Дом корбюзье на мясницкой улице. «Я работаю в здании Ле Корбюзье

Глава 4. Новые типы зданий для советских, общественных и административных органов

7. Конкурс на дом Центросоюза в Москве

Значительную роль в процессе формирования здания конторского типа сыграл конкурс 1928 г. на дом Центросоюза в Москве.

Открытый конкурс на дом Центросоюза был объявлен ВОГИ (Всероссийское общество гражданских инженеров) по поручению Центросоюза.

Здание предназначалось для двух тысяч работающих. В нем планировалось разместить административную часть, торговые конторы и общественные организации Центросоюза. В соответствии с таким функциональным назначением здания программа конкурса предусматривала, что "все помещения подразделяются на четыре группы: 1) главные, руководящие, планирующие и объединяющие части Центросоюза с общей рабочей площадью в 2255 кв. м; 2) все торговые отделы, секции, управления и вспомогательные к ним части с площадью 8990 кв. м; 3) общественные помещения - клуб с залом собраний на 600 мест, со сценой, фойе, гимнастическим залом с душами, столовая с кухней и подсобными помещениями, фундаментальная библиотека, амбулатория и т.п. - всего площадью в 3170 кв. м и 4) хозяйственные помещения - ремонтные мастерские, склады, котельная и шесть квартир для обслуживающего дом персонала" . Срок подачи проектов - 20 июня 1928 г. Одновременно с открытым конкурсом, на который было подано 32 проекта, проводился закрытый заказной конкурс, в котором приняли участие архитекторы Вернет и Тейт (Лондон), М. Таут (Берлин), Ле Корбюзье и П. Жаннере, группа архитекторов Центросоюза (А. Самойлов и др.). В жюри конкурса входили представители ВОГИ, МАО, ЛАС Центросоюза и Моссовета.

По открытому конкурсу первая премия за проект была присуждена Б. Великовскому и В. Воинову, вторая - А. Капустиной и Л. Савельеву, третья - А. Вагнеру, Б. Ефимовичу и И. Звездину, одна из четвертых премий - Н. Троцкому, С. Козаку и Т. Зеликману, одна из пятых премий - Ф. Белостоцкой и 3. Розенфельду.

Правление Центросоюза образовало Комиссию (Г. Красин, М. Крюков, И. Машков, Л. Серк, В. Веснин, Я. Корнфельд, И. Кондаков), которая дала свое заключение как по проектам закрытого конкурса, так и по проектам, получившим первые четыре премии в открытом конкурсе. Комиссия признала, что проекты открытого конкурса не могут служить материалами для разработки окончательного проекта.

Из проектов закрытого конкурса комиссия отметила два - Ле Корбюзье и П. Жаннере и группы архитекторов Центросоюза. О первом проекте в отзыве комиссии говорилось:

"Четкость плана в размещении административных, оперативных и общественных частей Центросоюза, хорошо запроектированные входы и вестибюли, наличие значительного отступа от Мясницкой ул., удачное решение раздевален и стоянки автомобилей, своеобразное разрешение клуба и общая насыщенность проекта новыми решениями, переходящими в изобретательность, дают все основания для рекомендации проекта Корбюзье к дальнейшей разработке .

К недостаткам проекта следует отнести застройку вплотную к границам соседнего владения, сложную конструкцию перекрытия Haz залом собраний: недостаточную освещенность раздевальни, недостаточное обособление помещений клуба от остальных помещений Центросоюза.

Второй проект комиссия оценила так:

"Наиболее продуманный и разработанный проект. План здания задуман хорошо, размещение и взаимная связь частей Центросоюза, входы и раздевальные разрешены хорошо. К недостаткам проекта Комиссия относит интенсивную застройку участка, недостаточную использованность фронта Мясницкой ул. под деловую часть здания, где расположен клуб, и недостаточно выразительный въезд на парадный двор. Проект следует признать вполне пригодным к дальнейшей разработке с устранением замеченных недостатков.

Комиссия считает необходимым разработку окончательного проекта силами русских зодчих с учетом всех замечаний Комиссии и положительных сторон выделенных проектов" .

По результатам двух конкурсов (открытого и закрытого) Правление Центросоюза организовало третий закрытый конкурс, заказав семь проектов П. Беренсу (Берлин), братьям Весниным, П. Нахману и А. Самойлову, А. Никольскому, А. Олю, ОСА, И. Жолтовскому. Срок подачи проектов 20 октября 1928 г. В этом списке, как видим, отсутствует Ле Корбюзье. Сказалось, видимо, влияние жюри, рекомендовавшего разрабатывать окончательный проект "силами русских зодчих" проект Ле Корбюзье был высоко оценен конструктивистами и единственный из проектов открытого и закрытого конкурсов был подробно опубликован в "СА"). Однако Правление Центросоюза, судя по всему, склонялось к тому, чтобы привлечь Ле Корбюзье к разработке окончательного проекта. Его пригласили в Москву, чтобы он мог лично разъяснить те архитектурные принципы, которые вложил в свой проект дома Центросоюза. Ле Корбюзье сделал доклад на организованном Центросоюзом собрании и представил эскизы нового варианта своего проекта Центросоюза, учтя замечания жюри. Этот вариант проекта Ле Корбюзье и стал еще одним проектом третьего закрытого конкурса. От ОСА было подано два проекта - И. Леонидова и бригады в составе В. Владимирова, Н. Воротынцевой, А. Пастернака и Л. Славиной (это был проект "переработки проекта" Ле Корбюзье). Таким образом, на третий конкурс было подано девять проектов.

В большинстве поданных на третий конкурс проектов, как и в проектах двух первых конкурсов, здание Центросоюза рассматривалось как одно из рядовых конторских зданий Москвы. Это относится и к проектам таких ведущих архитекторов советского архитектурного авангарда, как Веснины, Никольский и Оль.

Веснины в пояснительной записке так сформулировали основные требования, положенные ими в основу проекта Центросоюза:

Как видим, эти требования исходят из господствовавшего тогда в конструктивистской творческой концепции функционального метода.

Среди поданных на третий конкурс безусловно выделялись два проекта - И. Леонидова и Ле Корбюзье.

И. Леонидов объединил почти все помещения Центросоюза в едином двенадцатиэтажном корпусе, и лишь двухэтажный корпус музея (первый этаж - открытая колоннада) выделен в самостоятельный объем. В проекте Леонидова была четко продумана функциональная организация здания: устройство сквозного вестибюля (связывающего старую и проектируемую новую Мясницкие улицы), рациональная планировка рабочих этажей, устройство выставочного корпуса, располагаемого вдоль Мясницкой улицы, размещение всех культурно-просветительных помещений наверху с расчетом максимальной изоляции их от пыли и шума, устранение коридоров из рабочих частей здания и пр.

В протяженном параллелепипеде здания продольные фасады были полностью остеклены, а торцевые решены как глухие плоскости. На уровне второго этажа перпендикулярно главному объему, "подсекая" его, расположен горизонтальный выставочный корпус. Пространственное богатство сообщает композиции отдельно вынесенный, круглый в плане вестибюль с лифтовыми шахтами, обслуживающий верхние этажи.

Центрсоюз в Москве. Конкурсные проект (третий - закрытый конкурс). 1928. Ле Корбюзье и П. Жаннере (аксонометрия) Центрсоюз в Москве. Конкурсные проект (третий - закрытый конкурс). 1928. И. Леонидов (аксонометрия)

Однако экспертная комиссия Центросоюза не оценила по достоинству проект Леонидова. К числу проектов, представляющих наибольший интерес, комиссия отнесла проекты Весниных. П. Нахмана и А. Самойлова, А. Оля, Ле Корбюзье и И. Жолтовского. Комиссия не сделала определенного выбора, ограничившись рекомендацией поручить разработку окончательного проекта или одному из советских архитекторов, или Ле Корбюзье с условием, что он разработает еще один вариант проекта - с учетом замечаний. А замечания комиссии по проекту Ле Корбюзье были весьма существенными (в частности, в своем отзыве о проекте экспертная комиссия критически оценила пандусы, столбы первого этажа и плоскую крышу). Подобная критическая оценка проекта Ле Корбюзье и требование его существенной переработки вызвали несогласие со стороны даже такого умеренного архитектора, как H. Марковников. Он опубликовал специальную статью, посвященную второму варианту конкурсного проекта Ле Корбюзье, где полемизировал с выводами экспертной комиссии. По его мнению, критика проекта Ле Корбюзье свидетельствует, что "комиссия, по-видимому, в корне несочувственно отнеслась к идеям Корбюзье и недостаточно оценила архитектурно-художественные достоинства эскиза", а конкретные требования "совершенно уничтожают основную идею Корбюзье... и характерны для нашего консерватизма... Несомненно, что для типа здания, предлагаемого Корбюзье, необходимы отступления от многих обязательных правил... Для нашего технического и архитектурного прогресса опыт построения проекта Корбюзье может иметь колоссальное значение, даже в случае некоторых неудач в отдельных частях, и мы необходимо должны всячески поддерживать намерения Центросоюза придать своему зданию исключительный архитектурный характер и пренебречь голосами дешевого анемичного благоразумия, боящегося как огня всякой ответственности, и ничтожного риска потери нескольких десятков тысяч рублей, могущих понадобиться в случае выяснившейся необходимости переделки здания. Даже и в таком случае это будет совсем дешевая плата за ценный пример осуществления широкой и свободной творческой идеи" .

Правление Центросоюза решило заказать окончательный проект Ле Корбюзье, который в процессе доработки своего второго конкурсного проекта создал вариант, отличавшийся от первых двух прежде всего ориентацией клубного корпуса и образным решением основных продольных фасадов.

В те годы господствовало увлечение лентами горизонтальных окон, превращавших многоэтажные фасады конторских зданий в "тельняшку", как тогда говорили. Ле Корбюзье был одним из тех, кто последовательно вводил этот прием в новую архитектуру. И, разумеется, в своих конкурсных проектах Центросоюза он сделал "тельняшку" основой образного решения продольных фасадов основных корпусов.

Леонидов во второй половине 20-х годов одним из первых в мировой архитектуре стал использовать в своих проектах сочетание в прямоугольных объемах глухого торца и полностью остекленной стены. Так решено книгохранилище в его проекте Института Ленина, так он запроектировал и Центросоюз. Ле Корбюзье несколько раз давал высокую оценку работам Леонидова, знал он и его конкурсный проект Центросоюза, отмечая его целостность. Судя по всему, окончательный проект Ле Корбюзье несет на себе влияние леонидовского проекта. Многократно перерабатывая принятый по конкурсу проект, Ле Корбюзье постепенно пришел к полному упразднению ленточных окон и заменил их сплошной стеклянной стеной-экраном с перемежающимися полосами прозрачного и непрозрачного стекла. К разработке окончательного проекта (на правах - при участии) по рекомендации Ле Корбюзье был привлечен Н. Колли. Первая очередь здания Центросоюза была введена в строй в 1934 г. (к тому времени здание было передано Наркомлегпрому), когда в нашей стране отношение к архитектуре авангарда стало критическим. Это сказалось и на откликах профессиональной прессы на новое конторское здание Москвы.

Например, весьма критически оценил образное решение Центросоюза Я. Корнфельд, который писал: "Общий облик здания чересчур утилитарный, скорее свойственный производственному процессу, где главные действующие лица - машины, а не люди" .

Журнал "Архитектура СССР" в 1934 г. в одном номере поместил сразу четыре отклика на постройку Ле Корбюзье. Характерны и заголовки этих статей: Н. Колли - "Произведение мастера", И. Фомин - "О простоте и богатстве", А. Веснин - "Легкость, стройность, ясность", С. Кожин - "Ошибка замысла".

Н. Колли пытался найти аргументы, чтобы оправдать работу Ле Корбюзье: "Не следует забывать, что дом Наркомлегпрома был запроектирован еще в 1928-1929 гг. Срок в наших условиях довольно значительный. Надо рассматривать эту работу как пройденный этап не только в истории развития нашей архитектуры, но по всей вероятности, и для самого Ле Корбюзье" .

И. Фомин, отметив ряд положительных сторон в постройке Ле Корбюзье, писал "Корбюзье - архитектор капиталистической страны. Он хочет строить красиво, дешево, удобно, в формах конструктивно оправданных - и этим его задача исчерпывается. Наш архитектор... своей архитектурой... вносит в наш новый быт дух бодрости, мужества и жизнерадостности. Таких слов в лексиконе Корбюзье нет" .

С. Кожин, признав, что Ле Корбюзье "большой мастер", а его здание "крупное явление в архитектуре", писал: "Огромные застекленные стены дома сообщают ему холодный, однообразный и неприветливый характер. Кажется, что за этими стенами люди должны работать напряженно, автоматически, уныло, безрадостно. Это американизм, чуждый нам и неприемлемый в советских условиях" .

А вот как оценил произведение Ле Корбюзье А. Веснин: "Здание Наркомлегпрома в Москве на Мясницкой улице, строящееся по проекту архитектора Корбюзье, будет несомненно лучшим зданием, построенным в Москве за последнее столетие... Исключительная ясность архитектурной мысли, четкость в построении масс и объемов, чистота пропорций, ясность соотношений всех элементов, сопоставленных по контрасту и по нюансу, масштабность всего сооружения в целом и отдельных его частей, легкость и вместе с тем монументальность, архитектурное единство, строгая простота характерны для этого сооружения" .

В этом году архитектурное сообщество отмечает 125-летний юбилей великого Ле Корбюзье (Шарля-Эдуара Жаннере-Гри), оказавшего колоссальное влияние на архитектуру XX века. К этой дате в Москве был приурочен ряд событий, в том числе выставка в ГМИИ имени Пушкина, переиздание книги "Ле Корбюзье и мистика СССР" и другие.

Выставка работ Ле Корбюзье в ГМИИ им. Пушкина. Фото: Москва 24

Имя Ле Корбюзье ассоциируется в первую очередь с известной капеллой в Роншане и виллой Савой. Но архитектор является и автором нескольких проектов для Москвы – Дворца Советов, Центросоюза и проекта развития города "Ответ Москве", известного под названием "Лучезарный город". Ле Корбюзье приезжал в Москву три раза – в 1928, 1929 и 1930 годы. Его привлекала новая страна и новые возможности Страны Советов.

В 1931-32 годы в Москве проходил конкурс на здание Дворца Советов. Дворец планировалось разместить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Архитектор предложил смелое решение – он подвесил главный зал на параболической арке. Но новаторские идеи Ле Корбюзье не были воплощены – в это время авангард в России уже уступал место советской неоклассике.

Ле Корбюзье работает над проектом Дворца Советов. Фото: ГМИИ им. Пушкина

А дом Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве по проекту Ле Корбюзье был построен. Конкурс на проект здания был объявлен в 1928 году. В нем участвовали русские архитекторы-конструктивисты братья Александр и Виктор Веснины, Борис Великовский, Иван Леонидов и другие. Все они попросили председателя Центросоюза Исидора Любимова, чтобы проектирование было отдано Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье, проектируя здание, воплотил в жизнь основные свои постулаты: гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа и горизонтальные крыши. Проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Это касается и примененных материалов, и конструкций, и архитектурного облика. Здание известно своими уникальными внутренними пандусами. Дом Центросоюза был построен в 1936 году при участии архитектора Николая Колли. Он стал одним из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением. Здание расположено на Мясницкой улице, 39. В настоящее время в нем находится Росстат.

Здание Центросоюза. Фото: Софья Кондрашина

В 1930-е годы в Москве архитекторы разрабатывали "Зеленый город", который планировалось построить на северо-востоке Москвы. Ле Корбюзье пригласили прокомментировать проект. Он предложил архитекторам отказаться от идей дезурбанизации и разработал для города новый проект "Ответ Москве", который известен под названием "Лучезарный город". Ле Корбюзье хотел радикально изменить облик Москвы, застроив почти весь центр Москвы. Не удивительно, что предложение архитектора принято не было.

Во время своих приездов в Москву Ле Корбюзье подружился со многими архитекторами-авангардистами того времени, в том числе с Моисеем Гинзбургом и Александром Весниным. Ле Корбюзье даже использовал наработки Гинзбурга, его чертежи дома Наркомфина, работая над своей "жилой единицей" в Марселе.

Дом Наркомфина. Архитектор Моисей Гинзбург. Фото: ИТАР-ТАСС

Ле Корбюзье - французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля. Здания по его проектам построены по всеми миру – в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии и Бразилии. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье - объемы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы ("сады на крыше"); "прозрачные", просматриваемые фасады и свободные пространства этажей ("свободный план"). Со временем постулаты Ле Корбюзье стали привычными чертами современной архитектуры.

Подготовила Софья Кондрашина

Место для строительства было предложено архитектором Б.М.Великовским в 1925 году. Им стал участок между Мясницкой и проектируемой новой улицей, соединяющей центр с площадью Трех вокзалов (в прошлом -Новокировский проспект, сейчас проспект Сахарова). Конкурс на проектирование был объявлен в 1928 году и проходил в три этапа, на первом этапе конкурс выиграл Великовский, однако со второго этапа бесспорным лидером стал Ле Корбюзье.

Здание в стиле "авангард" представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Один офисный корпус поставлен вдоль Мясницкой, два других почти перпендикулярны ей, ограничивая участок с двух сторон. Для сохранения существующей застройки они сделаны разной длины, Больший выходит торцом на проспект Сахарова.

Сам архитектор отмечал: "2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия/.../Архитектура - это циркуляция. Вдумайтесь в эти слова; они выносят приговор академическим методам и освящают принцип опор".

Строительство здания Центросоюза было закончено в 1936 году с отступлениями от авторского замысла, но, тем не менее, А.А.Веснин считал, что это "лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет". Для города появление произведения Ле Корбюзье было равнозначно возведению в 1479 году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до которого, по мнению историка Н.М.Карамзина "в России не имели идеи о хорошей архитектуре". Но в процессе строительства не удалось осуществить изобретенную Ле Корбюзье систему кондиционирования. А застроенное пространство между поддерживающими здание опорами лишило творение Ле Корбюзье первозданной легкости и исключило свободу передвижения пешеходов между двумя магистралями. Во время последующих реконструктивных работ 1970-х годов под руководством Л.Павлова заменили старые оконные переплеты из темного дуба на алюминиевые, что нарушило цветовое сочетание витражей и стен, облицованных легким туфом. Новейшее остекление также никак не связано с первоначальным замыслом.

В 2005 году был утвержден предмет охраны здания, в котором в то время (как и сейчас) размещался Росстат. Поскольку были обнаружены большие повреждения и деформации в несущих конструкциях одного из корпусов, требующие устранения, в этом же году на этом объекте культурного наследия начались ремонтные работы по усилению фундаментов и конструкций.

С 2011 по 2013 год проходили реставрационные работы. Фасады здания были очищены с помощью специальных растворов и затем реставрированы. Небольшие утраты поверхности каменной облицовки восполнялись декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня.

Одновременно с реставрацией фасадов производились ремонт плоской кровли и замена карнизов.

В интерьерах центрального вестибюля реставраторы восстановили поверхности колонн из искусственного мрамора. Воссоздан также рисунок мраморного пола.

В лифтовых холлах произведена замена поздних полов на полы из керамогранита цвета дерева.

При работе с интерьерами клуба было многое сделано для того, чтобы это помещение, находящееся в здании, построенное многие десятки лет назад, соответствовало всем современным требованиям безопасности. Создание новейших информационных и телекоммуникационных сетей, полной современной инженерной инфраструктуры здания было одной из важнейших задач, поставленных перед исполнителями программы по реставрации.

Здание бывшего Центросоюза в 2014 году стало лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинациях: "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ", "За высокое качество ремонтно- реставрационных работ" и "За лучший проект реставрации".

В рамках празднования юбилея Ле Корбюзье, которому 6 октября исполнилось 125 лет, в Москве состоялся показ интерьеров единственного построенного в Москве здания по проекту Ле Корбюзье - Центросоюза (Наркомлегпрома/ Росстата). Мне посчастливилось оказаться в числе экскурсантов и сделать энное количество снимков своей маленькой мыльницей, некоторую их часть показываю здесь.
Впечатление потрясающее от увиденного!
1.

конечно, я не имею в виду этот ужасный кирпичный забор
2.

3.

Для фотографа такие пространства просто находка!!! И их, фотографов с мыльницами, мобильниками и навороченными зеркалками, там было достаточно.
Главным действующим лицом на этом мероприятии был г-н Жан-Луи Коэн - архитектор, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории архитектуры в Художественном институте Нью-Йоркского универститета, член Советов Канадского архитектурного центра в Монреале, Фонда Ле Корбюзье в Париже, по архитектуре и дизайну Музея современного искусства в Нью-Йорке, Берлинской академии художеств, Академии Св.Луки в Риме и Российской академии архитектуры. Кавалер ордена искусств и словесности. Инициатор многочисленных выставок в различных странах, автор многочисленных публикаций и книг. Он также был куратором выставки в Пушкинском музее.

4.
Жан-Луи Коэн представляет свою книгу

5.
Ж-Л Коэн и Елена Гонсалес, проведшая экскурсию по зданию

6.

7.

Жан-Луи Коэн прочитал интересную лекцию об истории строительства здания, я хочу лишь процитировать несколько фраз. А для тех, кто интересуется архитектурой и в частности, творчеством Корбюзье очень-очень советую приобрести вновь изданную книгу Жан-Луи Коэн "Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы 1928-1946" Арт Волхонка Москва, 2012. Это русское издание французского первоисточника 1987г. Богато иллюстрированная книга, интересно и очень подробно рассказывает об отношениях Корбюзье и Советской России.
8.

9.

Не ставлю перед собой задачу рассказать о творчестве и жизни Корбюзье, об истории конкурса и затем строительства здания Центросоюза, - обо всем этом очень интересно и подробно рассказал Ж-Л.Коэн в своей книге. Интересующиеся также могут найти немало информации в интернете. У меня также нет цели показать и рассказать о том, что именно в здании осталось подлинным и нетронутым со времен Ле Корбюзье - пусть этим занимаются архитекторы.

10.

затянувшийся ремонт не дает увидеть здание полностью
11.

Меня интересует лишь визуальная составляющая этого архитектурного шедевра.
Поэтому предлагаю посмотреть фотографии и восхититься прекрасной геометрией и чистотой линий. И не забывать при этом, что в конце 20х-нач.30х.гг. не было еще тех технологий строительства и материалов, которые есть сейчас, и многое придумывалось на ходу из того, что имелось тогда.

12.
Укладка арматуры одного из пандусов, 1932.

13.
слева -Корбюзье и рабочие, справа - Корбюзье и Н.Колли на строительстве Дома Центросоюза

Здание Центросоюза - заказ, который Ле Корбюзье получил от Москвы в октябре 1928г., - стал для него серьезнейшим интеллектуальным и профессиональным испытанием. Благодаря счастливой случайности, всего лишь несколько месяцев спустя после проигранной битвы за проект Дворца Лиги Наций, ему представилась возможность впервые продемонстрировать значимость своих идей в применении к масштабным проектам.
14.
Триумфальные ворота у Тверской заставы и силуэт храма Ал.Невского в Миуссах. Вид со стороны Белорусского вокзала. Рисунок Корбюзье 1928г.

Почему и как оказалось, что именно Центросоюз имел возможность в те непростые и небогатые годы объявить конкурс на строительство своего нового здания? Об этом подробно рассказывает Ж-Л.Коэн в своей книге. Приведу лишь короткую цитату.
Потребительская кооперация зародилась в Росси в 1864г., в 1898г. был создан Московский союз потребительских обществ (МСПО), впооследствии Центросоюз, председателем которого с 1926г. был Исидор Любимов.В нач. 1926г. исполком Моссовета выделил Центросоюзу, руководство которого располагалось тогда в Большом Черкасском переулке, земельный участок для строительства грандиозного конторского здания между домами №№ 35 и 44 по Мясницкой улице. Аппарат Центросоюза насчитывал в это время 2500 сотрудников, которых предполагалось разместить в этом здании.
В результате конкурса (в три тура), проведенного Всероссийским обществом гражданских инженеров,
победил Ле Корбюзье. Эта победа продемонстрировала непосредственный результат воздействия архитектурных идей и форм Ле Корбюзье на советское зодчество и одновременно обнаружил ряд совпадений и расхождений с идеями представителей советского авангарда, учитывая новый теоретический контекст, совпадающий по времени с той фазой движения "современной архитектуры" в Европе.

15.

16.

17.

18.

Этот заказ принес Ле Корбюзье ошеломительный успех потому, что он оправдал все ожидания. С присущим ему удивительным умением он отказался от всех условных и устарелых архитектурных традиций. Проект при простой, вполне утилитарной планировке содержит совершенно простые по идее стеклянные переходы и галереи, пандусы, заменяющие лестницы, оригинальной, но вполне удобной подковообразной формы, планировку клубного зала, сообщающие проекту чрезвычайную целесообразность, без всяких натяжек в сторону логики и здравого смысла.

19.
План первого этажа в окончательном проекте.1929, май.

20.
Ле Корбюзье среди советских архитекторов.Москва, октябрь 1928г.
Слева направо: Андрей Буров, Ле Корбюзье, Николай Соболев, Александр Веснин, Георгий Гольц.

"Исключительная ясность архитектурной мысли, четкость в построении масс и объемов, чистота пропорций, ясность соотношений всех элементов, сопоставленных по контрасту и по нюансу, масштабность всего сооружения в целом и отдельных его частей, легкость и вместе с тем монументальность, архитектурное единство, строгая простота характерны для этого сооружения"-Александр Веснин.
21.

22.

23.

24.

25.

26.

В 1936г. здание Наркомлегпрома приобрело,наконец, законченный вид как снаружи, так и и внутри. И тогда же впервые были опубликованы снимки основных помещений здания.
27. лифт pater noster

Несмотря на отклонения от начального замысла в отношении интерьеров, дом сохраняет верность архитектурному замыслу Ле Корбюзье: планировка внутренних маршрутов движения, трактовка наружных объемов здания соответствуют его планам. Сам Корбюзье был на этом объекте всего три раза и в последний раз видел здание в 1930г.

28.

29.

30.

31.

Н.Д.Колли в статье в журнале "Архитектура СССР" рассказывал о здании:"первый год эксплуатации здания показал, что свободное пространство "колоннады" - так теперь именуются столбы - отвечает всем ожиданиям. Главный вестибюль здания также позволил своим столбам приобрести достоинство колонн: облицованные искусственным мрамором серого цвета (как и писала Шарлотта Перриан), колонны в месте их сочетания с плоскостью потолка имеют "небольшие галтели из светлого дуба", а базы колонн обведены черным марблитом. Стены облицованы полированным желтым крымским мрамором "Биюк-Янкой", пол главного вестибюля выложен из плит бело-серого и темно-серого мрамора. Марш пандусов покрыт черной резиной, а стены вдоль них отделаны панелями светлого дуба. Стены этажных площадок пандуса исполнены из серого уральского полированного мрамора. Стены коридоров вдоль бюро облицованы светлым натуральным дубом".

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Основной конфликт между архитектором и советскими клиентами возник вокруг проекта отопления и вентиляции.

38.

Принцип "нейтрализующих стен" и "точечной вентиляции"
39.

Корбюзье отправил запрос с экспертизой своего проекта американцам, которые сделали вывод о том, что такая "точная система" весьма затратна, требует " примерно в четыре раза больше горячего пара и в два раза больше моторной силы для обогрева и вентиляции здания, чем это необходимо" при обычном способе отопления. Поэтому Корбюзье не смог отстоять эту часть своего проекта.

40.

Для обогрева помещений использовались радиаторы, установленные вдоль всего фронта наружных стен на каждом этаже, а также от перегрева помещений солнечными лучами, наряду с традиционными полотняными шторами внутри помещения использовались также накручивающиеся на барабан механические шторы, опускающиеся и поднимающиеся в межрамном пространстве по команде из рабочего помещения. Эта система была разработана под руководством инженера П.Н.Шабарова. Для наружного остекления применялось стекло "саблэ" - необработанное зеркальное стекло, малопрозрачное и рассеивающее свет. Для внутреннего остекления на высоту 93 см от пола за радиаторами применялось кафедральное стекло, остальные части были остеклены зеркальным стеклом.
41.

42.

Разумеется, было немало противников, особенно с критикой функциональной практичности здания:
"..полнейшая асоциальность архитектора, полнейшая оторванность Корбюзье от запросов широкой массы. Он не связан ни с пролетариатом, ни с индустриальным капиталом" Эль Лисицкий.
Это "холодный, однообразный и неприветливый дом", за стенами которого "люди должны работать напряженно, автоматически, уныло, безрадостно", "по-американски".-Сергей Кожин.
43.

44.

45.

46.

47.

Конечно, после разных ремонтов и активной эксплуатации не все сохранилось в первозданном виде, но, если честно, увиденное превзошло все мои представления и ожидания. И не только потому, что я не являлась сторонницей творчества Ле Корбюзье и советское офисное здание не вызывало у меня большого энтузиазма и надежд на что-то интересное...Но даже из предполагаемого я боялась увидеть гораздо худшее, принимая во внимание то, как у нас умеют приспосабливать под свои нужды исторические объекты. Я ошиблась дважды и очень рада этому!:)

48.

50.

51.

52.

53.

54.

Поскольку далеко не все смогут увидеть это здание изнутри, постаралась показать побольше снимков.

Видео с сайта Культура - интервью Ж-Л Коэна от 30.06.2011

Революционный проект знаменитого архитектора стал самым крупным в СССР и Европе административно-офисным зданием своего времени

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Шестого октября исполняется 130 лет со дня рождения самого знаменитого и влиятельного архитектора ХХ века — Ле Корбюзье. Его наследие насчитывает около полусотни построек, расположенных по всему миру. Единственным реализованным проектом Ле Корбюзье в СССР стало здание Центросоюза в Москве — первого и самого крупного в Европе офисно-административного комплекса своего времени.


«РБК-Недвижимость» вспоминает историю строительства здания, которое сам Ле Корбюзье считал одним из самых неудачных в своей карьере.

Семиэтажное здание на Мясницкой, 39, строилось пять лет, с 1931-го по 1936-й, и предназначалось для Всесоюзного общества кооператоров (позднее здесь располагались Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности СССР и ЦСУ СССР, сейчас здание занимает Федеральная служба государственной статистики — Росстат).


Архитектор Ле Корбюзье (Фото: via Archdaily)

Архитектурный проект выбрали в результате международного конкурса 1928 года, в котором участвовали лучшие советские зодчие — братья Александр и Виктор Веснины, Борис Великовский, Иван Леонидов, Сергей Чернышев, Андрей Крячков, а также зарубежные архитекторы — Петер Беренс, Макс Таут, лондонское бюро «Вернет и Тейт» и Ле Корбюзье. Всех участников конкурса отбирал лично Исидор Любимов — председатель Центросоюза, пламенный революционер и страстный поклонник современной архитектуры.


Вид на здание Центросоюза

Несмотря на то что в первом туре жюри отдало предпочтение проекту Бориса Великовского, победителем конкурса стал именно Ле Корбюзье. Соавторами француза были его двоюродный брат Пьер Жаннере и советский архитектор Николай Яковлевич Колли. Последний два года работал в парижском офисе Ле Корбюзье, адаптируя проект под советские стандарты строительства.

В Союз Колли вернулся уже один — после поражения в конкурсе на проект Дворца Советов Ле Корбюзье навсегда разругался с советским государством. Руководить строительством здания пришлось именно Колли, которому помогал тогдашний нарком финансов и теоретик градостроительства, автор знаменитой книги «Соцгород» Николай Милютин.


Новокировский проспект (ныне — проспект Сахарова). Вид на здание Центросоюза (Фото: Fondation Le Corbusier)

Здание Центросоюза — пример так называемого интернационального стиля, который получил повсеместное распространение после Второй мировой войны. В этом проекте Ле Корбюзье воплотил основные постулаты, сформулированные в его работе «Пять отправных точек современной архитектуры»: обязательное наличие в здании столбов-опор, плоских крыш и ленточных окон (впервые примененных Моисеем Гинзбургом в Доме Наркомфина. — Прим. ред .), свободные планировки и «чистый» фасад.


Открытое пространство под первым этажом здания Центросоюза (Фото: Fondation Le Corbusier)

Тем не менее это здание нельзя назвать типичным для раннего Ле Корбюзье, который проектировал главным образом небольшие частные виллы и жилые дома, считает генеральный секретарь российского отделения международной организации по защите архитектурного наследия DOCOMOMO, историк архитектуры Николай Васильев.

«Многие детали он позаимствовал у советских архитекторов-конструктивистов. Например, плоскую крышу с террасой и кафе — у Бориса Великовского, который спроектировал здесь же, на Мясницкой, здание Госторга, сплошной стеклянный фасад — у Ивана Леонидова, который предложил его в своем конкурсном проекте здания Центросоюза. Но собрать все в единый образ крупного административного здания мог только Ле Корбюзье. К тому же, работая над этим сооружением, Ле Корбюзье добавил к своим пяти принципам еще один — принцип циркуляции людей и воздуха», — говорит Васильев.


Лестница в центральном корпусе (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

Здание Центросоюза было инновационным как по архитектурному решению, так и по технологической начинке. «Изначально его, как и все другие постройки Ле Корбюзье, предполагалось выполнить из бетона: на стенах хорошо видна раскладка бетонных блоков. Однако впоследствии белые фасады облицевали розовым армянским туфом — к 1936 году лаконичная модернистская эстетика вышла из моды, уступив место неоклассике», — говорит Николай Васильев.

Корбюзье предложил использовать при строительстве здания придуманный им принцип «нейтрализующих стен» — навесных стеклянных стен с вакуумом между панелями. По мысли архитектора, отсутствие в них воздуха должно было обеспечить теплоизоляцию помещений. Однако из-за нехватки бюджета воплотить этот принцип так и не удалось.


Лестничный пролет (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

Именно в этом комплексе архитекторы впервые в истории строительства отказались от традиционных планировок — рабочие места были организованы по принципу open space. Всего в здании предусмотрены рабочие места для двух тысяч человек, которые должны были циркулировать между этажами по патерностерам (лифтам непрерывного действия) и пандусам — лестницы рассматривались Ле Корбюзье как запасной способ перемещения людей.

Помимо рабочей зоны, для служащих были оборудованы большой конференц-зал (отдельный блок), клубные помещения, читальный зал, ресторан и многое другое. На первом этаже расположен просторный входной вестибюль с открытыми лестницами и пандусами (наклонными пешеходными рампами) для связи между этажами.


Пандусы между этажами здания (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

В 1970-е годы, когда достраивался Новокировский проспект (ныне — проспект Сахарова), здание Ле Корбюзье переостеклили (современные пластиковые профили установлены несколько лет назад). Тогда же был застроен первый этаж, а проход под домом, предусмотренный первоначальным проектом, заблокирован. Свободные этажи были разгорожены на отдельные кабинеты, лифты непрерывного действия демонтированы. Интерьеры актового зала, фойе, лестниц и пандусов отреставрированы и сохранили исторический вид.

«Ле Корбюзье не понравилось то, как был реализован его проект, особенно возмутила архитектора розовая облицовка стен, — вспоминает Николай Васильев. — Возмутила настолько, что он хотел отказаться от авторства. Тем не менее в конце 1930-х советские власти выплатили ему хороший гонорар, причем в валюте, на который он жил еще долгое время, пока у него не было работы».


Памятник Ле Корбюзье работы скульптора А. Тыртышникова и архитектора А. Воскресенского на Мясницкой улице (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)