Научная работа неформальная деятельность государства. Институционализация политической жизни Виды власти по степени институционализации законная правительственная

(Политическая философия)
  • Типология власти
    (Менеджмент)
  • Комментарии Власть-вера, обещание. Как правило, обещают что-то очень значительное, имеющее ценность для большинства. Например, Мюнцер обещал «царствие Божие на земле», В. И. Ленин - «царство свободного труда», А. Гитлер - «тысячелетний рейх» и т. д. Власть-убеждение воздействует через сознание,...
    (ПОЛИТОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ)
  • Авторитет и типология власти
    Легитимность как признание правомерности власти, ее полномочий, предполагает ее авторитет. Авторитет может быть обусловлен рядом факторов: жизненной компетентностью, интеллектуальными способностями, помогающим убедить других в своей правоте, обладанием мощными ресурсами. В зависимости от авторитета различаются...
    (Политическая философия)
  • Типология власти
    Можно вывести типологию власти: 1) власть, опирающаяся на принуждение, чувство страха, обостренной ответственности; 2) власть, опирающаяся на недостаточность информации у подчиненного или на обладание подчиненным или менеджером информацией нежелательного типа; 3) власть, опирающаяся на интересы и потребности...
    (Менеджмент)
  • В процессе институционализации любые социальные отношения обретают форму с установленными сводами правил, законами и санкциями. Такая форма называется «социальный институт», а все правила и нормы могут быть оформлены как письменно, так и в устном виде.

    Процесс институционализации

    Институционализация подразумевает изменение формы отношений в каком-либо сообществе или коллективе таким образом, что спонтанное поведение членов этих формаций становится организованным.

    На создание и развитие таких социальных институтов уходит долгое время, иногда на это требуются столетия. В результате стихийное социальное явление трансформируется в полноценное организованное учреждение, в котором все процессы упорядочены и существует четко структурированная иерархия власти.

    Сам процесс институционализации проходит в несколько этапов:

    • Сначала в обществе возникают определенные потребности удовлетворение которых возможно только при организации совместных действий;
    • Следующий шаг - определение целей, которых необходимо добиться;
    • На третьем этапе поведение большинства членов системы все еще стихийное, но постепенно запускается процесс создания норм и правил, а также связанных с ними процедур;
    • Дальше начинается непосредственно институционализация, то есть официальное принятие и практическое применение сформированных процедур, правил, законов и норм.

    На завершающем этапе определяются , а между всеми членами вновь образованного социального института окончательно распределяются и устанавливаются их роли.

    Признаки институционализации

    В процессе создания социального института среди его членов формируется не только свод определенных правил и норм, но и своя идеология , появляются определенные традиции и ритуалы, в большинстве случаев вводится определенная символика.

    Но основу социального института составляют, прежде всего, его руководители, которые выполняют важные организационно-деловые функции, комплекс учреждений, а также орудия и инструменты деятельности, при помощи которых члены институализированной группы могут выполнять свои функции и обязанности.

    Главными признаками институализации, при этом являются:

    • Изменение качества деятельности членов группы: в составе института такая деятельность приобретает непросто осмысленный и упорядоченный характер, но и становится профессиональной;
    • Распределение ролей в обществе и появление иерархии;
    • Возникновение моральных и правовых норм регулирования;
    • Появление специальных объектов, зданий и учреждений, необходимых для деятельности членов института;
    • Наличие идеологии, которая характеризуется как система идей, не противоречащих и поддерживающих моральные и правовые устои конкретного института.

    Функции социальных институтов

    Вне зависимости от того, к какой сфере или области относится институт, он всегда имеет не только свои специфические признаки и особенности, но и определенные образцы поведения, характерные для институционализации в целом. Любой институт может отражать самые разные социальные отношения – от политики и экономики до семьи и религии. Однако каждый институт всегда выполняет пять основных функций :

    • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
    • Коммуникативная;
    • Интегративная;
    • Регулятивная;
    • Транслирующая.

    Для закрепления и воспроизводства общественных отношений в каждом институте есть свои инструменты: это правила и нормы, регулирующие поведение всех участников. Эта функция играет важную роль, так как обеспечивает устойчивость всей системы.

    Коммуникативная функция необходима для обеспечения регулирования взаимоотношений между самими членами социального института, и для этого всегда вырабатываются определенные шаблоны и образцы поведения и общения. Эта же функция способствует получению внешней информации, так как социальный институт – это незакрытая структура, и ее члены заинтересованы в знаниях о том, что происходит в других подобных системах.

    Интегративная функция способствует сохранению целостности самого института и укреплению связи между членами всего коллектива. В рамках этой функции происходит и совмещение усилий (), и использование личных ресурсов членов института для достижения какой-то общей цели.

    В рамках регулятивной функции института происходит выработка определенных шаблонов и образцов поведения членов системы, в результате чего происходит регулирование взаимоотношений.

    Последняя функция – транслирующая . За счет этой функции происходит передача социального опыта внутри самого института, а также происходит приобщение членов системы к общим ценностям, ролям и нормам. Данная функция может показаться второстепенной, однако она незаменима при смене поколений и изменении социальных границ института.

    Все эти функции социальных институтов направляют членов действовать в соответствии с определенными устоявшимися стандартами поведения, а люди, которые имеют отношение к определенному институту, стремятся выполнять те или иные социальные роли, которые им отведены. Например, военнослужащий, который носит форму и использует оружие, делает это в первую очередь не потому, что это его личное предпочтение, а потому, что так предписывают нормы и шаблоны социального института, к которому военнослужащий относится.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Этот процесс начинается с выделения статусно-ролевых групп, которые призваны руководить жизнью общества. В родоплеменного общества глава рода или вождь племени был просто"первым среди равных"- он в выполнял такую??же работу, как и остальные члены сообщества и только попутно, эпизодически выполнял управленческие функции. Усложнение социальной структуры требовало профессионального занятия управленческим трудом ею. Например,. Русская. Правда - первый, датированный 1016 г, древнерусский писаный свод норм светского права - фиксирует именно выделение специальных статус-ных групп (как их называли: служилых людей или княжеских мужей), которые непосредственно участвовали в управлении, судопроизводстве, сборе налогов тощ податків тощо.

    Одновременно со становлением статусной управляющей группы, происходило создание нормативно-правовой системы, регулирующая характер взаимодействия этой группы с остальным обществом. Регламентация отношений между же руководителями и подчиненными сводится, как правило, к фиксации сферы компетенции руководителей, т.е. пределов их власти. Исторической тенденцией здесь является сужение границ произвола властной группы, защите прав подчиненных. Современные законы четко указывают границы власти должностных осисіб.

    Для поддержания нормативно правовой системы создается механизм санкций, который обеспечивает выполнение индивидами приписываемых законодательством норм и правил

    Легитимность власти

    Главным следствием институализации власти является формирование в обществе устойчивого механизма, который обеспечивает постоянное воспроизводство политических властных институтов, укоренения в сознании людей определенных образцы ей политического поведения. Если политический философ может рассуждать насколько легитимной (с лат - законной) или нелегитимной какая-то власть с точки зрения ее справедливости или целесообразности, то социолог к слиджуе легитимность как веру людей в это явление. Для него нет правильных или неправильных порядков, а значит - не существует настоящей или ложной легитимности. Если большинство членов общества считает, что власть находится в руках тех лиц, которые имеют на нее право, такая власть считается легитимной. В демократическом государстве лицом, обладающим легитимной властью является избранный государственный деятель, в монархии - спад коемний обладатель трона. Право такого лица управлять государством не может быть подвергнуто сомнению даже, если отдельные ее действия вызывают общее неодобрение у обществльстві.

    По определению американского социолога и политолога. Сей-мура. Липсета (нар в 1922 г), легитимность предполагает способность системы порождать и поддерживать веру, что существующие политические институты являются самых пре льш пригодными для обществва.

    В случае же, если власть основывается не на ожиданиях определенных образцов политического поведения со стороны общества, а опирается на принуждение и насилие, она считается нелегитимной. Имеющие нелегитимную власть не является наделенными со стороны общества правом применять принуждение к тем, к кому они его вживають.

    Например, мы без большого желания, но и без особого возмущения, платим государственные налоги потому, что сбор средств государством для нужд государственного управления, обороны и других, считается нами нормальный ной, ожидаемой, узаконенной поведением, то есть мы признаем законным право со стороны государства назначать определенные виды налогов и наказывать тех граждан, которые отказываются их платить. Иначе говоря, мы признаем власть государства легитимной. А представим, что какая-то оккупационная власть заставляет нас платить ей налоги. Не исключено, что мы должны были бы платить, но мы так же вынуждены отдать свои деньги и грабителю, который грозит нам расправой. Оку пацийна власть (как и любая власть, которую мы не признаем законной), подобно грабителя, имеет над нами власть, однако эта власть является нелегитимной, она базируется исключительно на силсилі.

    Не стоит думать, что легитимной является только демократическая власть, а власть короля или диктатора всегда является нелегитимной. В истории есть много обратных примеров, скажем, диктатор. Итлер пришел к власти вполне по аконно, опираясь на волю большинства, выразил недоверие демократическим институтам. Веймарской республики. Следовательно - она, потеряв доверие граждан, перестала быть легитимноою.

    Потеря легитимности власти всегда имеет определенные внешние признаки. Она проявляется в нарастании недовольства граждан властью, массовых выступлениях, беспорядках, нарушениях привычных норм взаимоотношений между властью и гром мадянамы и, как следствие, в повышении роли карательных органов, применении сили.

    Немецкий социолог. Макс. Вебер выделил три основных вида легитимности политической власти, в зависимости от истоки

    Комментарии

    По степени институционализации и типу организации власть можно поделить на формальную (институциональную) и неформальную. Формальная власть проявляется в деятельности институтов, учреждений власти президента, парламента, правительства, суда, общественных организаций и т. д. Власть, оформленная в государственные институты, называется государственной властью.

    Неформальная власть не имеет руководящих и исполняющих звеньев, строго определенных функций и прерогатив. Эта власть проявляется как лидерство в неформальных движениях, руководство демонстрациями, выступления на митингах и т. д. (см. схему 4.4).

    4.5. Типология власти по количеству властвующих

    Комментарии

    По количеству властвующих , как мы знаем из Аристотеля, власть может быть единоличная (монархическая), олигархическая (власть немногих) или демократическая (власть всего народа). Но современная политология, учитывая в основном представительный характер власти, подразделяет ее по количественному признаку на единоличную и коллегиальную.

    Примером единоличной власти можно считать власть монарха, президента или диктатора.

    Коллегиальная власть - это, например, власть парламента, Конституционного Суда, Совета Министров. Все политические решения в современном мире обсуждаются, а часто и принимаются коллегиально. Здесь важно, кто говорит последнее слово, а главное, кто несет ответственность за эти решения (см. схему 4.5).

    4.6. Уровни власти

    Комментарии

    Политическая власть организуется и функционирует в обществе на трех взаимосвязанных уровнях:

    макроуровень - это верховная власть центральных государственных учреждений;

    мезоуровень - так называемое среднее звено управления, образуемое региональными, областными властными структурами (например, в России – это республиканские и областные думы, представители Президента). Их основная функция – передача команд центра, контроль над их выполнением и управление в рамках своих прерогатив;

    мини-уровень - это местные выборные власти районов, райцентров. Они выполняют команды центральных и региональных органов, но имеют и свой бюджет и решают проблемы своего уровня.

    Важным признаком демократии является наличие местной власти, власти общины, деревенской улицы, городского, микрорайона. Это не политическая власть, она не пользуется средствами насилия, но также имеет свой бюджет. Она-то и решает местные проблемы (ремонт дорог, уборку улиц и т. д.). Вспомним реформы Клисфена в Древней Греции (509 г. до н. э.). В Афинах именно с собраний демов и начиналась демократия, то есть решение своих проблем собственными силами. Местная власть пользуется большим влиянием в Европе и США. Здесь она собирает налог, имеет свои бюджет и значительные возможности. В России в конце XIX – начале XX в. местная власть существовала в форме земств. Таким образом, четвертым уровнем власти, но уже властью не государственной, не политической будет микроуровень или власть местная (см. схему 4.6).

    4.7. Политическая элита

    Комментарии

    Теоретическому обоснованию места и роли элиты в системе власти посвятили свои работы выдающиеся итальянские политологи Г. Моска и В. Парето. Г. Моска определял элиту как группу наиболее активных в политическом отношении людей, ориентированных на власть. Они хорошо сплочены и организованы за счет обладания достаточно большой собственностью, хорошего образования, профессиональной подготовки, налаженной информации и тесной взаимосвязи. Это позволяет им оперативно и эффективно управлять обществом в своих интересах с помощью так называемой политической формулы – совокупности средств и методов манипулирования сознанием управляемых. Наличие политической формулы (системы ценностей) создает иллюзию подчинения не конкретному лицу, а абстрактному «принципу властвования». Таким образом, политическая формула позволяет закрепляться правящей элите у власти.

    В. Парето полагал, что развитие общества осуществляется циклически. Социальный цикл – это и есть круговорот элиты. Она возникает в низших слоях общества, в результате борьбы с другими группами, поднимается в высший слой, расцветает и, наконец, вырождается. По методам правления В. Парето разделяет элиты на «лис» и «львов». Первые правят убеждением, обманом, заискиванием, лавированием. Вторые – силовым давлением, принуждением и подавлением. Идеальные правители умело сочетают «повадки» лис и львов (ср. с Н. Макиавелли).

    Теории элит нашли свое место в современной политологии, которая под элитой понимает «правящие структуры», «центры принятия решения», «политическое руководство», «руководство страны», «окружение президента». Иногда прямо говорится о правящей элите, в которую включают административную (бюрократическую) верхушку, высшие военные круги, представителей науки, культуры, средств массовой информации и религии, то есть тех, кто принимает политические решения на самом высоком уровне, и тех, кто формирует общественное мнение.