Где награбленные Наполеоном ценности? Проклятое золото наполеона Памятники боев под Ригой.

«Сокровища Бонапарта пределы нашей страны не покинули»

205 лет назад, в середине сентября 1812 года, в Москву вошел Наполеон. Вдохновленный, как думал, победой при Бородине, о чем мечтал император, ожидая ключи от русской столицы?

О великом ли - месте своем во всемирной истории, или низменном - разграбленных сокровищах Московии, которые можно было бы увезти в Париж?

«Есть очень конкретный список всего того, что забрал тогда из Златоглавой Бонапарт. И если за двести лет ни один объект из этого перечня так нигде и не всплыл, ни в частных коллекциях, ни на аукционах, это может означать только одно: сокровища Наполеона пределы России не покинули, их нужно искать именно здесь», - убежден Владимир Порываев, руководитель единственной в России кладоискательской организации.

Бесценный крест с колокольни Иоанна Великого, переплавленные в безликие и тяжелые слитки золотые оклады икон, серебро столовых приборов и канделябров...

Двести лет профессионалы и любители тщетно пытаются обнаружить концы легендарного наполеонова «золотого обоза». Этой исторической загадке посвящены десятки книг и научных исследований.

Москва так и не далась неприятелю. Беспощадный мороз гнал французов на запад, заставляя думать лишь о спасении собственной шкуры, когда кусок черствого хлеба становится дороже всех драгоценностей мира. Бросали награбленное где ни попадя в надежде вернуться. И до сих пор Смоленская дорога щедра на такие находки: серебряные вилки и ложки, позолоченные пуговицы... Вам с удовольствием покажут их в местных школьных музеях, включая даже проржавевшие ядра от французских пушек.

Но самый главный, бесценный клад так и не был никогда найден. Где же он?..

Семлевское озеро 250 лет хранит свои тайны.

ТАЙНА СТОЯЧЕГО ОЗЕРА

Смоленское село Семлево, что под Вязьмой, на несколько месяцев старше Москвы: первые упоминания о нем датированы тоже 1147 годом, только августом. А еще Семлево знаменито тем, что именно здесь ночевал Наполеон, навсегда убегая из негостеприимной русской столицы.

— То ли ночевал он здесь, то ли только хотел переночевать, да передумал, заслышав грохот русских пушек, — утверждают местные жители. И с удовольствием демонстрируют «то самое место», где стояла походная кровать великого императора.

Впрочем, от места ночлега французского главнокомандующего — старинной церкви в центре поселения — ничего не осталось. Ее, как и многие, снесли в 1937 году. Сейчас здесь поставлен памятный деревянный крест, похоронены и солдаты Великой Отечественной, вздыблена земля тысячами безымянных могил. Тихое нынче село Семлево, днем будто вымершее, сморенное последними теплыми денечками, было когда-то эпицентром ненасытного Вяземского котла уже иной войны — ничего не осталось, никого…

Перемешано все. Прошлое с настоящим. Та первая Отечественная, 1812 года, с другой, более поздней, Великой.

Жаль, коротка людская память, так же, как и человеческий век, зато все помнит Семлевское озеро — древнее, темное, крепко хранящее свои и чужие секреты. Один из которых гласит, что клад Наполеона был затоплен именно в его водах.

Когда-то Семлевское озеро было шире и полноводнее. Затем усохло, берега его подернулись тиной, окрестности заросли лесом; хлюпает под ногами вода сквозь березовые поленца-мосточки — она еще тепла, почти как летом, и при желании можно даже искупаться, да только страшновато как-то погружаться в эту бездонную русалочью черноту, в тихий омут.

Здесь не водятся рыбы, да и птицы рядом с озером гнезда почему-то не вьют. Многочисленные исследования показали, что в водах озера находится огромное количество ионов серебра неизвестного происхождения, и другие драгметаллы — тоже. Откуда они там?..

— Одно из основных предположений — что на глубине как раз и находятся затопленные сокровища Наполеона: всем известно, что в наше Семлево он пришел с тяжелогруженым обозом, а уехал отсюда уже облегченным. Если бы вы только знали, сколько экспедиций сюда приезжало в поисках клада Наполеона даже и на моем веку — все ездят и ездят… — взмахивает руками Любовь Григорьевна Стржельбицкая, старейшая учительница здешней школы, преподавательница русского языка и литературы, любительница старины: на встречу со мной она пришла с важными записями по истории родного края. Основная часть которых посвящена как раз золоту императора.


Раритеты школьного музея села Семлево.

— Да об этом кладе, если вы знаете, писал еще Вальтер Скотт, — рассказывает Любовь Григорьевна. — В Российской империи поиски его шли и в XIX веке, начались они под руководством тогдашнего генерал-губернатора Хмельницкого, приезжали к нам и столичные инженеры, которые все пытались придумать способ, как исследовать дно озера. Но и по тем временам это технически оказалось невозможно, да и сегодня тоже.

Дело в том, что дна у Семлевского озера как бы и нет. Оно словно слоеный пирог, в которым каждый слой воды перемешивается со слоем песка и ила, и так все глубже, глубже… Вода да мутная озерная взвесь, глина — и под ней снова вода…

— Уже в 60-х годах XX века, пятьдесят лет назад, помню, я студенткой еще была, прибыла сюда серьезная экспедиция из Московского авиационного института, прожили ребята здесь все лето, брали разные пробы, но и у этих ничего не получилось, уехали несолоно хлебавши, — вздыхает Любовь Григорьевна. — И геологи тут работали, и археологи. Даже экстрасенсы как-то приезжали по поводу клада. Только все без толку…

В начале нулевых нагрянула целая делегация французов. Говорили, что хотят посетить памятные места, связанные с наполеоновскими войнами; придя на берег озера, слезно умоляли разрешить им его исследовать, но власти решили: лучше этого не надо — мало ли, а вдруг у них получится? Обидно будет. Не доставайся же никому…

ТРЕУГОЛКА БОГАРНЕ

А вот историк Александр Серегин из подмосковной Барвихи уверен, что «золото Бонапарта» (хотя почему Бонапарта? Это же наше, русское золото!) следует искать совсем в другом месте. В свое время он даже создал Центр по поиску клада Наполеона. И сам его возглавил. Он со товарищи с большим энтузиазмом принялся за это дело; сейчас, правда, энтузиазма поубавилось, но это не потому, что они не знают, где закопаны бесчисленные сокровища, просто, как они уверились, достать их на современном этапе не представляется никакой возможности. Ни физической, ни моральной.

— Земля, в которой хранятся эти реликвии, государственная, и даже если мы договоримся вести там раскопки, почти все найденное придется отдать в казну: сами понимаете, этот клад имеет огромное национальное и историческое значение, — вздыхает Серегин. — Но о том, как мы узнали, где он хранится, я все-таки расскажу. Это отдельная, весьма таинственная история. Дело в том, что однажды к нам пожаловал неизвестный человек, представился математиком…


На этом месте в 1812 году, убежав из Москвы, ночевал Наполеон.

Незнакомец поведал, что он как одержимый уже много лет изучает архивы во Франции, чтобы найти хоть какие-то зацепки к утерянному кладу Наполеона. И вот однажды в его руки попала старинная гравюра, на которой был изображен сын Жозефины Богарне, пасынок Наполеона, — Евгений. Пейзаж за спиной генерала Богарне — наш, среднерусский, где-то между Калугой, Москвой и Смоленском. Ночь, звезды, да треуголка зачем-то сброшена у Богарне с головы на землю…

— Известно, что Наполеон очень доверял своему пасынку, он даже сделал его вице-королем Италии; он вполне мог поручить именно ему секретную миссию и по захоронению московского золота, — поясняет и Владимир Порываев, соратник Александра Серегина и глава единственной в России конторы, которая занимается поиском кладов — не только Наполеона, а вообще любых.

— Конечно, история с исчезновением московского «золота Наполеона» очень увлекательна, — добавляет он. — Но в столице до сих пор хранятся и другие ненайденные клады той эпохи. Люди бежали от войны, брали с собой из дома самое ценное и по возможности необъемное, прятали это в стенах, на чердаках, под полом… Многие такие схроны до сих пор ждут своего часа. Ведь что такое клад? Это обычная сейфовая ячейка. Однако банков не было, люди хранили свои сбережения в кубышках: приехал, скажем, человек в Москву в 1812 году, запрятал свою кубышку куда-то, а затем неожиданно умер, никому и ничего не успел сказать, — так его собственность стала кладом, и таких в столице могут быть сотни…

В пользу того, что Евгений Богарне мог быть причастен к исчезновению «московского золота», говорит и тот факт, что он, единственный из приближенных Наполеона, ненадолго, буквально на несколько дней, покинул ставку императора, и где находился, что делал в это время — историкам доподлинно не известно, в архивах сведений тоже нет.

— Нельзя исключить, что как раз в эти дни он по указанию отчима и спрятал украденные из Москвы сокровища, это была его тайная миссия, — признается Владимир Порываев.


Владимир Порываев.

На той старинной гравюре, что показал профессиональным кладоискателям таинственный математик, над самим Богарне простирается ночное небо с весьма искусным и детальным изображением звезд. Те прорисованы удивительно точно, поэтому специалисты и предположили, что, возможно, их положение указывает на координаты спрятанных сокровищ.

— Тайну гравюры мы в итоге разгадали. По сути, мы имеем дело с зашифрованной картой местности, где даже кокарда с головного убора французского генерала служила подсказкой для места обнаружения клада, — все указывало на одну и ту же точку пространства, даже спустя минувшие 205 лет ее ни с чем не спутать, там есть очень важные и неизменные детали, но подробнее я вам ничего не скажу, чтобы не вызвать ненужного ажиотажа среди авантюристов и мечтателей, — поясняет Александр Серегин.

За чем же дело стало? Можно же и самим его откопать?..

КЛАД В РУКИ НЕ ДАЛСЯ

— Увы, но нет, любой клад, особенно бесценный, как наполеоновский, открывается в свое время, и только тому, кто этого достоин, — уверен Владимир Порываев. Он с сожалением признается, что попытка посетить ту местность и на практике проверить на деле теорию таинственного математика была, вот только ни к чему хорошему она не привела. «Мы едва остались живы в ту ночь», — утверждает кладоискатель. Хотя двигала ими не жажда наживы, а, как они говорят, исследовательский азарт.


Александр Серегин.

Выехали из Москвы в ноябре, в ту же дату, когда и Евгений Богарне с неизвестной целью покинул ставку, — все для того, чтобы в точности совпали астрономические координаты, указанные на зашифрованной гравюре. Дороги из Москвы было около четырех часов. Погода стояла холодная, но сухая, характерная для поздней осени. «И вдруг внезапно повалил снег, и через несколько минут все было им заметено, так что не видно ни зги», — вспоминает Владимир Порываев. Когда они прибыли в положенную точку, выяснилось, что и новехонькие, только купленные инструменты для поиска клада вдруг оказались сломанными. «Мы купили их в хорошем магазине, но не проверяли упаковку, да никогда такого и не было, чтобы подсунули бракованный товар, а тут из коробки детали как посыпались…»

В завершение всего, как поведал «МК» уже Александр Серегин, на них едва не напали местные бандюганы — погнались за машиной, решив, очевидно, что странные москвичи сошли с ума, решив ночью копать промерзлую землю в чистом поле.

— Это значит, что пока не судьба его достать, позже сюда вернемся, рассудили мы тогда, но так пока и не пришлось, — вздыхает Серегин. — Как будто бы все настроено против. Даже тот математик, который принес нам портрет Евгения Богарне, взял и исчез куда-то, телефон его не отвечал, был отключен, и больше мы его никогда не видели и не слышали. Как будто бы его и вовсе не было…

Кладоискатели уверены, что в отличие от канонической версии о нахождении клада Наполеона в непролазной топи Семлевского озера эти сокровища на самом деле находятся на суше, под корнями двухсотлетнего дерева, но чтобы достать их, нужно использовать специальные взрывные устройства. «Понятно, что на это мало кто решится — провернуть такую непростую операцию, — вздыхает Александр Серегин. — Но это и хорошо, значит, клад нас обязательно дождется».

Он говорит, что никаких сомнений в том, что клад Наполеона запрятан в этом самом месте, быть не может. Здесь и в Великую Отечественную проходили самые кровопролитные бои — а все потому, что немцы знали точные координаты, где спрятаны сокровища, поэтому и пытались во что бы то ни стало завладеть высотой.

— Безымянная эта высота — помните, как поется в песне? Вроде бы никакой особой стратегической значимости в ней не было, а сколько народу тут полегло — и все из-за золота, я уверен! — восклицает Александр Серегин.


Портрет Евгения Богарне. Но не тот самый.

Он убежден в том, что клад этот достоин государственного внимания. Тут нужны саперные войска: «У меня там как раз сын сейчас служит». Но сам говорит, что отошел от этого кладоискательского дела и пишет глобальную книгу о том, как нам всем жить дальше: «Проект Россия».

…Если поездить по смоленским деревням, через которые двести лет назад бесславно возвращались домой измученные французские войска, подгоняемые русской армией, то в каждой деревне вам обязательно расскажут о несметных сокровищах Наполеона, закопанных где-то в их окрестностях. Правда ли это или досужий вымысел — кто знает; как говорит кладоискатель Владимир Порываев, настоящий клад открывается далеко не всем. И только в нужное время.

Тонет в закатном солнце таинственное Семлевское озеро, отражаются в нем, сверкая, последние сентябрьские лучи — будто золото, спрятанное на самом дне, слепят они глаза.

Спят на берегу в изрытых траншеями и воронками полях павшие солдаты. Охраняют покой этой земли, как бессменные часовые. Им-то, под землей, точно известно, где прячутся несметные богатства Наполеона. Только они об этом никому не расскажут.

…После выполнения тайной миссии Наполеона генерал Богарне сильно изменился. Если раньше он был не дурак выпить и пограбить, то теперь присмирел, успокоился. Говорили, что однажды он случайно заснул в одной из православных деревенских церквушек, откуда было вывезено буквально все, до последней поповской ризы, и явился ему ночью святой, покровитель сего храма, который сказал, что если Богарне не опомнится и не перестанет в России мародерствовать, то неминуемо погибнет. «Прекращай безобразничать, генерал, иначе как собака помрешь. А будешь вести себя нормально, вернешься домой целым».

Богарне выбрал второе — и долго еще вспоминал тот проклятый восточный поход, не принесший ему ничего, кроме позора и бегства.

Доставку награбленного во время войны 1812 года золота Наполеон поручил вице-королю Евгению Богарнэ. Триста пятьдесят повозок, груженые золотом, серебром и ценными вещами тронулись в путь. Но по дороге к Смоленску они таинственно исчезли….

Москву армия Наполеона грабила 35 дней. Забирали все ценное, что не сгорело в огне пожарищ. Все не вывезенные ценности Московского Кремля и Патриаршей ризницы достались захватчикам. Солдаты императора, не имевшие понятия о художественной ценности оказавшихся в их руках старинных золотых и серебряных изделий, переплавляли их в слитки. В то время Калужская дорога была перекрыта русскими войсками. И армии Наполеона пришлось отступать по Смоленской дороге мимо селений, ими уже разграбленных.

Отступление было спешным. В убегающей от разгрома армии начался голод. Люди ели лошадей и даже человечину. Обоз с награбленными сокровищами снижал скорость отступления. И тогда Наполеон приказал спрятать большую часть содержимого обоза, чтобы ничего не досталось противнику. Золото закапывали в землю, топили в реках и озерах. Весь путь отступления французской армии, как следует из устных преданий, был усеян укрытыми кладами.

По окончании войны многие занялись поисками золота.

Помещики заставляли крепостных искать ценности на дне реки Березины. И крестьяне часто находили золотые и серебряные украшения.

По словам Вальтера Скотта, на дне Семлевского озера в большом количестве спрятаны золотые и серебряные слитки, монеты, уникальные бриллианты и многое другое.

Смоленский генерал-губернатор Н.И. Хмельницкий отправил к Семлевскому озеру экспедицию сразу же после окончания войны. Все попытки найти награбленное были безуспешны.

О золоте Наполеона вспомнили уже в 60-х годах двадцатого столетия. Поиски в Смелевском озере возобновились. Были взяты пробы воды для химического анализа. И они показали, что в озерной воде золота и серебра содержится в десятки раз больше, чем в других окрестных озерах. Только оказалось, что дно озера покрыто пятнадцатиметровым слоем ила. За время, прошедшее после войны, оно стало превращаться в болото. 20 лет поисков не дали ожидаемого результата.

Некоторые ученые считают, что более перспективным, чем Смелевское озеро, является белорусский город Гродно. Под ним хватает болот и озер, где можно было надежно спрятать сокровища. Надежда достать их там гораздо выше.

Интересный случай, кстати, произошел неподалеку от белорусского города Борисова в 1842 году. В гнезде сороки нашли золотые монеты XVI века. Стали искать, откуда птица могла их утащить, но ничего не нашли.

Историкам доподлинно известно, что при отступлении Наполеон останавливался в имении Селище. Лошади выбились из сил, поэтому он приказал зарыть несколько поклажу нескольких подвод в землю и заметить место. Через тридцать лет в имение приехал француз, участвовавший в сокрытии клада. Но местность к тому времени изменилась до неузнаваемости. Бочонки с золотом и до сих пор не нашли.

Не так давно поисками кладов решил заняться бывший сотрудник ФАПСИ при президенте РФ Владимир Порываев. Он обратился с просьбой к губернаторам Смоленской и Калужской областей в оказании содействия в поисках 80 тонн спрятанного золота. Вместе с ним собирается искать клад и историк, директор Центра поиска клада Наполеона Алексадр Серегин. Свой интерес к Калужской и Смоленской областям Серегин объясняет тем, что к нему пришел некто Роман Александрович, длительное время проживавший во Франции. Вот что сказал по этому поводу Серегин:

«Наш гость много лет провел в архивах, пытаясь напасть на следы клада Наполеона среди исторических документов, - вспоминает Серегин. - В итоге он нашел странную гравюру. На ней изображен вельможа из ближайшего окружения императора. Тот, который отвечал за транспортировку российских драгоценностей. Автор гравюры - придворный художник того времени - изобразил его с вопиющими неточностями. Будто бы специально. И столь же намеренно «бросил» на землю треуголку, которая должна быть на голове.

Роман Александрович тщательно изучил пейзаж на заднем плане, расположение звезд на небе. И, ориентируясь по ним, вычислил, где находится это место, на фоне которого стоит вельможа.

Звезды на картине были изображены не для красоты, а для опознания этой местности, - объясняет Александр. - А треуголка - это своего рода ключ. Если ее копию, выполненную в определенном масштабе, наложить на карту, то кокарда треуголки точно укажет место клада. Но его можно и рассчитать с помощью других деталей гравюры, которая по своей сути является картой-схемой...

Почти двести лет прошло со времени Первой Отечественной войны, но до сих пор клады Наполеона не дают спокойно спать желающим их найти. Что ж, может быть рано, или поздно, кому-то повезет.

Подпишитесь на нас

Почти два столетия неприметное озеро в Вяземском районе Смоленской области приковывает внимание историков, учёных и... кладоискателей. Здесь покоятся несметные сокровища, вывезенные Наполеоном из Москвы. По крайней мере, так утверждали французский генерал де Сегюр и английский романист Вальтер Скотт.

19 октября 1812 г. «великая армия» Наполеона покидала разорённую Москву. За войсками тянулись бесконечные вереницы повозок, доверху забитые награбленным добром. Впоследствии чиновники русского МВД подсчитали: французы захватили в Москве 18 пудов золота, 325 пудов серебра, множество церковной утвари, драгоценных камней, старинного оружия, мехов и т.п. Сняли даже позолоченный крест с колокольни Ивана Великого и двуглавых орлов с башен Кремля. Самую ценную добычу Наполеон, разумеется, оставил себе, разместив в «золотом обозе» под охраной гвардии. Но до Парижа трофеи не добрались - исчезли.

В 1824 г. французский генерал де Сегюр опубликовал мемуары. Вряд ли бы кто помнил о них сегодня, если бы не одна фраза: «Пришлось бросить в Семлёвское озеро вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест с колокольни Ивана Великого». Сегюру вторит Вальтер Скотт в биографии Бонапарта: «Он (Наполеон – Д.К.) повелел, чтобы московская добыча - древние доспехи, пушки и большой крест с Ивана Великого - были брошены в Семлёвское озеро как трофеи… которые он не имел возможности везти с собою».

В 1835 г. смоленский губернатор Николай Хмельницкий, коротая время за чтением Скотта, обратил внимание на эти строки. Энергичный чиновник загорелся желанием найти клад, благо Семлёвское озеро находилось на территории его губернии. Хмельницкий немедля выехал в Вяземский уезд, добрался до лесного озера в паре вёрст от села Семлёво, и три недели тщательно его «обыскивал». Тщетно. Затем, в 1911 г., попытали счастья члены Вяземского комитета по увековечению памяти Отечественной войны. На свет божий извлекли лошадиные кости, обломки повозки, ржавую саблю - но не сокровища.

Позднее, в 1960 и в 1979 гг. дно Семлёвского озера и его окрестности изучали две научные экспедиции: учёные исследовали берега, проводили анализы воды. Как же они обрадовались, обнаружив в северо-западной части озера повышенное содержание драгоценных металлов! Но нет – очередное разочарование: ничего кроме камней и строительного мусора не нашли. После очередного фиаско учёные призадумались: а был ли клад?..

О затоплении московских сокровищ в Семлёвском озере мы знаем лишь со слов де Сегюра и Вальтера Скотта. Стоит ли им доверять? Британец с Наполеоном в Россию не ходил, книгу свою писал по документам и воспоминаниям очевидцев. Скорее всего, Скотт просто повторил версию «главного свидетеля» - де Сегюра. Некоторые исследователи обвиняют генерала во лжи, но справедливо ли?

Двести лет назад ландшафт в районе Семлёво сильно отличался от сегодняшнего: кроме Семлёвского озера существовало множество других водоёмов. Французские военные карты не отличались безупречной точностью, ведь GPS ещё не изобрели. Поэтому «Семлёвским» де Сегюр мог назвать любое из здешних озёр, запруд и даже болот. Кроме того, попавшим в «историю» не до географии с топонимикой: русские шли по пятам, и французы в спешке могли затопить ценности где угодно.

Впрочем, слова «где угодно» можно отнести не только к семлёвским водоёмам: голодные, усталые солдаты «великой армии» разбросали добычу от Малоярославца до Березины. Об этом писал Кутузов: «Неприятель в бегстве своем оставляет обозы, взрывает ящики со снарядами и покидает сокровища, из храмов Божиих похищенные». Старая Смоленская дорога была усыпана ценностями, немало добра сбрасывалось в реки. Вся Россия превращалась в огромное, бескрайнее «семлёвское озеро», затягивая на дно «великую армию» и её доселе непобедимого императора.

Отменно били французов лихие казаки. Однажды они захватили у неприятеля знатную добычу - 20 пудов серебра, Кутузов отослал его в Казанский собор Петербурга. Активно участвуя в «исчезновении» наполеоновского «золотого обоза», донские станичники добыли изрядное количество драгоценных металлов, пожертвованных затем храму в Новочеркасске.

Итак, картина ясна. Но никакие доводы не могут убедить энтузиастов, по сей день разыскивающих легендарный «клад Семлёвского озера». И зачем только обмолвился о нём генерал де Сегюр?

Журнал Знание-сила.- 2012.- № 11

В июне 1812 в Россию вторглась армия Наполеона, уже покорившая всю континентальную Европу. Лучший полководец своего времени вел более полумиллиона солдат, набранных во Франции и побежденных ею странах. Русская армия отступала перед сильнейшим противником. Дав генеральное сражение при Бородино, русские войска оставили Москву неприятелю. Наполеон оказался в западне, удаленный от своих баз, не разбивший противника и не заключивший мира. С наступлением холодов французы покинули Москву. Их отход превратился в бегство, почти вся армия погибла от морозов. Русские войска, преследуя противника, вошли в Польшу и Германию, а завершили войну в Париже. В честь Отечественной войны в России было поставлено около сотни памятников, большая их часть сохранилась. Кроме монументов Отечественной войны здесь описаны и немногочисленные памятники других войн с Наполеоном - кампании 1807 года и заграничных походов 1813-1815 годов.

Памятник первой победы над Наполеоном в Кобрине

Первая победа над вторгшимися в Россию войсками была одержана вдали от главного театра военных действий. 15 июля 1812 года в Белоруссии, близ города Кобрин, произошел бой между 3-й резервной армией Тормасова и саксонскими частями генерала Клейнгеля. Русская армия одержала победу, взяв много пленных и трофеев.

В столетнюю годовщину этого сражения, у кобринского собора на Бобруйской улице был заложен памятник в честь победы над французами. Ровно через год, 15 июля 1913 года памятник был открыт. Его соорудили на свои средства 38-я пехотная дивизия и 38-я артиллерийская бригада при помощи жителей Гродненской губернии и полков, участвовавших в том бою. Памятник представлял собой гранитную скалу с бронзовой фигурой двуглавого орла, разрывающего лавровый венок с вензелем Наполеона. На передней стороне скалы мраморная доска с надписью: «Русским воинам, одержавшим первую победу над войсками Наполеона в пределах России 15 июля 1812 года». На правой стороне памятника под вензелем Александра I были перечислены 11 полков и 4 роты, участвовавших в сражении, а также приведен список трофеев: «4 знамя, 8 орудий, 2 генерала, 76 офицеров и 2382 нижних чинов». С левой стороны под вензелем Николая II было написано: «Сооружен потомками героев Кобринской победы 15 июля 1912 года» и приведен список участвовавших в постройке памятника полков. Автором проекта был инженер Д.В.Марков, орла и доски выполнил скульптор С.Отто. Перед памятником были установлены четыре мортиры, он был окружен цепью.

В межвоенный период Кобрин принадлежал Польше. В 1920-х годах монумент был переделан в памятник Костюшко: доски сбили, а вместо орла поставили бюст генерала. Памятник был восстановлен в первоначальном виде по проекту скульптора М.А. Керзина в 1951 году.

Памятники Смоленского сражения

3 августа 1812 года в Смоленск вошли отступающие дивизии Неверовского и Раевского, чтобы удержать город до подхода главных сил русской армии. На следующий день французский авангард начал штурм города, стремясь отрезать русские войска от Москвы. К вечеру в город вошли армии Барклая-де-Толли и Багратиона. Весь день 5 августа французы предпринимали жесточайшие бомбардировки и штурмы Смоленска, окончившиеся безрезультатно. Ночью русские оставили разрушенный город и отошли на восток.

Главный памятник

По утвержденному Николаем I плану, в Смоленске надлежало соорудить типовой памятник второго класса по проекту А.У.Адамини. Монумент был отлит на Александровском заводе в Петербурге из 26 тонн чугуна. Памятник по частям доставили в Смоленск, где его собрали петербургские рабочие. Открытие величественного 26-метрового монумента состоялось 5 ноября 1841 года на Плац-парадной площади у Королевского бастиона. Он представлял собой высокую восьмигранную чугунную пирамиду, увенчанную чешуйчатой церковной главкой с крестом. Пирамида была установлена на восьмигранной призме, стоящей на цилиндрическом постаменте. Ко всем граням призмы примыкали сдвоенные чугунные колонки, также завершенные чешуйчатыми главками с сидящими на них двуглавыми орлами. На передней грани призмы помещалась икона Смоленской Божьей матери, ниже, на постаменте - план смоленского сражения. Кроме того, на круглом постаменте находились семь надписей, разделенных накладными бронзовыми мечами в венках. Они гласили: «5 августа защищало Смоленск 62 батальона, 8 эскадронов, 144 орудия», «5 августа напало неприятеля 111 батальонов, 28 эскадронов, до 300 орудий», «Русских генералов убито 2, ранен 1. Воинов выбыло из строя до 9600», «Неприятельских генералов убито 1, ранено 3. Воинов выбыло из строя до 20000», «Сражение под Смоленском 4 и 5 августа 1812 года», «Главнокомандующие Барклай-де-Толли и Багратион», «Защищавшие Смоленск: Раевский, Дохтуров». Памятник был установлен на круглом ступенчатом основании и окружен цепью на столбиках. В 1851 году в Смоленске при земляных работах были найдены две французские пушки. Вскоре их установили на лафеты, отлитые в Брянске, и установили рядом с памятником. В 1874 году на месте Плац-парадной площади, вокруг монумента, был разбит сад, названный Лопатинским по имени тогдашнего губернатора города.

Смоленский памятник 1812 года - единственный из типовых памятников второго класса, благополучно сохранившийся до нашего времени.

Юбилейный памятник

К столетию Отечественной войны в Смоленске решено было воздвигнуть второй крупный памятник в честь тех тяжелых боев. Местом для его установки был выбран создаваемый к юбилею бульвар 1812 года, разбитый вдоль стены Смоленской крепости. Николай II, посетивший город 31 августа 1912 года, осмотрел модель памятника, выполненную инженер-подполковником Н.С.Шуцманом и одобрил ее. Памятник был сооружен за год и открыт 10 сентября 1913 года. Он представлял собой скалу высотой 8,5 метров, на которую карабкался галльский воин в доспехах и с мечом. На вершине скалы находилось гнездо, которое защищали два орла, символизирующие две русские армии. Все эти фигуры выполнил из бронзы скульптор С.Надольский. Скала, сложенная из каменных плит, была покрыта цементом с гранитной крошкой. На ее передней стороне помещалась бронзовая карта европейской части Российской империи со словами: «Благодарная Россия - героям 1812 года». На боковых сторонах в бронзовых венках находились гербы Смоленска и России, на задней стороне перечислялись руководители обороны города: Барклай-де-Толли, Багратион, Неверовский, Раевский и Дохтуров.

После революции памятник был разорен и лишился многих металлических деталей. В 1955 году он был отреставрирован и сейчас находится в первоначальном виде.

Памятник Софийскому полку

2-й пехотный Софийский полк принимал участие в обороне Смоленска в августе 1812. Спустя сто лет полк, расквартированный в Смоленске, на свои средства поставил памятник в честь своих предков. Он представлял собой четырехгранный бетонный обелиск на шестигранном постаменте, покоившемся на шести цилиндрических тумбах. Все это сооружение стояло на круглом основании из четырех ступеней. Венчал обелиск бронзовый двуглавый орел с распростертыми крыльями. Памятник был богато украшен. На лицевой грани обелиска находился накладной крест, вензель шефа полка - Александра III и две доски с надписями. Одна из них гласила: «4 и 5 августа 1812 года под стенами Смоленска Софийский пехотный полк геройски отбивал атаки Великой армии Наполеона». На задней грани помещался вензель Александра I и карта Европы с боевым путем полка. На боковых гранях располагались вензеля Николая I и Александра II, Николая II, доски с текстом. Бронзовые доски с изложением истории и боевых подвигов полка находились также на всех шести тумбах и всех шести гранях постамента. Таким образом, количество бронзовых досок на памятнике достигало семнадцати. Работы над памятником начались на валу Королевского бастиона в августе 1912, а его открытие состоялось 30 мая 1914 года.

После революции орел, крест, вензеля и доски были уничтожены, но сам обелиск сохранился. В 1960 году его отреставрировали, наверху восстановили орла, почему-то - одноглавого. Но вместо многочисленных бронзовых досок были установлены только две новых, чугунных; одна повторяла старую надпись, другая гласила: «Памятник сооружен в 1912 году солдатами Софийского полка в память о геройских подвигах своих предков. Автор проекта - рядовой 7-й роты Софийского полка смолянин Борис Цапенко».

Памятники боев под Ригой

Кекау

В августе 1812 к Риге подошли французские и прусские войска маршала Макдональда. На подступах к городу они имели ряд боев с русской армией. Главные схватки состоялись 10 августа и 14 сентября на горе Одукалис, близ селения Кекау. Макдональд не добился успеха, и после ухода Наполеона из Москвы также отступил в Пруссию. К столетию сражения на горе Одукалис был поставлен памятник. Его установили местный помещик фон Лилиенфельдт и потомки участвовавших в сражении лифляндских дворян Берга, фон Эссена и Левис-оф-Менара. Памятник был сооружен из местного известняка по проекту рижского архитектора Бокслава. На нем находилось пять досок с пояснительными надписями. На передней значилось: «В память первой победы над войсками Наполеона 10 (22) августа 1812 года при Даленкирхе». Открытие памятника состоялось в юбилей второго сражения, 14 сентября 1912 года.

Памятник был уничтожен во время позиционных боев под Ригой, вновь проходивших в этих местах в 1915-1917 годах.

Рига

Русские войска, защищавшие Ригу, не позволили французам войти в богатый город и спасли его от разграбления. В благодарность за это рижское купечество решило поставить памятник на Дворцовой площади перед замком. Его проект разработал архитектор Д.Кваренги. Памятник был заложен в 1814 году, во вторую годовщину изгнания французов из Москвы, а открыт 15 сентября 1817 года. Он представлял собой колонну дорического ордера, увенчанную бронзовой крылатой фигурой победы с венком и оливковой ветвью в руках. Семиметровый ствол колонны вытесал из красного финского гранита каменотес С.Суханов, статую победы по модели скульптора С.С. Пименова отлил в Петербурге В.П. Якимов. Углы постамента украшали четыре бронзовых орла, соединенных гирляндой. На двух его гранях помещались накладные бронзовые гербы России и Риги, на двух других находилась надпись на русском, немецком и латыни: «Силы двадцати царств и народов с мечом и огнем вторглись в Россию и пали в смерть и плен. Россия, поразя губителя, расторгла узы Европы. Александр Первый победоносною десницею возвратил и утвердил царям царства, законы народам. Л. 1814». Пятнадцатиметровый памятник окружали массивные каменные тумбы, соединенные решеткой.

В 1915 году, при приближении немцев к Риге, памятник решено было эвакуировать. 30 июля бронзовые фигура, орлы с гирляндой, гербы и надписи были сняты и отправлены на интендантский склад в Москву. Дальнейшие их следы теряются. Сама же гранитная колонна была демонтирована в 1936 году. Ее фрагменты некоторое время лежали в рижском Парке праздника песни, в 1960-х годах их перевезли в более отдаленное место - Межапарк. Ныне русская община Латвии призывает к восстановлению памятника.

Памятники Бородинского сражения

Недалеко от города Можайска Кутузов решил дать французам генеральное сражение. На выгодной позиции у села Бородино был подготовлен ряд земляных укреплений. 24 августа на подступах к Бородину произошел бой за Шевардинский редут. На рассвете 26 августа началось главное сражение, в котором сошлось почти 300 тысяч человек. После кровопролитных схваток, шедших весь день, французам удалось занять главные русские укрепления, однако решающего успеха им добиться не удалось. Потери этого страшного дня превысили 100 тысяч человек. Ночью русская армия отошла с поля боя и продолжила отступление к Москве.

Главный монумент

По утвержденному Николаем I плану установки памятников 1812 года, единственный монумент первого класса должен был появиться на месте главного сражения войны - на Бородинском поле. В 1835 году император утвердил проект, представленный художником А.У.Адамини, а в следующем году сооруженная из досок модель памятника была выставлена на всеобщее обозрение на Марсовом поле в Петербурге. Памятник представлял собой высокую колонну, увенчанную церковной главкой с крестом. Адамини удалось создать принципиально новый и в то же время чисто русский тип памятника - нечто среднее между колонной и православной колокольней. В четвертьвековой юбилей Бородинского сражения, 26 августа 1837 года на месте главного бородинского укрепления, батареи Раевского, состоялась торжественная закладка памятника. На месте его сооружением руководил архитектор Шестаков. Через два года величественный двадцативосьмиметровый памятник был готов.

Он представлял собой восьмигранную чугунную колонну, увенчанную позолоченной чешуйчатой церковной главкой с крестом. Колонна стояла на восьмигранном постаменте, который поверху опоясывал ряд аркад, поддерживаемый восемью колонками. Постамент покоился на круглом основании. На всех восьми гранях постамента находились пояснительные надписи. На передней стороне помещался образ Христа Спасителя и слова: «В нем спасение. Бородинское сражение 26 августа 1812 года». На четырех гранях, ближних к передней, описывались действия русских войск: «Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион. Русских было в строю: пехоты 85000 человек, конницы 18200, казаков 7000, ополчения 10000, орудий 640», «Умерли за Отечество полководцы: Багратион, Тучков 1-й, Тучков 4-й, граф Кутайсов. Всем прочим слава!», «1838. Благодарное Отечество положившим живот на поле чести. Русских генералов убито 3, ранено 12, воинов убито до 15000, ранено 30000», «Отступили с честью, чтобы вернее победить. Вторгнулось в Россию 554000 человек, возвратилось 79000». На трех задних гранях описывались действия неприятеля: «Франция, Италия, Неаполь, Австрия, Бавария, Виртембергия, Саксония, Вестфалия, Пруссия, Голландия, Испания, Португалия, Польша, Швейцария и Германский союз. Всех 20 языков. Вывели в строй: пехоты 145000 человек, конницы 40000, орудий 1000», «Европа оплакала падение храбрых сынов своих на полях Бородинских. Неприятеля генералов убито 9, ранено 30, воинов убито до 20000, ранено 40000», «Властолюбие неограниченное изумило Европу и успокоилось посреди пустынь океана. Москва занята неприятелем 2 сентября 1812 года, Александр I вступил в Париж 19 марта 1814 года». Кроме того, на задней грани помещена надпись: «Открыт 26 августа 1839 года». Открытие памятника, действительно состоявшееся в этот день, было необычайно торжественным. На нем присутствовал Николай I, перед памятником прошли парадом 150 тысяч солдат и офицеров, был произведен салют из 792 выстрелов. В течение нескольких дней после открытия прибывшие войска проводили на Бородинском поле маневры, повторявшие ход сражения. В честь открытия памятника были отчеканены две памятные монеты.

Перед открытием монумента из села Симы Владимирской губернии был доставлен прах Багратиона. Он был торжественно перезахоронен у подножья памятника. Над склепом князя была положена гранитная плита с золотой надписью: «Генерал от инфантерии князь Петр Иванович Багратион, командовавший второй западной армией. Ранен в сражении под Бородиным 26 августа 1812 года. Скончался от ран 12 сентября 1812 года на 47-м году от рождения». У памятника было поставлено караульное помещение для двух солдат-ветеранов, охранявших его.

В 1932 году главный Бородинский памятник был взорван и разобран на металлолом. Заодно был разрушен склеп Багратиона, а его могила разграблена. В 1980-х началось восстановление главного монумента. Воссозданный в первоначальном виде он был вторично открыт в 175-ю годовщину сражения в 1987 году. Тогда же были воссозданы склеп и надгробие Багратиона.

Памятник на месте командного пункта Кутузова

Более 70 лет Главный монумент оставался единственным памятником на Бородинском поле. В преддверии столетнего юбилея битвы стали обсуждаться различные планы установки новых памятников. Идея сооружения еще одного грандиозного монумента была справедливо отвергнута. В конце концов, правительство разрешило всем воинским частям, участвовавшим в сражении, поставить на свои средства памятники предкам. Только два памятника были сооружены за счет государственной казны. Первый - памятник на месте командного пункта Кутузова - стал главным среди десятков памятников, появившихся к столетию сражения.

Этот памятник, сооруженный по проекту инженер-полковника П.А.Воронцова-Вельяминова, был установлен на холме у деревни Горки, откуда Кутузов наблюдал за ходом битвы. Он представлял собой высокий обелиск красного гранита, увенчанный бронзовым парящим орлом с лавровым венком в когтях (орел парил в небе во время принятия Кутузовым командования над русской армией незадолго до Бородинского сражения). На передней стороне постамента в нише находится бронзовый барельеф, изображавший сидящего Кутузова в окружении Барклая-де-Толли, Ермолова, Платова и Толя. Выше барельефа значилось: «Неприятель отражен на всех пунктах», ниже - «Кутузов. 26 августа 1812 года». С задней стороны постамента в нише помещалась надпись: «Отсюда фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов руководил войсками в сражении при с.Бородине 26 августа 1812 года». Переднюю грань обелиска украшал бронзовый меч с датой «MDCCCXII» на эфесе. Памятник был окружен тумбами белого камня. Он был окончен уже в августе 1912, но церемония его освящения состоялась лишь 8 ноября 1913 года.

Памятник сохранился.

Французский памятник

При подготовке празднования столетия Бородинской битвы русское правительство разрешило французам поставить на поле боя памятник своим соотечественникам. Местом для него был выбран Шевардинский редут, где 26 августа находился командный пункт Наполеона. Французское правительство купило у местных крестьян участок в 50 квадратных саженей. Памятник изготавливался во Франции на собранные там пожертвования (свыше 30 тысяч франков) по проекту молодого архитектора Поля Бесенваля. Его открытие намечалось на 26 августа 1912 года. Везти в Россию по железной дороге 47-тонный монолит бургундского гранита было сложно, поэтому памятник решили перевозить морем. 13 августа монумент и его автор отплыли из Антверпена в Петербург на датском пароходе «Курск». С этого дня «Курск» никто больше не видел - он затонул во время шторма в Северном море.

Из-за этой неожиданной трагедии к торжествам на Бородинском поле вместо монумента была сооружена его временная модель в натуральную величину. Постамент был сколочен из досок, покрыт гипсом и выкрашен серой краской, венчала его гипсовая фигура орла. Эта модель была торжественно освящена в день юбилея в присутствии Николая II. Вскоре из Франции прибыли заново изготовленные части памятника - три гранитных блока для постамента и полуторатонный орел. Они были собраны, и в следующую годовщину боя, 26 августа 1913 года, состоялось повторное открытие памятника. Оно было скромным - присутствовали только французская колония и консул. Памятник представлял собой широкий гранитный обелиск, высотой около 6,5 метров, увенчанный бронзовым французским орлом с поднятыми крыльями. На передней грани памятника была вырезана надпись: «Aux morts de la Grande Armee. 5-7 septembre 1812» (мертвым Великой Армии). Памятник стоял на насыпном кургане.

Он благополучно сохранился.

Обелиск в память военного совета в Филях

1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет русской армии, на котором, по настоянию Кутузова, решено было оставить Москву. В 1868 году, во время пожара, изба, в которой проходил совет, сгорела. А в 1883 на ее месте появился памятник - четырехметровый обелиск серого гранита. Это был старый верстовой столб, перенесенный с проходившей рядом Смоленской дороги (отсюда и вырезанная на нем надпись: «1783 года»). На его постаменте укрепили две мраморные доски с надписями. На одной приводились слова Кутузова, сказанные на совете: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Поставляю первой обязанностью сберечь армию, сблизиться с подкреплениями и самим уступлением Москвы приготовить неприятелю неизбежную гибель, и потому намерен, пройдя Москву, отступить по рязанской дороге. Я вижу, что мне придется поплатиться за все, но жертвую собою и для блага отечества приказываю отступить». Другая доска содержала историю сооружения обелиска: «На месте этом находилась изба, принадлежавшая крестьянину деревни Фили Фролову, где 1-го сентября 1812 года был военный совет под председательством фельдмаршала князя Кутузова, решившего участь Москвы и спасение России. Изба сгорела 7-го июня 1868 г. Офицеры Гренадерского корпуса, бывшие на полевой военной прогулке в 1883 г. в окрестностях Москвы, проникнувшись благословением к историческому месту, возымели желание увековечить это место камнем и обнести его оградой, что и исполнено заботами и усердием чинов Гренадерского корпуса. 1883 года, ноября 8 дня».

Спустя несколько лет, в 1888 году, рядом с обелиском была воссоздана копия исторической избы. И памятник, и изба сохранились до нашего времени.

Историю Красной площади, ее архитектурно-художественный облик нельзя рассматривать изолированно от Московского Кремля. Именно эта площадь принимала первые удары врагов, подходивших к стенам Кремля обычно с восточной и южной сторон. Здесь зарождались народные волнения и восстания, участники которых не раз громили дворы феодальной знати в Кремле. С Кремлем связаны такие культурные начинания, как открытие музеев (один из первых в Москве - Оружейная палата, превращенная в музей в 1806 году) и театра (Потешный дворец, перестроенный под придворный театр в 1679 году).

Архитектурное ядро ансамбля Красной площади составляет именно Кремль, величественно-торжественная панорама которого ограничивает ее с запада. Многообразны исторические, художественные и иные связи площади и Кремля, нерасторжимо их единство в современной жизни страны и Москвы. Вот почему рассказ о Красной площади был бы неполон без упоминания о Кремле - сердце Москвы и России.

Если пройти с площади вдоль стен древнейшей московской крепости, можно увидеть все 20 башен, надстроенных в XVII веке шатровыми верхами. Три из них круглые. Они особенно прочны и когда-то позволяли вести огонь, используя широкий спектр обстрела. Пять башен - проездные и одна башня - отводная, Кутафья. Ее соединял с входом в Кремль древний мост над рекой Неглинной. Первая по времени постройки башня - Тай-ницкая (1485 год), под ней был тайный подземный ход к Москве-реке, а последняя (1495 год) и самая высокая из кремлевских башен (80 метров) - Троицкая.

Стены имеют внизу откос, толщина их от 3 до 5 метров при высоте от 6 до 17 метров в зависимости от рельефа местности. Общая протяженность стен 2235 метров.

Завершаются стены зубцами в форме "ласточкина хвоста", характерными для итальянского крепостного зодчества.

С внутренней стороны проходит аркада, которая встречается во многих русских крепостях, а снаружи стены украшены белокаменным поясом. Ходовая площадка имеет ширину от 2 до 4 метров. Бойницы подошвенного и верхнего боя расположены на различной высоте. Кроме того, стены и башни имеют машикули - навесные бойницы-стоки. К проездным башням примыкали отводные стрельницы, в которых устраивались "вылазы", погреба и "слухи". Ворота были оснащены герсами - опускающимися из пазов металлическими решетками - и ограждались мощными, окованными металлом створами.

За краснокирпичными зубчатыми стенами и башнями с Красной площади хорошо видны неповторимые древние памятники, составляющие прославленный архитектурный ансамбль Кремля: над много-купольем Соборной площади возвышается гигантский столп колокольни Ивана Великого, который объединяет многообразные здания; среди них постройки конца XV - начала XVI века, ровесники кремлевских оборонительных сооружений.

С южной стороны от Москвы-реки, куда выходит Красная площадь, над стенами Кремля видны могучие золотые шлемы величественного Успенского собора - главного на Руси, сыгравшего значительную роль в отечественной истории. В нем оглашались государственные акты, удельные князья приносили присягу верности Москве, позже венчались на царство русские князья и цари, короновались императоры. Здесь же возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов "всея Руси", а также предавали анафеме отлученных от православной церкви, в числе которых был и великий русский писатель Лев Толстой.

Через парадный южный вход участники торжественных церемоний и празднеств выходили на Соборную площадь Кремля и через ворота Спасской башни - на Красную площадь.

Успенский собор не только первоклассный исторический памятник, но и выдающееся явление в отечественной и мировой художественной культуре. Не только торжественной монументальностью и строгостью, но и необычностью поражала современников его архитектура. Строил Успенский собор в 1475-1479 годах итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Дав уже известному в то время мастеру столь ответственное задание, Иван III в качестве образца указал Успенский собор во Владимире. Поэтому, прежде чем приступить к строительству, Фиораванти изучил образец в натуре. Повторив формы оригинала, зодчий украсил фасады своего творения аркатурным поясом, а завершил их характерными для русского зодчества полукружиями закомар. Над ними величаво и торжественно поднялись на световых барабанах пять шлемовидных куполов, как бы подхватывая вертикальный строй пилястр, членящих стены.

Отдавая дань владимирской архитектурной традиции, итальянский зодчий вместе с тем внес в архитектуру Успенского собора много нового. Непривычным для москвичей того времени было геометрическое членение объемов и фасадов собора, равные размеры закомар, пять, а не три алтарные апсиды, лишь совсем незначительно выступающие из глади стены. Оценивая цельность художественного образа здания и примененные в нем новшества, летописец отмечал, что Успенский собор подобен монолиту - "яко един камень", возведен "палатным образом", то есть больше напоминает светское, чем культовое, сооружение.

Значение собора подчеркивалось и его убранством. Он был внутри богато расписан. В алтарной части сохранились фрагменты фресок конца XV века, а также фрески, относящиеся к XVII столетию. Исключительную ценность представляют иконы собора ("Владимирская богоматерь" - византийского письма XI века ныне в Третьяковской галерее; "Георгии" - работы новгородского художника АИ века, икона "Спас Ярое Око" - начала XIV века и др.).

В соборе хранятся и ценные образцы декоративного искусства. В их числе узорчатый Мономахов трон в виде шатра, выполненный из дерева в 1551 году для Ивана Грозного, впервые принявшего царский титул; центральное паникадило "Урожай" с изображением Георгиевских крестов - своеобразный памятник победы в Отечественной войне 1812 года. Оно отлито из серебра, отбитого у войск Наполеона, ограбивших Кремль. К 500-летию, которое собор отметил в 1979 году, в нем проведены реставрационные работы.

Справа на бровке Кремлевского холма расположен белоснежный Архангельский собор (1505-1508) - усыпальница московских князей и русских царей. В его облике явственно выступают черты итальянского палаццо эпохи Возрождения, несмотря на то что строивший его зодчий Алевиз Новый в большей степени, чем Фиораванти, воспроизвел особенности композиции и конструкции русского крестово-купольного храма. Впервые в Древней Руси Алевиз применил пилястровый ордер с капителями и карнизом полного профиля, а в тимпанах закомар различного размера поместил раковины - декоративный прием, получивший впоследствии широкое распространение.

Стены собора покрывают фрески, впечатляющие своим мажорным колоритом. Собор расписан в 1652-1666 годах русскими художниками во главе со Степаном Резанцем, Яковом Казанцем, Федором Козловым. Большинство икон украшенного великолепной резьбой иконостаса написано Дорофеем Ермолаевым и Золотаревым. Наиболее интересна икона "Архангел Михаил"начала XV века.

В соборе 54 захоронения, над которыми установлено 46 надгробий в форме саркофагов (после переноса столицы в 1712 году русских императоров, начиная с Петра I, хоронили в Петербурге). Это один из самых древних некрополей города. У стены со стороны южного входа - первое по времени погребение XIV века - строителя дубового "града" московского князя Ивана Калиты; во втором ряду - средняя гробница героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, соорудившего первый каменный Кремль. У самого иконостаса в центре - гробница Ивана III, при котором Москва стала столицей Руси и построен существующий ныне Кремль. За иконостасом - могила Ивана Грозного. Во время реставрационных работ в 1962- 1965 годах под металлическим полом был обнаруженбелокаменныйпол XVI века.

Выявились новые детали первоначального интерьера усыпальницы. Тогда же были вскрыты и исследованы гробницы Ивана Грозного и его сыновей - убитого им Ивана и ставшего впоследствии царем Федора, а также полководца М. Скопина-Шуйского. Скульптор-антрополог М. М. Герасимов воссоздал портрет Ивана Грозного,который экспонируется всоборе.

За Архангельским собором фронт застройки Кремлевского холма продолжает Благовещенский собор, возведенный в 1489 году псковскими мастерами. Он служил домовой церковью московским князьям, а позже царям. Вначале это был небольшой трехкупольный храм на высоком подклете, под сводами которого хранилась казна государства. После перестроек в середине XVI века собор стал девятикупольным, его порталы были покрыты обильной резьбой. Витые колонки с "дыньками" на алтарных апсидах, перекликаясь с аркатурным поясом Успенского собора, тем самым усиливают впечатление единства архитектурного ансамбля площади - старейшей в Москве. Нарядный храм сейчас оправдывает древнее народное прозвище - Златоверхий, так как купола и кровли собора во время реставрации вновь покрыли золотом. Они особенно хорошо видны с Москворецкого моста, ведущего с Красной площади в Замоскворечье.

По образцу древних княжеских храмов собор имеет хоры, на которые ведет лестница в толще стены. Поражает убранство интерьера: пол, выложенный плитками полированной агатовидной яшмы, металлические двери с рисунками золотой насечкой, фрески на стенах, выполненные в начале XVI столетия художником Феодосием "с братией". В иконостасе, чеканенном из позолоченной бронзы уже значительно позднее, сохранились работы знаменитых художников Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублева.

С богатством сложного силуэта и золотым многокупольем собора вступает в контраст соседствующий с ним геометрически четкий парадный фасад Большого Кремлевского дворца. Он вытянут вдоль кремлевских стен и как бы венчает их зубчатую широкую полосу. Красный цвет кирпича подчеркивает традиционное сочетание белого и желтого цветов этой постройки XIX века. Дворец, до революции служивший царской резиденцией в Москве, возведен в 1838-1849 годах по проекту группы архитекторов во главе с К. А. Тоном.

Парадный фасад здания обращен на Москву-реку. Он имеет три ряда окон, но сама постройка двухэтажная: верхний этаж двусветный. Здесь располагается Зал заседаний, созданный в результате реконструкции Андреевского и Александровского залов в 1934 году. К нему примыкают Георгиевский, Владимирский, Екатерининский залы, названные, как и Андреевский и Александровский, в память о старых русских орденах.

Среди этих парадных помещений особой торжественностью и красотой отличается Георгиевский зал, посвященный победам русского оружия. На его стенах - мраморные доски с наименованиями воинских частей и именами офицеров, награжденных высшей военной наградой в царской России - орденом Георгия Победоносца.

На цилиндрическом своде зала, так же как и в простенках, изображены знаки ордена, а на торцах - его патрон Георгий Победоносец. Реставраторы обновили великолепный паркет, восстановили детали художественной отделки и позолоту декора.

В первые годы Советской власти в Георгиевском зале созывались съезды Коммунистической партии, международные конгрессы В наши дни в нем вручаются ордена и медали награжденным, проходят правительственные приемы. В 1945 году в зале состоялся прием участников парада Победы на Красной площади, в апреле 1961 года праздновалась победа человека над космосом - полет первого космонавта Юрия Гагарина. Здесь же проходили международные совещания коммунистическихирабочих партий.

Богато отделаны комнаты так называемой Собственной половины, предназначавшиеся для императора и императрицы. В наши дни они используются для официальных приемов.

За дворцом, ближе к Боровицким воротам, расположено монументальное здание с декоративными резными колоннами белогокамня. Оно воздвигнуто архитектором Константином Тоном два года спустя после окончания строительства царской резиденции и перекликается с ним рядом архитектурных элементов. Это Государственная Оружейная палата - бывшая сокровищница великих князей и царей, ныне старейший музей страны. Здесь хранятся древнее оружие, боевые доспехи, уникальные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, редчайшая коллекция одежды и тканей, посольских даров русским князьям и царям, парадные экипажи и великолепная конская упряжь. Богата и разнообразна представленная в Оружейной палате коллекция царских тронов: трон Ивана Грозного, облицованный слоновой костью, золотые троны Бориса Годунова и Михаила Федоровича, алмазный трон царя Алексея Михайловича, единственный в России двойной трон, выполненный из серебра, для соправителей - Петра I и Ивана V.

В этом же здании размещается уникальная выставка "Алмазный фонд России". В ее экспозиции крупнейшие драгоценные камни, золотые и платиновые самородки, лучшие изделия советских ювелиров: колье, броши, серьги, кольца, ордена, украшенные бриллиантами. Великолепны именные алмазы:"Великий почин", "Звезда Якутии", "60 лет Октября", "Мария" и др.

Специальный раздел выставки отведен всемирно известным драгоценным камням; здесь представлены алмазы "Шах", "Орлов", самый большой в мире изумруд, царские регалии и другие сокровища бывшейцарскойказны.

Фасады всех этих зданий, входящих в древнейший архитектурный ансамбль, раскрыты к Москве-реке. С ее противоположного берега можно увидеть и древнейшую из сохранившихся в Москве гражданских построек - Грановитую палату. Она была заложена в 1487 году Марко Фрязиным (Руффо), а завершена спустя четыре года Пьетро Антонио Солари. Палата составляла часть каменного дворца великого князя. Она получила свое название по граненому камню - русту, которым облицованфасад,обращенный к Соборной площади. Квадратный в плане зал, служивший для парадных дворцовых церемоний, имеет оригинальную конструкцию, которая уже была известна на Руси, а позднее получила чрезвычайно широкое распространение. Четыре крестовых свода опираются на стены и каменный могучий столб, расположенный в центре. Стены этого самого большого и высокого помещения древней Москвы были расписаны фресками, которые погибли в огне пожара 1812 года. Существующая стенопись относится к концу прошлого века и выполнена палешанами братьями Белоусовыми в их традиционной манере.

В Грановитой палате в старину проходили торжественные церемонии приема иностранных посольств, заседали Земские соборы. Иван Грозный праздновал здесь присоединение Казани к Русскому государству, а Петр I - победу русских войск над Карлом XII под Полтавой в 1709 году. В Грановитой палате проходили заседания Совета Старейшин Верховного Совета СССР, ныне в дни праздников устраиваются официальные приемы.

Советским реставраторам удалось восстановить первоначальный облик интерьера палаты, существовавший до перестройки ее фасадов в XVII столетии.

Над невысоким объемом Грановитой палаты возвышаются хорошо просматриваемые с юго-востока и востока 11 позолоченных куполов и покрытые изразцами барабаны Верхоспасского собора, который примыкает к Теремному дворцу. Последний возвели в 1635 -1636 годах Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков по образцу деревянных хором. Дворец имеет ярусное построение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрильной башенкой. Наличники окон с характерными "гирьками" украшены прекрасной резьбой по белому камню. Все помещения дворца с его низкими потолками, толстыми стенами, изразцовыми печами расписаны растительно-травным орнаментом.

Теремной дворец входит в комплекс зданий Большого Кремлевского дворца, так же как и древнейший архитектурный памятник Москвы - церковь Рождества Богородицы в Кремле, сложенная из белого камня. Ее построила в 1393- 1394 годах вдова московского великого князя Дмитрия Донского, по-видимому, в память победы русских войск над ханом Мамаем на Куликовом поле; 600-летие этой победы было широко отмечено в 1980 году.

Рождественскую церковь снаружи увидеть невозможно. Она неоднократно перестраивалась, и в середине прошлого столетия над ней была возведена церковь, позолоченный купол которой возвышается над пестрой кровлей Теремного дворца.

В архитектурный ансамбль Кремля входят и другие памятники. Это одноглавая церковь Ризположения, возведенная в 1484-1488 годах псковскими мастерами в память о спасении Москвы от нападения хана Мазовши; Потешный дворец, Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов - памятники XVII века. Почти во всех этих зданиях открыты музеи, знакомящие с бытом и искусством прошлого.

Хорошо видна с Красной площади столп-колокольня, прозванная Иваном Великим. Наиболее впечатляющее и самое высокое сооружение старой Москвы, она возведена Боном Фрязиным в 1505-1508 годах и надстроена почти столетие спустя по указанию царя Бориса Годунова. Об этом свидетельствует надпись славянской вязью из золота, опоясывающая верхний ярус под куполом. Гигантские восьмигранники, тремя ярусами плавно нарастая ввысь, переходят в цилиндр, который завершается луковичной главкой. Колокольня, одновременно служившая боевой дозорной вышкой, в течение веков господствовала в застройке Москвы - ее высота 81 метр - и в значительной степени определяла силуэт города. Указом царя Михаила Федоровича в столице запрещалось возводить храмы выше "Ивана Великого".

Внутренние лестницы колокольни имеют 329 ступеней и ведут на террасы и галереи, откуда открывается великолепная панорама. В арках висят колокола, всего их 21. Каждому дано характерное прозвище: Медведь, Ревун, Голодарь (великопостный) и др. Самый большой из них, весом 4 тысячи пудов,- Успенский - отлит мастерами Я. Завьяловым и Русиновым в прошлом столетии. На первом ярусе звонницы, примыкающей к столпу Ивана Великого, размещается выставочный зал. В нем периодически устраиваются экспозиции, знакомящие с произведениями искусства из собраний и фондов музеев Московского Кремля.

Много легенд сложено об удивительной прочности колокольни Ивана Великого, которую не смог разрушить даже взрыв колоссального порохового заряда, заложенного войсками Наполеона перед бегством из Москвы. Были разрушены только звонница, построенная рядом Петро-ком Малым в 1532-1543 годах, и Филаретова пристройка начала XVII века (они были восстановлены вскоре после войны 1812 года архитектором Д. Жилярди по проекту Л. Руска). При реставрационных работах удалось выяснить конструктивную особенность основания столпа. Оказалось, что оно имеет глубину всего 4,3 метра. Тем самым было опровергнуто мнение, что фундамент заложен на большой глубине. Исследования показали, что колокольня покоится на восьмигранном каменном основании и сваях.

У подножия колокольни возвышается на постаменте самый большой металлический колокол в мире - Царь-колокол. Он отлит Иваном и Михаилом Моториными в 1733-1735 годах. Колокол поражает своими размерами и сейчас. Диаметр его (в основании) 6 метров 60 сантиметров, а вес достигает 200 тонн. Памятник художественного литья украшен рельефными царскими портретами и орнаментом. В 1979 году специалисты провели реставрацию Царь-колокола: расчистили его поверхность, отремонтировали постамент, а основание отколовшейся части колокола весом одиннадцать с половиной тонн полностью подняли на поверхность и очистили от земли.

По соседству с Царь-колоколом расположен другой выдающийся образец русского литья - Царь-пушка (как уже было сказано, первоначально ее установили на Красной площади). Ее калибр 890 миллиметров, длина ствола 5 метров 34 сантиметра, вес 40 тонн. Пушка была отлита Андреем Чоховым в Москве на Пушечном дворе в 1586 году и предназначалась для обороны Спасских ворот Кремля. В судьбе Царь-пушки и Царь-колокола много общего: в колокол ни разу не звонили, а из пушки ни разу не выстрелили. Декоративный лафет пушки и ядра, весом около тонны каждое, отлиты из чугуна в XIX веке. В 1980 году Царь-пушку и ее лафет тщательно реставрировали; при этом были восстановлены утраченные детали орнамента.

Вдоль фасада Арсенала можно увидеть еще около 40 пушек XVI-XVII веков. Каждая имеет свое название: "Троил" (отлита А. Чоховым), "Волк", "Лев", "Гамаюн" и др. Рядом с ними - трофейные орудия, захваченные у войск Наполеона в 1812 году.

Колокольня Ивана Великого придала законченность ансамблю Московского Кремля, художественное единство которого сохранилось, хотя каждое столетие оставляло в нем свой след. Исполнен могучей силы, ясности и соразмерности фасад Успенского собора XV века. Каменное кружево и буйство красок XVII века запечатлели Теремной дворец и его домовые церкви. Гармония и торжественное величие классицизма представлены архитектурой зданий Арсенала и Сената, построенных в XVIII веке. Черты эклектики прошлого столетия, которая возвела в ранг художественного идеала компиляцию и подражательность, в известной мере сказались на архитектуре Большого Кремлевского дворца.

Среди сооружений кремлевского ансамбля особую роль в формировании облика Красной площади играет здание бывшего Сената. Его гигантский купол с развевающимся красным флагом стал неотъемлемым элементом ансамбля главной площади страны.

Сооруженное в 1776-1787 годах первое монументальное произведение М. Ф. Казакова свидетельствует о блестящем мастерстве архитектора, выдвигавшего на первый план интересы развития городского ансамбля: здание Сената органично вошло в облик Красной площади, отчетливо выявив его градостроительную роль. Купол этого "русского Пантеона" подчеркнул поперечную ось площади, проходящую по ее середине. Позднейшая застройка территории к северо-востоку от Кремля закрепила эту градостроительную идею Казакова.

Зодчий мастерски использовал отведенный для строительства Сената участок. План здания имеет форму равнобедренного треугольника со срезанными углами, в который вписаны три двора геометрических форм: пятигранный - в центре, а по сторонам два треугольных. Фасады здания решены в классическом стиле. Нижний этаж рустован, второй и третий объединяют лопатки дорического ордера. В центре главного фасада, обращенного к Арсеналу,- портик ионического ордера, напоминающий триумфальную арку. Он обрамляет вход на парадный двор. Отсюда особенно эффектно выглядит полукруглый фасад купольного зала, являющегося центром всей композиции. Высок трехсветный белоснежный Свердловский зал (ранее Екатерининский); его стены украшают пышная коринфская колоннада и барельефы нааллегорическиесюжеты.

Кессонированный купол, самый большой в то время в России (24,6 метра), и сейчас поражает формой и размерами. Он служит гармоничным завершением одного из лучших русских интерьеров XVIII века. Благодаря многочисленным окнам в основании купол кажется парящим в воздухе.

За Никольской башней над стенами Кремля возвышается верхний этаж монументальной постройки Арсенала, который возводился и восстанавливался после пожара почти в течение всего XVIII столетия (архитекторы X. Конрад и Д. Иванов). Превращенное в руины французскими войсками при отступлении из Москвы в 1812 году, оно было восстановлено по проекту О. И. Бове в 1816-1828 годах.

На фасаде - мемориальная доска с именами солдат 56-го запасного пехотного полка, расстрелянных в 1917 году юнкерами, другая - напоминает о воинах, погибших при защите Москвы и Кремля от налетов фашистской авиации. В сквере справа от Арсенала установлен памятник командирам и курсантам Кремля, павшим в боях под Ореховом и Синельниковом в годы гражданской войны.

По другую сторону сквера, напротив Арсенала, возвышается Кремлевский Дворец съездов, завершенный в 1961 году.

Для того чтобы Дворец не подавил своей высотой окружающие его памятники и не нарушил живописный силуэт Кремля, новое здание углублено в землю на 15- 16 метров. Благодаря этому горизонтальная линия кровли Дворца продолжает горизонталь кровли Арсенала и зубцов кремлевских стен, контрастируя с вертикалями соборов и башен. Беломраморные трехгранные пилоны украшают каждый из фасадов Дворца. Своим строгим ритмом эти пилоны, чередующиеся со стеклянными витражами оконных проемов, придают вертикальный строй всему сооружению. Фасады Дворца пластичны, благодаря чему на них возникают своеобразные сочетания света и тени. Многоцветье древних построек Кремля, окружающих Дворец, создает в его витражах и на белом мраморе облицовки целую палитру различных оттенков. Главный вход в здание подчеркнут свободно вынесенным козырьком и стеклянным тамбуром.

При формировании художественного образа Дворца учитывались традиции древнего московского зодчества (уступчатый силуэт, сочетание белого и красного цветов с позолотой и т. д.). Авторам удалось органично вписать огромный объем здания в кремлевский ансамбль. Соседство с прославленными образцами древнерусского зодчества и русским "узорочьем" XVII столетия ярче выявило особенности архитектуры нового здания.

Стремясь органически связать Дворец с архитектурной средой, зодчие широко использовали зеркальное стекло, что раскрыло интерьеры нового сооружения на замечательные памятники Кремля и создало дополнительный художественный эффект. Главный фасад несколько отодвинут от проезда в глубь участка. Тем самым открылся вид на Троицкую башню, высокий шатер которой служит великолепным завершением перспективы. Сохранена возможность обозрения со стороны Никольской башни куполов Успенского собора, Патриарших палат, собора Двенадцати апостолов и живописной группы золоченых главок Верхоспасского собора. Постройка Дворца съездов придала новое значение ансамблю Кремля, архитектурно связав с современной эпохой. Во Дворце съездов работали начиная с XXII все съезды Коммунистической партии.

Здесь в декабре 1982 года торжественно отмечалось 60-летие образования СССР. 8мая 1985года воДворцесъездовсостоялось торжественное собрание, посвященное 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Кремлевский Дворец съездов, с которым связано так много памятных событий в жизни страны и народа, вместе с тем один из столичных центров искусства; на его сцене выступают лучшие театральные коллективы,даются праздничные концерты.

Возведение Дворца съездов, столь разнообразного по назначению, обогатило и сделало более многогранной жизнь Московского Кремля.

Начав рассказ о Кремле с его стен и башен, мы завершаем его возвращением к ним же. Кремлевские башни, входящие в ансамбль Красной площади, в равной степени принадлежат как Кремлю, так и ей. Поэтому именно с них мы и начинаем следующую главу.