватное планирование урока. Он проявляет изобретательность в подборе иварьировании методов и средств обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллек­тивные обсуждения. Учитель с РИС меньше говорит сам, особен­но во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным образом (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим полностью оформить свой ответ.

Эмоционально-методический стиль ЭМС

Для учителя характерна ориентация на процесс результата обучения , хорошее планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью. На уроке поэтапно отрабатывается весь учебный материал, обращается внимание на деятельность как сильного, так и слабого учащегося, постоянно осуществляется закрепление, повторение материала, контроль знаний. Учителя отличает высокая оперативность, частая смена методов работы на уроке. В отличие от учителя с ЭИС этот педагог стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а заинтересовать особенностями самого предмета.

Эмоционально-импровизационный стиль ЭИС

Учитель этого типа ориентирован главным образом на процесс обучения . Объяснение нового материала строится логично, интересно, однако мало обращается внимания на учащихся. Для урока учитель отбирает наиболее интересный материал, важный по содержанию, но менее интересный предлагает ученикам изучить самостоятельно. В деятельности недостаточно представ­лены закрепление и повторение знаний. Во время опроса обращается в основном к сильным ученикам, опрашивает в быстром темпе, мало дает возможности говорить. Учителя отвечает оперативность, использование разнообразных методов. Для него характерна интуитивность, выражающаяся в неумении подчас анализировать свою деятельность и ее результаты. Учитель не любит подготовительный этап, мало уделяет внимания планированию урока.


Рассуждающе-методический стиль РМС

Достоинства Недостатки Результат
Высокая методичность. Внимательное отношение к уровню знаний учащихся. Высокая требовательность. Внимательное отношение к слабым учащимся. Терпимость к недостаткам и ошибкам детей. Отсутствие спешки, неторопливость в речи, действиях. Тщательное планирование урока. Неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому. Использование стандартного набора форм и методов обучения. Предпочтение репродуктивной деятельности учащихся. Отсутствие благоприятного психологического климата на уроке. Неумение эмоционально выразить себя на уроке. Сформулированные навыки учения Прочные знания, Отсутствие интереса к предмету

1. Чаще применяйте поощрения учащихся.

2. Осуществляйте эмоциональную окраску урока путем подбора интересных фактов, опытов, демонстраций.

3. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов и шире варьируйте разнообразие форм в работе с детьми.

4. При планировании урока подбирайте различные типы творческих заданий для детей, ситуативные диалоги, имитационные игры.

5. Чаще практикуйте коллективные обсуждения на уроках.

Рассуждающе-импровизационный стиль РИС

Достоинства Недостатки Результат
Высокий уровень знаний. Конкретность. Проницательность. Требовательность. Умение ясно и четко преподавать. Внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся. Объективная самооценка. Сдержанность. Внимательное отношение к ответам учеников. Неторопливость в опросе. Недостаточное варьирование форм и методов обучения. Недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Замедленный темп урока. Мало внимания коллективным обсуждениям на уроке. Много дисциплинарных замечаний. Устойчивый интерес к предмету, Прочные знания, Сформированные навыки учения Иногда нарушение на уроке рабочей обстановки (нарушение дисциплины)

Эмоционально – методический стиль (ЭМС)

Ваши сильные стороны: высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, вызвав у учеников интерес к содержанию предмета. Ваши ученики демонстрируют отличную подготовку – прочные знания, хорошие навыки и высокую познавательную активность.

Ваши слабые стороны: повышенная чувствительность, зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. При отличной методической проработке урока его успех зачастую зависит от эмоционального отклика класса – в незнакомых или «тяжёлых на подъём» классах ваш стиль мало эффективен.

Ваши преимущества в аттестации: блестящая организация работы класса, высокий уровень знания и развитая познавательная активность учеников. Вы во всём блеске проявите себя на открытых уроках, если только не будете чрезмерно требовательны к ученикам. Вы также можете написать отличную творческую работу о влиянии какого - нибудь метода обучения на развитие учащихся. Избегайте субъективизма в оценке результатов своей деятельности. Очень многое может вам дать обмен опытом с коллегами.

Рассуждающе - импровизационный стиль (РИС)

Ваши сильные стороны: объективность, сдержанность, требовательность, умение ясно и чётко изложить материал. Вы внимательно следите за усвоением знаний и сильными, и слабыми, стараетесь не выделять в классе любимчиков. Много времени отводите индивидуальным ответам, стараетесь максимально объективно оценить уровень знаний каждого ученика. Дети любят вас за ровное и справедливое отношение.

Ваши слабые стороны: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, возможны проблемы с дисциплиной из-за недостаточной эмоциональной вовлечённости учащихся на уроке, замедлённый темп урока.

Рекомендации: Разнообразьте свой методический арсенал, больше времени выделяйте на коллективные обсуждения. Чаще используйте эмоционально насыщенную информацию, проявляйте больше нетерпимости к нарушениям дисциплины.

При прохождении аттестации особенно внимательно отнеситесь к проведению открытых уроков: тщательно спланируйте урок по времени, постарайтесь задействовать в нём разнообразные методические приёмы, особенно требующие коллективной работы всего класса, выберите интересную для учащихся тему. Написание творческой работы при аналитичном складе вашего мышления не будет для вас проблемой.

Рассуждающе – методический стиль (РМС)

Ваши сильные стороны: высокий методический уровень, высокая требовательность, повышенное внимание к успеваемости, высокий уровень рефлексии. Коллеги ценят вас как отличного предметника и методиста.

Ваши слабые стороны: неспособность поддерживать у учеников к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, чрезмерное внимание к контролю знаний в ущерб творческим формам усвоения нового. Ценя в учениках прежде всего их интеллектуальные способности, вы можете ориентироваться на умных любимчиков и отвергать неспособных. В результате при прочных знаниях учащиеся не проявляют интереса к вашему предмету, на уроках может складываться напряжённая эмоциональная атмосфера.

Рекомендации: старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон в классе, избегайте полярных оценок, поощряйте каждое усилие слабоуспевающих. Используйте разнообразные методические приёмы, в том числе творческие, игровые, коллективные.

При прохождении аттестации подчеркните своё главное достижение – прочно усвоенные знания и навыки по предмету у каждого ребёнка. Вы сможете написать отличную творческую работу по проблемам дифференциации в обучении и формам контроля. На открытых уроках старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон, включайте элементы творческой работы учащихся.

Итак, вы получили достаточно подробный профессиональный «автопортрет». Рекомендуем, в первую очередь, обратить внимание на результаты по тестам нервно – психической устойчивости и агрессивности. Если ваша нервно – психическая устойчивость мала, а агрессивность, напротив, слишком высокая, это свидетельствует о том, что ваш профессиональный стресс слишком высок. Вы с трудом справляетесь с повседневной нагрузкой, может быть, даже в ущерб своему здоровью. Взвесьте, как следует свои силы, прежде чем подавать заявление на аттестацию. Может быть, надо сначала немного отдохнуть, пересмотреть своё отношение к работе?

Чрезмерной подверженности профессиональному стрессу может способствовать и слишком высокий уровень эмпатии. А вот если по тесту мотивации достижения вы получили высокую оценку – прочь колебания! Аттестация – это как раз то, что вам нужно, чтобы проверить свои силы и добиться того, чего вы достойны.

Результаты последних двух методик помогут вам осознать свой индивидуальный стиль работы и наилучшим образом использовать его в подготовке к аттестации, так чтобы в наиболее выигрышном свете представить свои достоинства и сделать незаметными недостатки.

Опросник «Эмоциональное выгорание»

Инструкция: вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом по отношению к вашей работе. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Очень редко

Очень часто

    Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

    К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

    Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

    Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.

    Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

    Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

    Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

    Я чувствую угнетенность и апатию.

    Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учащихся и коллег.

    В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.

    Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

    У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

    Я испытываю все больше жизненных разочарований.

    Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

    Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

    Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

    Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами.

    Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

    Я многое успеваю сделать.

    Я чувствую себя на пределе возможностей.

    Я еще многое смогу достичь в этой жизни.

    Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Ключ к опроснику

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов (максимальная)

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8.13,14.16,20

Деперсонализация

4,7,9,12,17,18,19,21

Уровни выгорания

Субшкала

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное истощение

27 и больше

Деперсонализация

13 и больше

Редукция личностных достижений

39 и больше

Методика выявления уровня педагогического мастерства

24 классических позиций по 1 баллу (всего – 24 балла)

12 современных позиций по 2 балла (всего – 24 балла) ИТОГО: 48 баллов

Позиции для контроля и самоконтроля

    Создание общих условий эффективности образовательного процесса.

    Обеспеченность общих условий эффективности уроков:

а) формулирование целей, задач, определение основных этапов урока – 1 балл;

б) учебные пособия, раздаточные материалы, технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу – 1 балл;

в) на уроке нет ненужных заданий, отвлекающих моментов – 1 балл.

    Адаптация содержания учебного материала к учащимся:

а) учитываются возрастные особенности учащихся – 1 балл;

б) при необходимых условиях учитываются индивидуальные особенности учащихся – 1 балл;

в) для учащихся различного уровня подготовки даются задания, соответствующие различным уровням сложности (в.т.ч. групповые) – 2 балла.

    Профессиональная компетентность.

    Владение учебным предметом и методами обучения:

а) учебная информация соответствует теме и целям урока – 1 балл;

б) используется разнообразные формы и методы работы – 1 балл;

в) применяются практико-ориентированные, деятельностные методы и приемы обучения – 2 баллы.

    Организация учебной деятельности:

а) урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся, создания проблемных ситуаций, мотивации учащихся) – 2балла;

б) новый материал представляется как ответ на поставленные ранее вопросы –1 балл;

в) итоги урока подводятся как соотнесение результатов поставленным целям – 2 балла.

    Техника объяснения.

    Устные и письменные объяснения:

а) ключевые моменты объяснения обозначены в виде опорных конспектов, схем – 1 балл;

б) записи на доске аккуратны и разборчивы – 1 балл;

в) устная речь правильная и профессионально грамотная – 1 балл.

2. Разъяснение материала учащимся при непонимании:

а) выявляются непонятные слова, фразы, объясняются, заменяются общедоступными – 1 балл;

б) пояснения даются с помощью приема аналогии, наглядных примеров – 1 балл;

в) неявная учебная информация логически выводится из ранее известного – 2 балла.

    Учебные взаимодействия.

    Контроль и коррекция деятельности учащихся:

а) оценка действий учащихся отделяется от личного отношения педагога – 1 балл;

б) учитель избегает прямых указаний и коррекции действий учеников – 1 балл;

в) ученики побуждаются к самоанализу, самокоррекции, а также к взаимооценке и взаимокоррекции – 2 балла.

    Использование на уроке предложений, инициатив и вопросов учеников:

а) вопросы и предложения учащихся принимаются с благодарностью – 1 балл;

б) тактично отмечаются слабые места, ошибки учащихся – 1 балл;

в) идеи учеников разрабатываются и используются в ходе урока – 2 балла.

    Создание продуктивной атмосферы на уроке.

    Стимулирование интересов учащихся:

а) используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор – 1 балл;

б) предлагаются проблемные и творческие задания – 2 балла;

в) на уроке используется жизненный опыт учащихся – 2 балла.

    Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:

а) в речи педагога нет насмешек, сарказма – 1 балл;

б) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу – 1 балл;

в) педагог поддерживает, ободряет сталкивающихся с затруднениями учащихся – 1 балл.

    Создание благоприятного микроклимата.

    Поддержание деловой включенности учащихся в урок:

а) используются приемы активизации внимания школьников – 1 балл;

б) применяются активные методы обучения (ролевые и деловые игры, диспуты и т.д.) – 2 балла;

в) используются специальные приемы активизации внимания активных и пассивных учащихся – 2 балла.

    Воздействие при нарушении дисциплины:

а) педагог не замечает мелкие непреднамеренные нарушения – 1 балл;

б) немедленно, но взвешенно реагирует на серьезные нарушения – 1 балл;

в) использует специальные приемы для организации дисциплины, повышения личной ответственности за поддержание дисциплины на уроке – 2 балла.

Уровень профессионального мастерства можно вывести по формуле:

K=X/Y, где X – число баллов, которое набрал педагог;

Y – общее число позиций (36);

К – уровень мастерства.

Если К=1,3 – самый высокий уровень профессионального мастерства.

Если 1 К 1,3 – хороший уровень.

Если 0,8 К 1 – удовлетворительный уровень.

Если 0,5 К 0,8 – терпимый уровень.

Если К 0,5 – нужно задуматься о смене профессии.

АНКЕТА

на наличие потребностей в изменении своей профессиональной деятельности и отношение к инновациям

    Нужна ли глубокая перестройка учебно-воспитательной работы школы?

    Если перестройка нужна, то в чем конкретно она должна состоять?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

    Считаете ли вы, что нужно серьезно изменить вашу собственную деятельность?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

    Какие нерешенные проблемы в своей деятельности вы видите?

    Приступили ли вы к обновлению своей деятельности?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

    Какие конкретные проблемы решаете, что стремитесь изменить,

усовершенствовать, что Вам удалось сделать?

    Какие чувства и эмоции Вы испытываете в первый момент знакомства с нововведением, использовать которое Вам предлагает администрация школа? Подчеркните один ответ:

    Это у нас уже есть;

    Это у нас не получается.

    Это не решает наших главных проблем.

    Это требует доработки.

    Здесь не все равнозначно.

    Есть и другие идеи.

    Из этого можно взять отдельные элементы.

    Все это требует тщательной проверки.

    Надо попробовать – возможно, это даст результат.

    Это интересно, попробую у себя в классе.

При анализе нужно установить, имеет ли место расхождение между ответами на 1 и 3 вопросы, сравнение показателей покажет направленность недовольства учителей. Данные ответов на 5 вопрос позволяет выявить учителей, готовых к переходу или уже работающих в «поисковом режиме». Ответы на 7 вопрос позволяет установить степень надежности и достоверности ответов на 1-6 вопросы и скорректировать. Если выводы анализа отвечающий подчеркивает с 1 по 6 варианты ответов, это свидетельствует о его «скептическом» отношении к новому, 7 – об осуществлении метода «кусочного внедрения» нововведений, 8 – о методе «вечного эксперимента», 9,10 – о готовности использовать новшество.

Анкета для самооценки знаний и умений учителя при переходе на обучение по новой педагогической технологии

Сегодня практически каждая школа стремится использовать в своей деятельности новые педагогические технологии. Однако далеко не всегда учителя готовы к их внедрению. Для самооценки готовности педагога к работе по любой из новых педагогических технологий вы можете использовать предложенную ниже анкету. Имеет смысл попросить учителей подписать ее, для того чтобы вы имели возможность проанализировать ответы каждого педагога.

КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ Коммуникативный стиль личности...

  • Сборник материалов для диагностики, представления на пмпк и коррекции

    Документ

    Бойко «Эмпатические способности ». Может... 20 Тест для исследования самооценки . ... подоб­ная тенденция редко... педагогических технологий, направленных на создание эмоционального благополучия каждого ребенка; гуманистического стиля педагогического общения ...

  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... теста -опросника эмпатических тенденций можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на ... и психических способностей , изменении сути педагогических отношений, ... самооценку . На начальном этапе проводится беседа, направленная на выявление ...

  • Понятие о затрудненном общении и его причинах

    Документ

    ... на исследования, направленные на выявление зависимости формирования модальности самоотношения и адекватности самооценки , навыков эффективного общения ... эмпатические способности ... педагогическом общении ) // Актив­ ные методы обучения педагогическому общению ...

  • Страница 3

    2. Эмоционально-методический.

    Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

    3. Рассуждающе-импровизационный.

    Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

    4. Рассуждающе-методический.

    Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной

    деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях .

    Долгое время существовали различия между отечественным подходом к проблеме (стиля деятельности, активности) и зарубежным (когнитивного стиля руководства и лидерства). Если в отечественной науке изучение стиля деятельности проводилось на основе деятельностного подхода, то в зарубежной психологии это было связано с личностными факторами в протекании психических процессов, что привело к пониманию стиля как свойства личности - личностный подход.

    Исследования стиля деятельности в США рассматривают перцептивный, реактивный и когнитивный стили

    (Р. Стагнер, Г. Олпорт, Х. Виткин), при этом в современных условиях изучаются стили деятельности и учителя, и учащихся (Р. Дан и К. Дан, А. Грегорс, Б. Фишер и Л. Фишер, Д. Кларк, Д. Хант и др.).

    Среди современных психолого-педагогических исследований наиболее актуальны исследования Вашингтонской группы по проблемам стилей обучения (в которую входят Мэри Эллен Алекзандер, Эмма Вайстоленд де Хайнер, Мэдлин Эрман, Бетти Лу Ливер, Ребекка Оксфорд, Томас Перри и Мэри Стюарт Вудберн).

    Абсолютно разные системы образования в США и в России имеют различный позитивный опыт развития и совершенствования стиля педагогической деятельности, обмен которым как на научном, так и на практическом уровне актуален в целях прогресса педагогической деятельности .