Главная церковь христианства. Современные Православные Церкви (справка)

Вычитал, что Константинопольский патриарх - главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?

С. Петров, Казань

Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.

Константинопольская

Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна.

Александрийская

Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория - Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.

Антиохийская

Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

Иерусалимская

Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.

Русская

Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь.

Грузинская

Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.

Сербская

Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.).

Румынская

Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Болгарская

В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.

Кипрская

10-е место среди автокефальных поместных церквей.
Одна из -древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г.
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.

Элладская (греческая)

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.

Албанская

Основная часть паствы проживает в южных районах Албании (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.

Польская

В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины.

Чешских земель и Словакии

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей.

Американская

Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.

Что такое Церковь и чем она отличается от храма? Кем и когда Церковь основана и почему говорят «Поместная Церковь»?

Когда произносят слово «Церковь», чаще всего имеют в виду здание для собрания верующих на богослужение. «Ты в церкву ходила?» — спрашивает бабушка у подруги по уличной лавочке. В книгах можно прочесть фразы типа «Церковь XIX века».

Но точнее было бы назвать такое здание «храмом». «Храм — это дом Божий», — читаем в церковной литературе. При этом крупные храмы особой архитектуры, часто являющиеся главными в той или иной местности, называются «соборами». А поскольку из верующих, посещающих тот или иной храм, создается сплоченная община, этот храм могут называть «приходом».

Что же тогда Православие называет «Церковью»? Это общество верующих во Христа людей. Иными словами, храм — это здание, в Церковь — это православные люди. Основана самим Иисусом Христом, потому и называется «христианской», а днем её рождения принято считать День схождения Святого Духа на апостолов — 50-й день после светоносного воскресения Христа.

В каждом городе своё православное общество верующих, а в каждом храме свой коллектив. Получается «Церквей» столько же, сколько и городов или столько же, сколько храмов?.. Оказывается, что не совсем так! В мире всего 15 Поместных (Автокефальных) Православный Церквей, и Русская Православная Церковь, в которую входит Белорусский Экзархат, — только одна из них!

Каждая из этих Православных Церквей — крупное общество верующих на определенной территории планеты. Названия их таковы:

  1. Константинопольская (Турция и часть Греции; на Вселенском соборе 381 года признана первенствующей, а её Патриарх — первым Патриархом всех остальных, т.е. первым среди равных).
  2. Александрийская (включает всю территорию Африки).
  3. Антиохийская (Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова).
  4. Иерусалимская (Израиль, Иордания и Палестина).
  5. Русская (страны СНГ).
  6. Грузинская (Грузия).
  7. Сербская (страны, входившие в Социалистическую Федеративную Республику Югославию).
  8. Румынская (Румыния).
  9. Болгарская (Болгария).
  10. Кипрская (о. Кипр, самая маленькая Поместная Церковь).
  11. Элладская (Греческая) (Греция).
  12. Албанская (Албания).
  13. Польская (6 епархий на территории Польши).
  14. Чешских земель и Словакии (Чешская и Словацкая Республики).
  15. Православная Церковь в Америке (США и некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке).

На картах можно посмотреть, где находятся центры всех Поместных Православных Церквей. В этих же центрах располагаются резиденции глав Церквей — Патриархов (иногда — Архиепископов или Митрополитов).

Внимательный читатель заметит, какую Поместную Церковь мы намеренно на карте не отметили.

У каждой Церкви свои история, традиции, особенности, которые отличают её от остальных. Так в Русской Церкви на Рождество и святки колядки поют, в Кипрской «Василопиту» пекут — новогодний пирог (Новый год совпадает с Днем памяти святого Василия Великого), а в Александрийской почти всё духовенство — темнокожее, как и святые на иконах этой Церкви.

Психологически эти несущественные различия понятны, — все нации разные, и на одно и тоже смотрят через разные «очки». Ведь темнокожей расе легче молиться перед иконой темнокожего Христа, хотя умом все понимают, что Он принадлежал к совсем другой этнической семье.

При некоторых разностях все Поместные Церкви едины в вероучении и в вере в одного Бога-Троицу. Хоть и на разных языках, но читают во всех Церквах одну и ту же Библию, исполняют единые для всех Церковные каноны, имеют множество общих святых (к примеру, целитель Пантелеимон, Николай Чудотворец) и читают их труды.

Несмотря на то, что Поместных Церквей 15, все они живятся одинаковыми Библией, вероучением и церковными канонами и вместе составляют Вселенскую Православную Церковь. Церковь христианская одна, но состоит из 15 региональных частей.

Главным же для верующих всех Православных Церквей является заповедь искренней любви к Богу и к людям (евангелие от Матфея, 18) и активная жизнь по этой вере.

Александр Дворкин

Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы. Православная Церковь верует в духовное равенство (по сану) всех епископов, возглавляющих свои епархии и решающих все общие вопросы соборно. В зависимости от важности вопросов, их решает либо поместный, либо Вселенский собор. На поместных соборах обычно председательствует первоиерарх - епископ (он может носить титул Архиепископа, Митрополита или Патриарха) столичного или исторически важнейшего в стране города, являющийся Предстоятелем поместной Церкви, первым среди равных ее епископов.
В настоящее время Православная Церковь состоит из 15 поместных автокефальных церквей и трех автономных церквей. (Автокефальной называется Поместная Церковь, сама избирающая своего предстоятеля; автономной называется Церковь, пользующаяся широким самоуправлением).

1. Константинопольский Патриархат. Предстоятель: Святейший Варфоломей, Архиепископ Константинополя, Нового Рима, Вселенский Патриарх. Резиденция - Истанбул. По сравнению с Х в., когда в юрисдикцию Вселенского Патриарха входило 624 епархии, сейчас она значительно уменьшилась в размерах. В нее входят 4 митрополии в Турции, Крит и ряд островов Эгейского архипелага, а также, чисто номинально, епархии Северной Греции и все канонические епархии греков, проживающих в рассеянии в Западной Европе, Северной и Южной Америке, в Австралии и Новой Зеландии; ряд русских, украинских и карпаторосских эмигрантских епархий; Афонский полуостров, автономная Церковь Финляндии. Самая крупная в Западной Европе русская православная группировка, так называемая Парижская Архиепископия, или “Евлогианская Церковь” (по имени ее первого предстоятеля митрополита Евлогия), также принадлежит Вселенскому Патриархату. Богослужения неподвижного круга (т.е. праздников, приходящихся на определенную дату) в большинстве епархий, входящих во Вселенский Патриархат, совершаются по григорианскому (новому) календарю. Исключение составляет Святая гора Афон и ряд приходов Парижской русской Архиепископии. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки эмигрантских епархий.

Автономная Финляндская Православная Церковь . Предстоятель: Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Она состоит из трех епархий. Богослужебные языки: финский и карельский.

2. Александрийский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Парфений Ш, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки, Судия Вселенной. Резиденция - Александрия Египетская. В Патриархат входят 9 митрополичьих округов во всей Африке. Активная миссионерская работа ведется в таких африканских странах, как Уганда, Кения, Гана и др. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки африканских народов, обращенных в Православие. В ЮАР наряду с греческим используются английский язык и африкаанс.

3. Антиохийский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. Резиденция - Дамаск. В его юрисдикцию входит 10 митрополий в Сирии и Ливане, а также епархии в Ираке, эмигрантская митрополия Северной и Южной Америки и эмигрантские епархии в Западной Европе. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: арабский. В США и в Западной Европе наряду с арабским используются национальные языки.

4. Иерусалимский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Диодор, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. Резиденция - Иерусалим. В Патриархат входят 6 архиепископий. Патриарх и почти вся высшая иерархия Иерусалимской Церкви - греки, в то время как подавляющее большинство священства и верных - арабы. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому (старому) календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и арабский.

5. Русская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Алексий П, Патриарх Московский и всея Руси. Резиденция - Москва. По состоянию на конец 1993 г. в РПЦ было 107 архиепископов и 19 митрополитов. Каноническая территория Русской Церкви распространяется и на государства СНГ. Кроме того, в Московскую Патриархию входит несколько эмигрантских епархий в Западной и Центральной Европе и в Северной и Южной Америке. В состав РПЦ также входят автономная Украинская Православная Церковь , возглавляемая Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, и автономная Японская Православная Церковь , возглавляемая Высокопреосвященнейшим Феодосием, Митрополитом Токийским и всея Японии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и языки народов, обращенных российскими миссионерами. Православное население Молдавии и стран Балтии также пользуется местными языками.

6. Грузинская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший и Блаженнейший Илья П, Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Резиденция - Тбилиси. К недавнему времени Грузинская Церковь состояла из 15 епархий. Ее территория практически совпадает с территорией республики Грузия. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебный язык: старогрузинский. Ряд приходов использует церковно-славянский, греческий и др. языки.

7. Сербская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Павел, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский. Резиденция - Белград. Церковь имеет 28 епархий, из которых 21 в пределах бывшей Югославии, а 7 за ее рубежами: в США, в Канаде, в Центральной и Западной Европе и в Австралии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и сербский. В некоторых приходах в странах рассеяния используются и местные языки. До недавнего времени в США существовала “Дионисиевская” сербская епархия, считавшая себя независимой, обвинявшая Сербский Патриархат в сотрудничестве с коммунистическими властями и не имевшая с ним евхаристического общения. Несколько лет назад состоялось примирение и “дионисиевцы” вернулись в лоно матери-Церкви.

Также канонической частью Сербской Церкви является самопровозглашенная “Автокефальная Македонская Православная Церковь “. Ее решение об автокефалии не было признано ни одной из поместных православных Церквей, что делает невозможным сослужение с ее иерархами и священниками. Однако православным мирянам не возбраняется участвовать в таинствах Македонской Церкви. Предстоятелем Македонской Церкви является Архиепископ Скопльский и всея Македонии. В нее входит 6 епархий, одна из которых состоит из македонских приходов в странах рассеяния (т. наз. Американо-Канадская-Австралийская епархия). Богослужения неподвижного круга совершаются на церковно-славянском и македонском языках.

8. Румынская Православная церковь. Предстоятель: Блаженнейший Феоктист, Патриарх Всея Румынии, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влахийский, Архиепископ Бухарестский. Резиденция - Бухарест. Территориально границы Румынского Патриархата практически совпадают с границами Румынии. Он делится на 5 митрополий, в состав которых входит 12 епархий. Имеются также Западно-Европейская и Северо-Американская епархии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: румынский.

9. Болгарская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Максим, Патриарх Болгарский и Митрополит Софийский. Резиденция - София. В пределах республики Болгария Патриархат разделен на 11 митрополий (епархий). Имеются две епархии за пределами Болгарии: в Америке и в Австралии, отдельные приходы в Венгрии, Румынии, Австрии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и болгарский.

10. Кипрская Православная Церковь. Предстоятель: Блаженнейший Хризостом, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Резиденция - Никозия. Пределы Кипрской Церкви ограничиваются о. Кипром. Вместо прежних 15 епархий Кипрская Церковь сегодня состоит из 5 митрополий и 1 Архиепископии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.

11. Элладская Православная Церковь. Предстоятель:Блаженнейший Серафим, Архиепископ Афинский и всея Эллады. Резиденция - Афины. Административно Церковь разделяется на 77 епархий. Иерархи подразделяются на иерархов Элладской Церкви (митрополии в “Старой Греции”) и иерархов Вселенского престола (на так называемых “новых территориях”, вошедших в состав Греции в начале века). Большая часть островов Эгейского и Критского морей находится в юрисдикции Вселенского Патриархата. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.

12. Албанская Православная Церковь. Границы ее совпадают с границами албанского государства. В 60-е годы нашего века Албанская Церковь состояла из 5 епархий (4 в Албании и одна в США). В конце 70-х годов в Албании было объявлено об окончательном искоренении всех религиозных предрассудков. Конституция 1976 г. запрещала любые религиозные организации, религиозную деятельность и пропаганду. Лишь после падения коммунистического режима началось восстановление Церкви. Ее нынешний предстоятель: Блаженнейший Анастасий, Митрополит Тираны и Дурреса, Архиепископ всея Албании. Резиденция - Тирана. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: албанский и византийский греческий.

13. Православная Церковь в Польше. Предстоятель: Блаженнейший Василий, Митрополит Варшавский и Всея Польши, его резиденция - Варшава. Границы митрополии совпадают с границами Польской республики. Церковь состоит из 4-х епархий. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в некоторых приходах по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и польский.

14. Православная Церковь в Чехии и Словакии. Предстоятель: Блаженнейший Дорофей, Митрополит Пражский и всея Чехии и Словакии, его резиденция - Прага. Каноническая территория Церкви занимает государства Чехия и Словакия и разделяется на 4 епархии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в ряде приходов по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский, чешский и словацкий.

15. Православная Церковь в Америке. Предстоятель: блаженнейший Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады. Резиденции - местечко Сайоссет близ Нью-Йорка и Вашингтон. Это - самая молодая из поместных православных Церквей. Православие было принесено на американскую почву русскими миссионерами - валаамскими монахами, прибывшими на Аляску в 1794 г. С тех пор оно распространилось на весь американский континент. С самого начала своего существования американское православие носило мультиэтнический характер. За исключением коренных народов Аляски, обращенных русскими миссионерами (алеуты, эскимосы, индейцы-тлинкиты), Церковь состояла из эмигрантов, прибывших в Америку со всех концов православного мира: с Балканского полуострова, из Сирии, Палестины, восточных провинций Австро-Венгрии, России и т.д. Все они были объединены под священноначалием Русской Православной Церкви в Северной Америке, что признавалось законным всеми поместными православными Церквами.

Церковь росла. В конце XIX в. большая группа карпаторосских униатских приходов, образованных выходцами из Австро-Венгрии, вернулась в лоно Православия. В связи с ростом числа православных административный центр епархии был перенесен из Новоархангельска (ныне Ситха) на Аляске в Сан- Франциско, а затем в Нью-Йорк.
С самого начала объединяющим языком для всех американских православных был английский. Это отметил архиепископ Тихон (Белавин, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, канонизирован в 1989 г.), возглавлявший североамериканскую епархию с 1898 по 1907 г. Под его руководством был совершен перевод богослужебных книг на английский язык. Он также созвал Первый церковный Собор епархии, преобразовавший ее в “Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской”. К началу Первой мировой войны Церковь располагала четырьмя викариатами: Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала 3 миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), монастырь, духовную семинарию, богоугодные заведения, школы. Эта полнота церковной жизни в Америке побудила архиепископа Тихона рекомендовать предоставление Американской Церкви широкой автономии, а затем и автокефалии.

После октябрьского переворота в России была нарушена связь американского Православия с матерью-Церковью. Эмигрантская Церковь пока еще не имела достаточно средств для самостоятельного существования. Многие приходы обратились за поддержкой в страны своего происхождения. Именно поэтому началось совершенно неканоническое “расползание” Церкви по этническим юрисдикциям. В 1921 г. без ведома и канонического согласия Русской Церкви была учреждена в Америке греческая архиепископия Вселенского Патриархата. За ней последовали другие.

Лишь после окончания Второй мировой войны начался, хотя и медленно, обратный процесс. С Русской Православной Греко-Кафолической Церковью воссоединилась албанская епархия, большое количество болгарских приходов, организованных в отдельную епархию, и румынские приходы, также составившие отдельную епархию. В 1970 г. фактическая самостоятельность РПГКЦ была признана Русской Православной Церковью, даровавшей ей автокефалию. Тогда Церковь приобрела свое нынешнее название: Православная Церковь в Америке.

Сегодня ПЦА располагает 14-ю епархиями (в том числе одной Южноамериканской), Мексиканским экзархатом и благочинием в Австралии. В Церкви насчитывается более 550 приходов и около миллиона паствы. Основным богослужебным языком является английский. Кроме того, на приходах используются и другие языки, в зависимости от пожелания прихожан. За исключением Аляскинской епархии, где богослужения совершаются по юлианскому календарю, используется григорианский календарь.

В настоящее время на территории Америки имеются следующие канонические юрисдикции: Греческая архиепископия Вселенского Патриархата (до 600 приходов): ПЦА; Антиохийская архиепископия (ок. 200 приходов) и более мелкие: Сербская архиепископия, Румынская епархия, Болгарская епархия, Карпаторосская епархия (Вселенский Патриархат) и Украинская епархия (Вселенский Патриархат). Все они имеют полное евхаристическое общение друг с другом. Все признают положение, исторически сложившееся в странах православного рассеяния, ненормальным и предпринимают совместные энергичные усилия для восстановления канонического единства.

Кроме того, существует и ряд неканонических (т.е. не признанных ни одной Православной поместной Церковью) церковных группировок, в силу ряда причин отпавших от полноты Вселенского Православия. Из них крупнейшими являются следующие: т. наз. Автокефальная Украинская Церковь (более известная под названием “Самосвятская”) с центром в Нью-Джерси и Русская Православная Церковь за рубежом (более 300 приходов по всему миру, из них не более 100 в США) с центром в Нью-Йорке. Кроме того, в США имеется несколько так называемых “старостильных” греческих группировок, имеющих все признаки сектантства. Как Русская Православная Церковь за рубежом, так и греческие “старостильники” считают, что лишь они сохранили Православие во всей его чистоте, запрещают своим сторонникам принимать участие в таинствах других православных Церквей и не допускают к таинствам членов других православных Церквей.

16. Особое положение в семье Православных церквей занимает Синайская Церковь , состоящая из одного монастыря Св. Екатерины на Синайском полуострове и возглавляемая Архиепископом Синайским и Раифским. Он избирается насельниками монастыря и хиротонисуется Патриархом Иерусалимским. Во всех своих внутренних делах монастырь пользуется абсолютной самостоятельностью.

Заявления глав и иерархов одиннадцати канонических поместных церквей

Заявления глав и иерархов одиннадцати канонических поместных церквей (а всего их 15) в поддержку Русской Церкви по вопросу автокефалии украинских раскольников. Заявления абсолютно прозрачные и однозначно интерпретируемые:

1.Патриарх Иерусалимский Феофил:

«Единство Церкви Христовой — это дар Святого Духа. Мы призваны защищать и сохранять её. Разрушение этого единства — серьёзное преступление».

«Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех».

2.Архиепископ Севастийский (Иерусалимский патриархат) Феодосий:

«Православные церкви мира, включая Иерусалим, признают каноничной только Русскую Православную Церковь Украины, во главе с митрополитом Онуфрием; он член Священного Синода РПЦ. Мы поддерживаем все усилия положить конец расколу в украинской церкви. Православная Церковь — это место любви, мира и единства, а не схизмы и ненависти».

«Раскол на Украине — это большое несчастье, я надеюсь что патриарх Константинопольский совместно с главами других Православных Церквей будет координировать усилия с Русской Церковью, дабы прекратить эту нездоровую, неприемлемую и ничем не оправданную ситуацию».

3.Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II:

«Давайте помолимся ко Господу, который все делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушёл. Господь милостив ко всем кто покаялся, Церковь прощает и принимает в свои материнские объятия всех покаянных».

4.Патриарх Антиохийский и всея Востока Иоанн X:

«Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине».

5.Патриарх грузинский Илия:

«Его Святейшество Патриарх Кирилл расходится во мнении с Вселенским Патриархатом касательно Украины, так как он поддерживает только законную церковь во главе с митрополитом Онуфрием».

6.Патриарх сербский Ириней,

касаясь украинского вопроса, характеризует: «очень опасная и даже катастрофическая ситуация, вероятно фатальная для единства Православия», «акт чествования и восстановления раскольников в ранг епископов, особенно архи- раскольников, таких как «киевский патриарх» Филарет Денисенко. Приведение их к литургическому служению и причастию без покаяния и возврата в лоно Русской Церкви, от которой они отреклись. И все это без согласия Москвы и координации с ними».

7.Священный синод Сербской Православной Церкви:

«Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей украинской Церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима».

8. Священный Синод Польской Православной Церкви:

«Мы, как Польская Православная Церковь высказываем чёткую позицию, а именно, что церковная жизнь канонической церкви должна быть основана на догматах и святых канонах Православия. Нарушение этих принципов ведёт к хаосу в церковной жизни».

«На Украине существуют определённые группы раскольников, которые сперва должны покаяться и вернуться в лоно Канонической Церкви. Только после этого станет возможным обсуждение автокефалии».

«Мы не можем руководствоваться политической конъюнктурой в вопросах догм и канонов».

9. Митрополит земель чешских и Словакии Ростислав:

«Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса».

10. Патриарх болгарский Неофит:

«У меня всегда были очень хорошие отношения с митрополитом Онуфрием. Мы знаем что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся чтобы Господь даровал ему сил и здоровье дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством».

Секретарь Священного Синода Болгарской Церкви, епископ Мельницкий Герасим подчеркнул, что Болгарская Церковь хорошо осведомлена о проблемах украинской ситуации и её сложности, но необходимо строго блюсти церковные каноны, которых Православная Церковь придерживалась столетия.

11. Митрополит Ловечский, Гавриил (Болгарская Церковь):

«В расколе нет Божией Благодати. А без Божией Благодати нет Церкви. Люди должны вернуться в каноническую церковь, где есть благодать и спасение. Раскол — губительное и злокачественное явление».

12. Митрополит Китросский, Катеринский и Пталамонский Георгий, Греческая Церковь:

«Греческая Православная Церковь, как и все остальные церквы мира, признает только каноническую украинскую Православную Церковь, главой которой является митрополит Онуфрий».

13. Митрополит Лимассольский, Афанасий, Церковь Кипра:

«В первую очередь, вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чей юрисдикции находится УПЦ, затем — канонической украинской церковью, а потом всеми православными церквами, при наставлении Вселенского Патриархата. Но первое слово — за Матерью украинской Церкви, коей является Московский Патриархат. Русской Церкви принадлежит первое слово в этом процессе».

«Какое отношение имеет вселенский патриархат к филаретовскому расколу? Как его преодолеть? Мы желаем чтобы наши братья, ныне схизматики, вернулись в церковь под руководство митрополита Онуфрия. Это единственная каноническая церковь Украины, единая с Московским Патриархатом и со всеми православными церквами. Мы молимся за это».

14. Заявление Синода Епископов Русской Православной Церкви Зарубежом в поддержку канонической Православной Церкви на Украине:

«Этим заявлением мы выражаем полную поддержку Митрополиту Онуфрию, вместе со всеми его архипастырями, духовенством, монашеством, всеми верующими единой Канонической украинской Православной Церкви, с любовью преклоняемся перед их исповеднической борьбой. Никаких препятствий церковной жизни не должно учиняться светской властью. Настоящие попытки повлиять на Церковь извне — свидетельствуют о глубоко не церковных мотивах и целях тех, кто пытается их проводить в жизнь».

Получаем открытую и всеобъемлющую поддержку большинства каноничных Православных Церквей.

Из воздержавшихся, а это американская, румынская и албанская церкви — никто не высказался в пользу позиции Константинопольского патриархата.

КП окончательно заигрался и в случае реального раскола останется в одиночестве вместе со своими неопапистскими амбициями.