Эшелон прорыва. Как современные боевые самолеты вскрывают ПВО противника

  • Богаткин О.Г. Авиационная метеорология (Документ)
  • Шпоры по военке 3 курс V семестр (Документ)
  • Гладстоун Б. Тактика парусных гонок (Документ)
  • Лобач П. Тактика и эндшпиль. Найди лучшее решение (Документ)
  • Выпуск ВВС №6716. Технология удаления лакокрасочных покрытий при ремонте авиатехники на АРЗ ВВС (Документ)
  • Шталь В.А. Справочник метеоролога ВВС РККА (Документ)
  • Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании (Документ)
  • Реферат - Тактика опроса граждан (Реферат)
  • Презентация - Диагностические критерии, дифференциальная диагностика, тактика ведения и лечения больных с острым коронарным синдромом (Реферат)
  • Реферат - Правила гри у волейбол (Реферат)
  • wchair.lectures.airkind.doc

    14.Тактические приёмы преодоления ПВО.
    По опыту локальных войн и военных конфликтов авиация широко использовала следующие тактические приёмы:

    Обход зон поражения средств ПВО;

    Полёт на высотах и скоростях, обеспечивающих меньшее время нахождения в радиолокационном поле обнаружения и зонах поражения (обстрела);

    Выполнение сложных видов манёвров в зонах обнаружения, автосопровождения и поражения ЗРК и истребительной авиации, что потребовало увеличить дистанции и интервалы между самолётами;

    Полёт в наивыгоднейших боевых порядках;

    Нанесение ударов с различных направлений.

    Накопленный опыт б/действий в Афганистане и других локальных конфликтах (Северный Кавказ) позволил избежать поражения от зенитной артиллерии и ЗРК малой дальности простейшими способами: уход на высоты за пределы зон поражения (4-5 тыс. м.), уход за предельно малые высоты и полёт с выполнением противозенитных манёвров с одновременным применением средств РЭБ.

    Применение тактических приёмов авиацией в б/действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке привело к увеличению расхода зенитных ракет на одну б/потерю с одной до пятнадцати, а ракет «воздух-воздух» - с одной до шести.

    Боевые возможности самолётов ФБА и ША.

    Самолёт-бомбардировщик Су-24МК.

    На вооружении ФБА находится самолёт Су-24МК. Он предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью в широком диапазоне высот с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. Самолёт оснащён аппаратурой, позволяющей производить полёт с огибанием рельефа местности на высоте 200 м. со скоростью 1300 км/час. Возможность такого полёта значительно повышает живучесть самолёта в бою.

    Самолёт имеет систему дозаправки топливом в воздухе. Конструкция шасси позволяет использовать самолёт не только с бетонных ВПП, но и с грунтовых аэродромов. Для уменьшения пробега самолёт оснащён тормозным парашютом. Су-24МК имеет современное радиоэлектронное оборудование с средства РЭБ.

    Бортовое радиоэлектронное оборудование включает: прицельно-навигационную систему, бортовое вычислительное устройство, систему радиосвязи и навигации, аппаратуру государственного опознавания. Прицельно-навигационная система совместно с радионавигационным оборудованием позволяет решать следующие задачи: выход самолёта в указанный район, обнаружение целей и поражение их авиационными бомбами с горизонтального полёта и с кабрирования, выдача целеуказания ракетам, обнаружение радиолокационных станций и пуск по ним ракет, предупреждение о столкновении с наземными препятствиями, автоматическое или полуавтоматическое управление при заходе на посадку.

    На самолёте имеется 8 точек подвески вооружения. С самолёта могут применятся управляемые ракеты «воздух-земля», а также неуправляемые ракеты. Для поражения воздушных целей подвешиваются ракеты «воздух-воздух».

    Самолёт имеет встроенную пушку калибра 30 мм. ГШ-30-6 или 23 мм., способную поражать наземные цели. Для поражения наземных целей с самолёта могут применятся бомбы свободного падения, корректируемые авиабомбы, кассетные бомбы, баки с зажигательной смесью и ядерные бомбы.

    Самолёт-штурмовик Су-25.

    На вооружении частей ША находится самолёт Су-25. Боевая живучесть обеспечивается мощным бронированием кабины и жизненных узлов систем. Он имеет бронированную кабину, специальное стекло толщиной 65мм, выдерживающее попадание пуль и осколков снарядов. Самолёт оснащён уникальным комплексом вооружения и прицельным комплексом И-251, обеспечивающем автоматическое распознавание и сопровождение малоразмерных целей, выдачу целеуказания и автоматическое наведение управляемых ракет на цель, а также управление пуском неуправляемых ракет и стрельбой из пушки.

    Для действий в ночное время на самолёт подвешивается контейнер с ИК телевизионной системой «Меркурий». Дальность обнаружения и захвата днём составляет 10-15 км., ночью несколько меньше.

    Вооружение самолёта включает управляемые ракеты, противорадиолокационные ракеты. самолёт оборудован уникальным противотанковым комплексом «Вихрь», включающем 16 сверхзвуковых управляемых ракет с дальнего пуска 10 км.

    В состав средств РЭБ входит комплекс радиоэлектронной разведки, опознавания и подавления. На самолёте блоки с 192 ИК ловушками и дипольными отражателями, а также генератор ИК помех, размещённый в хвостовой части.

    Боевые возможности разведывательной авиации. Предназначение и задачи РА.

    Разведывательная авиация имея на вооружении пилотируемые и беспилотные самолёты-разведчики, предназначена для добывания сведений о войсках противника, местности и погоде в интересах частей и соединений ВВС и других родов ВС. В отдельных случаях самолёты-разведчики могут уничтожать вскрытые ими особо важные объекты противника.

    Основными задачами РА являются:

    Установление мест расположения средств массового поражения и средств их доставки;

    Вскрытие мест расположения войск, оборонительных рубежей и объектов обороны противника;

    Определение характера перевозок противника по железным, шоссейным и другим дорогам и путям сообщения;

    Выявление группировки авиации противника, вскрытие подготовки воздушных и морских десантов, установление местонахождения авианосных средств флота, подводных лодок, пунктов управления и радиотехнического обеспечения б/действий противника;

    Вскрытие системы ПВО противника;

    Уточнение мест расположения объектов перед ударами;

    Разведка радиационной обстановки и погоды;

    Определение результатов ударов ракет и авиации.

    Для выполнения этих задач самолёт-разведчик имеет не борту разведывательную аппаратуру, а также оборудование для обработки результатов наблюдения, документирования и передачи донесений на наземный КП.

    Для успешного преодоления ПВО противника осуществляют обеспечивающие мероприятия, а экипажи применяют различные тактические приемы. В интересах боевых действий осуществляется разведка сил и средств ПВО, огневое подавление опасных средств ЗРК и радиолокационных средств обнаружения, радиоэлектронное подавление РЛС обнаружения и наведения, прикрытие истребителями боевых порядков ударной авиации. По опыту локальных войн и военных конфликтов авиация широко использовала следующие тактические приемы:

      обход зон поражения средств ПВО;

      полет на высотах и скоростях, обеспечивающих меньшее время нахождения в радиолокационном поле обнаружения и зонах поражения (обстрела);

      выполнение сложных видов маневров в зонах обнаружения, автосопровождения и поражения ЗРК и истребительной авиации, что потребовало увеличить дистанции и интервалы между самолетами;

      полет в наивыгоднейших боевых порядках;

      нанесение ударов с разных направлений.

    9. Предназначение, боевые задачи, задачи подразделений (частей) тяжелых бомбардировщиков. Боевые возможности тяжелых бомбардировщиков

    Тяжелые бомбардировщики, как средства дальней авиации (ДА), организационно включены в авиационные соединения и части, объединенные в воздушную армию ВГК стратегического назначения.

    Основными задачами частей тяжелых бомбардировщиков в современной войне являются:

      поражение наиболее важных объектов в глубоком тылу противника и океанских ТВД;

      нарушение управления войсками;

      нарушение сухопутных и морских коммуникаций;

      ведение воздушной разведки.

    Исходя из предназначения и решаемых задач объектами действия этих частей могут являться:

      базы и комплексы оперативно-стратегических ракет;

      важные энергетические и военно-промышленные объекты;

      авиационные и военно-морские базы; боевая техника и войска в районах сосредоточения.

    На выполнение боевых задач тяжелыми бомбардировщиками оказывает значительное влияние ряд условий. Одно из них - большая удаленность объектов удара. Это требует полета на больших высотах над сушей и морем. При этом усложняются вопросы самолетовождения, что требует использования сложных радиотехнических систем. Сложнее решаются вопросы обеспечения боевых действий и особенно радиоэлектронной борьбы в условиях самостоятельного преодоления глубоко эшелонированной ПВО противника. Преодоление ПВО потребует полета и на малых высотах, что приведет к повышенному расходу топлива и уменьшению тактического радиуса действия. Это, в свою очередь, вызывает необходимость дозаправки топливом в полете.

    В ходе боевых действий боевые возможности частей и под­разделений тяжелых бомбардировщиков оцениваются величиной нанесенного ущерба объектам противника. Этот ущерб в значи­тельной степени будет определяться боевыми показателями каж­дого самолета. К таким показателям для самолетов следует отне­сти: скорость полета, потолок, тактический радиус действия (дальность полета), вооружение, РЭО и специальное оборудова­ние.

    Самолеты имеют высокие летно-тактические характеристи­ки. Они обладают большой тяговооруженностью, повышенными несущими свойствами, имеют современную аэродинамику. Само­леты представляют собой многоцелевые авиационные комплексы, оснащенные системами дозаправки топливом в воздухе (кроме Ту-22МЗ). Применение на самолетах современных прицельно-навигационных комплексов и разнообразных средств поражения обеспечивает эффективное поражение разнообразных объектов на суше и море в любых погодных условиях днем и ночью.

    Самолеты имеют сложное радиоэлектронное оборудование, в том числе средства РЭБ (станции активных радиопомех, сред­ства пассивных инфракрасных помех). С помощью ЭВМ эти средства объединяются в бортовые комплексы РЭБ, навигации и прицеливания.

    Рассмотрим боевые возможности самолетов Ту-160, Ту-95МСиТу-22МЗ.

    Самолет Ту-160

    Самолет Ту-160 является многорежимным стратегическим ракетоносцем-бомбардировщиком и предназначен для поражения наземных и морских целей с малых и средних высот на дозвуко­вых скоростях и с больших высот на сверхзвуковых скоростях с применением стратегических крылатых ракет, управляемых ракет малой дальности и авиационных бомб. Самолет выполнен по ин­тегральной схеме, с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуко­вой, так и на дозвуковой скорости. Силовая установка состоит из четырех ТРДДФ НК-32 (4 х 25000 кгс), размещенных в двух гон­долах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируе­мые воздухозаборники.

    Конструктивно самолет Ту-160 близок американскому стра­тегическому бомбардировщику В-1В, но имеет большую взлет­ную массу, боевую нагрузку и более высокие летно-технические характеристики. Умень­шение эффективно-отражающей поверхности (ЭОП) самолета Ту-160 достигается интеграль­ной компоновкой, низким рас­положением кабины экипажа, цельноповоротным вертикаль­ным оперением (устранена щель между килем и рулем направле­ния, увеличивающая ЭОП). В таблице 3.3.1 приведены неко­торые ЛТХ самолета Ту-160.

    Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе типа "шланг-конус" (в нерабочем по­ложении штанга убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков). Экипаж состоит из четырех человек и размещается в катапультных креслах (ко­мандир, помощник командира, штурман, штурман-оператор).

    Основу успешного боевого применения самолета составля­ют ударно-навигационный комплекс и ракетно-бомбовое воору­жение.

    Ударно-навигационный комплекс включает астронавигаци­онную систему, инерциальную навигационную систему, при­цельно-навигационный комплекс, оптоэлектронный бомбардиро­вочный прицел и радиолокационную станцию. Общее число циф­ровых процессоров имеющихся на борту превышает 100. Рабочее место штурмана оснащено восемью ЦВМ.

    Вооружение самолета, состоящее из авиационных крылатых ракет большой, средней и малой дальности, авиационных бомб и мин размещается в фюзеляже в двух отсеках вооружения. Общая нагрузка вооружения составляет 22500 кг.

    ТТХ Ту-160

    Длина самолета, м

    Высота, м

    Размах крыла, м

    Угол стреловидности, градусы

    Максимальная скорость, км/ч

    Максимальная скороподъемность, м/с

    Практический потолок, м

    Практическая дальность, км

    Длина разбега, м

    Длина пробега, м

    Максимальная перегрузка

    Ракетный вариант вооружения может включать:

      две барабанные пусковые установки, каждая из которых мо­жет нести шесть управляемых крылатых ракет, с дальностью пуска до 3000 км (ракеты типа Х-55);

      две барабанные пусковые установки для управляемых ракет малой дальности (ракеты типа Х-15).

    Бомбовый вариант может включать термоядерные и обыч­ные бомбы (калибр 250, 500, 1500, 3000), корректируемые авиа­бомбы, мины и другое вооружение.

    Боевой потенциал самолета соизмерим с потенциалом двух самолетов Ту-95МС или двух авиаэскадрилий Ту-22МЗ и прирав­нивается к ракетному залпу подводной атомной лодки с балли­стическими ракетами.

    Таблица 3.3.2

    ТТХ ракетного вооружения Ту-160

    Назначение

    Система наведения

    Дальность пуска, км

    Поражение наземных целей

    Противокора­бельная

    Поражение наземных целей

    Поражение наземных целей

    И + корректировка по рельефу

    Примечания:

    И - инерциальная система наведения

    АРЛС - активная радиолокационная система наведения

    Самолет Ту-22МЗ

    Самолет занимает среднее положение между стратегиче­ским и фронтовым ракетоносцем-бомбардировщиком. Он пред-

    назначен для поражения наземных морских целей сверхзвуковы­ми ракетами и авиационными бомбами днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

    Самолет имеет хорошие взлетно-посадочные и разгоночные характеристики и способен выполнять полет и вести боевые дей­ствия в широком диапазоне высот и скоростей. Экипаж состоит из четырех человек: командир, помощник командира, два штур­мана - оператор и навигатор.

    Самолет оборудован катапультными креслами.

    ТТХ Ту-22МЗ

    Длина самолета, м

    Высота, м

    Размах крыла, м

    Угол стреловидности, градусы

    Максимальная взлетная масса, кг

    Максимальная скорость, км/ч

    Практический потолок, м

    Тактический радиус действия, км

    Длина разбега, м

    Длина пробега, м

    Самолет Ту-22МЗ - эффективный многоцелевой авиацион­ный комплекс. В зависимости от боевых задач используется как ракетоносец, бомбардировщик и со смешанной подвеской бомб и ракет.

    Боекомплект размещается в отсеке внутри фюзеляжа и на четырех бомбовых держателях под крылом самолета.

    Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка - 24000 кг.

    Под крылом подвешиваются бомбы калибром до 500 кг, а в отсеке - до 3000 кг.

    В ракетном варианте на самолет подвешивают три управ­ляемые крылатые ракеты, а в смешанном варианте - ракеты под крылом, а бомбы в отсеке или наоборот. В кормовой части самолета установлена 23-мм двуствольная авиационная пушка, управ­ляемая штурманом-оператором.

    Самолет имеет бортовую РЛС с большой дальностью обна­ружения, оптический бомбоприцел, средства РЭБ.

    Самолет Ту-95МС

    Самолет предназначен для поражения стационарных назем­ных объектов и морских целей, расположенных на боевых удале­ниях с применением управляемых авиационных крылатых ракет и авиационных бомб.

    Самолет оснащен четырьмя авиационными турбовинтовыми двигателями и стреловидным крылом.

    Самолет может иметь на вооружении 6 управляемых крыла­тых ракет РКВ-15Б с дальностью 2500 км, размещенных на внутрифюзеляжной барабанной пусковой установке, а также ядерные и обычные свободнопадающие бомбы.

    Масса нагрузки в бомбовом отсеке -12000 кг.

    Оборонительное вооружение включает две пушки ГШ-23, установленные в хвосте самолета.

    ТТХ Ту-95МС

    Длина самолета, м

    Высота, м

    Размах крыла, м

    Угол стреловидности, градусы

    Максимальная взлетная масса, кг

    Максимальная скорость, км/ч

    Практический потолок, м

    С полным комплектом вооружения

    Максимальная дальность, км

    При подготовке боевой авиации к действиям в современных войнах командование НАТО большое значение придает преодолению ею ПВО вероятного противника. Оно считает, что, какие бы задачи ни вы­полняла авиация на ТВД, ей в большинстве случаев придется встречаться с той или иной системой защиты наземных объектов от воздушного нападения. По мнению командования блока, особенно сильной окажется система войсковой ПВО противника, предназначенная для прикрытия сухопут­ных войск на поле боя от налетов тактических истребителей. Послед­ним придется преодолевать ее при оказании своим войскам непосредст­венной авиационной поддержки, завоевании превосходства в воздухе над районом боев, при ведении воздушной разведки и выполнении дру­гих боевых задач.

    Исходя из опыта локальных войн, а также современного развития боевой техники и оружия, иностранные специалисты полагают, что вой­сковая ПВО противника может охватывать широкое воздушное пространство, ко­торое распространится в глубину боевых порядков и выйдет за перед­ний край его войск на значительные расстояния. Для прикрытия столь обширного воздушного пространства противнику потребуется развернуть немалое количество различных по своему назначению зенитных средств. Малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА) и носимые зенитные ракетные комплексы будут оборонять передовые части и сое­динения, а ЗРК ближнего и дальнего действия - войска и важные объ­екты, расположенные в тактической глубине. В боевые порядки механизированных и бронетанковых частей на марше или в наступлении войдут зенитные самоходные установки, огонь которых эффективен по самолетам, летящим на малых высотах.

    При преодолении войсковой ПВО противника самолет, совершающий полет на высоте до 600 м, подвергнется обстрелу МЗА и зенитными пулеметами, до 1500 м - зенитными пушками среднего калибра. На этих же высотах эффективен огонь носимых систем ЗУРО. В диапазоне высот 100 - 6000 м наиболее опасны для самолета ЗРК ближнего действия. Полет самолета выше 6000 м при выполнении задач уничтожения наземных целей в тактиче­ской глубине считается нецелесообразным.

    Трудность преодоления сплошной войсковой ПВО усугубляется еще и тем, что летчику нужно не только выполнять маневры для уклонения от зенитного огня, но также искать и опознавать цель, а затем выйти на рубеж применения средств поражения. Поэтому вероятность выхода к объекту зависит как от мастерства летчика, так и от характеристик самолета, бортового оружия и боеприпасов. Исходя из этого, за рубежом созданы самолеты непосред­ственной поддержки, обладающие хорошей маневренностью и повышен­ной живучестью. Например, в США на вооружении состоит штурмо­вик А-10 «Тандерболт» (у американцев он называется еще самолетом «ближней воздушной поддержки»), а в ВВС ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Канады – легкий штурмовик «Альфа Джет». Живучесть самолета А-10 повышается за счет бронирования, а «Альфа Джет» имеет малую поражаемую площадь.

    Преодоление войсковой ПВО противника осуществляется при помощи совокупности мероприятий и действий. В частности, в современной войне прорыв ПВО крайне затруднителен без широкого применения средств радиоэлектронной борьбы. Так, в пренебрежение именно вопросами РЭБ на начальном этапе конфликта стоило российским ВВС ощутимых потерь.

    Однако в данной статье будут рассмотрены лишь те методы преодоления ПВО, которые зависят от умения летчика правильно стро­ить маневр по высоте и скорости, а также выполнять противозенитные и противоракетные маневры, исходя из характеристик своего самолета и зенитных средств противника.

    ВЫСОТА ПОЛЕТА

    Известно, что, чем ближе к земной поверхности летит самолет, тем больше вероятность его выживания и проникновения к объекту атаки. Это объясняется следующими факторами:

    Возросла эффективность ЗУР, которые могут сбивать на значи­тельных дальностях с большой результативностью самолеты, летящие на средних и больших высотах. Сейчас зенитные управляемые ракеты с радиолокационной системой наведения делают практически невозмож­ными полеты самолетов на высотах более 1000 м без интенсивного при­менения средств радиоэлектронной борьбы.

    На малых и предельно малых высотах самолет может ближе подойти к объекту незамеченным, а если его и обнаружат, то время его облучения РЛС будет малым. Современная РЛС может обнаруживать низколетящий самолет на дальностях от 20 до 40 км, а если местность пересеченная, то даль­ность обнаружения снижается. К тому же на экранах индикаторов РЛС в результате отражений ее сигналов от земли появляются сильные поме­хи, затрудняющие проводку цели. При скорости полета 1000 км/ч са­молет преодолевает расстояние от рубежа его обнаружения до пусковой установки за 1-2 мин. Привести зенитный комплекс за такое время в готовность к стрельбе не всегда возможно.

    Уменьшается вероятность поражения самолета перехватчиками, поскольку сбить низколетящий самолет управляемыми ракетами очень трудно из-за помех, создаваемых фоном земной поверхности.

    С другой стороны, полет на малых высотах, и особенно на предель­но малых, связан с определенными трудностями, вызываемыми огиба­нием и облетом встречающихся на пути естественных препятствий, а также повышенной турбулентностью воздуха. Не каждый летчик может и не каждый самолет приспособлен летать у земли из-за больших испытываемых перегрузок. Кроме того, не всякие боеприпасы пригодны для применения в таких условиях.

    При полете на малой высоте летчику трудно вести поиск цели вслед­ствие небольшой дальности обзора местности и эффективно использовать оружие. Иностранные военные специалисты полагают, что для выпол­нения первой функции благоприятными высотами являются 600-2500 м, а второй - при атаке цели с пикирования – 1000 – 3000 м (высота за­висит от вида маневра). Точность же сброса бомб с тормозными устройствами с горизонтального полета и малой высоты пока остается низкой. Поэтому штурмовик, выполняющий задачи непосредственной авиацион­ной поддержки, к рубежу атаки должен лететь на малой высоте, а за­тем восходящим маневром выйти на высоту, обеспечивающую точное бомбометание или стрельбу.

    Однако в последнее время американские военные специалисты при­нимают меры с целью обеспечения условий для успешных действий эки­пажа самолета, совершающего полет на малой высоте. В частности, организовано четкое и своевременное обеспечение штурмовиков данны­ми о цели. Наведение и целеуказание осуществляют как наземные, так и воздушные посты.

    На ряде учений вооруженных сил США штурмовики А-10 подходили к переднему краю войск «противника» на высотах 30 м, а огонь по подвижным объектам на поле боя вели после кратко­временного восходящего маневра. В связи с этим американский журнал «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» писал, что если экипажи самолетов смогут применять оружие на высотах 30 м и ниже, то и зенитная артиллерия будет не в состоянии эффективно действовать против них, так как ей помешают сделать это свои войска, находящиеся впереди.

    Иностранные специалисты не исключают возможности использова­ния тактических истребителей над полем боя и на средних высотах, но в этом случае, по их мнению, необходимо организовывать надежное их обеспечение или иметь превосходство в воздухе.

    СКОРОСТЬ ПОЛЕТА

    Зарубежные военные специалисты пола­гают, что, чем больше скорость самолета, тем меньше шансов у против­ника сбить его, так как сокращается время его нахождения в зоне об­лучения РЛС и в зоне прицельного огня зенитных средств. Но с увеличением скорости ухудшаются условия поиска и опо­знавания наземного объекта, а также затрудняется атака цели.

    За рубежом в этом направлении проводились исследования, пока­завшие, что летчику необходимо по крайней мере 20 с для обнаружения и опознавания объекта. За этот период самолет, имеющий скорость 1000 км/ч, пролетит расстояние около 5,5 км. Причем дальности до объекта, при которых был возможен прицельный пуск УР или сброс бомб с ходу на малой высоте, составляли: 600 м на скорости 550 км/ч, 900 м - 740 км/ч и 1200 м - 925 км/ч. Радиус разворота также растет с повышением скорости. На большом радиусе летчик может потерять цель из виду и сорвать атаку.

    На сверхзвуковых скоростях указанные выше недостатки проявля­ются в большей мере. Намного затрудняется стрельба из бортового ору­жия, а некоторые боеприпасы применять вообще невозможно. Кроме того, из-за нагрева обшивки планера самолет становится хорошей ми­шенью для ЗУР с ИК головками самонаведения.

    Существуют минимальные безопасные высоты полета. Из графика видно, что сверхзвуковой полет самолет должен совершать не ниже высоты 60 м, а это приводит к более раннему его обнаружению РЛС.

    В локальных войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке сверхзвуковые ударные самолеты при выполнении заданий не превы­шали на малой высоте скоростей 850-920 км/ч, лишь при уходе от цели они развивали ее до 1100 км/ч.

    Учитывая все это, американские специалисты пришли к выводу о необходимости иметь для непосредственной авиационной поддержки до­звуковой самолет. Поэтому штурмовик А-10 рассчитан на действия в диапазоне скоростей 550-750 км/ч. Широкий диапазон позволяет лет­чику осуществлять маневр по скорости при полетах в районах, насы­щенных зенитными средствами.

    Однако правильное исполь­зование высоты и скорости еще не решает всех проблем преодоления войсковой ПВО, так как штурмовикам придется часто входить в зону поражения огнем тех зенитных средств, которые позволяют сбивать само­леты, летящие на малых и предельно малых высотах с большой дозву­ковой скоростью. Эффективность этих средств со временем повышается. Поэтому для защиты от них отрабатываются различные противозенитные и противоракетные маневры.

    ПРОТИВОЗЕНИТНЫЕ И ПРОТИВОРАКЕТНЫЕ МАНЕВРЫ

    Противозенитные маневры отличаются многообразием. В число их входят: обход районов, насыщенных зенитными средствами; внезапное появление самолета нал объектом с той стороны, где его меньше всего ожидают; резкое изме­нение направлений полета; применение оружия из зон, не простреливае­мых огнем ЗЛ, и т. п.

    Один из эффективных противозенитных маневров выглядит следующим обра­зом. Экипаж штур­мовика А-10 с малой высоты ведет огонь из пушки или осуществляет пуск УP по наземным целям, не входя в зону поражения зенитной артиллерией противника, потом делает кру­той разворот и уходит от поля боя. В этом случае самолет не проходит над целью и таким образом избегает огня не только зенитной артиллерии и стрелкового оружия, но и зенитных средств с ИК-системами наведения. Такой способ отрабатывается экипажами самолетов при действии их по переднему краю обо­роны противника и по его танкам, развивающим наступление или находящимся на марше.

    Во время полета на малых и предельно малых высотах над районами поля боя экипажу следует быть особо внимательным к пуску по его самолету ЗУР ближнего действия (5-8 км). При обна­ружении пуска ему рекомендуется, резко изменив курс полета, сорвать слежение. Считается важным маневр выполнить как можно скорее, что­бы сохранить большую дальность между самолетом и ракетой. Как по­казали учебные пуски за рубежом, на значительной дальности у ракеты не хватает энергии для преследования цели.

    Другим эффективным маневром против указанных ракет зарубеж­ные специалисты считают змейку, исполненную с различными шагами и амплитудой.

    Немалую опасность представляют ракеты с ИК головками самонаведения, запускаемые вслед уходящему самолету, у которого из сопел двигателей выходят струи горячих газов. В качест­ве профилактической меры летчику рекомендуется сразу же после бом­бометания или стрельбы перевести самолет в набор высоты или в кру­той разворот. Эти маневры пилот должен применять в зависимости от обстановки, помня, что первый исключает возможность повторного за­хода на атаку, а второй может поставить самолет под удар других зе­нитных средств.

    Хотя указанные противозенитные и противоракетные маневры и считаются эффективными для защиты от зенитных средств, но с их по­мощью нельзя пре­дотвратить значительные потери авиации во время крупных налетов на объ­екты, расположенные в глубине боевых порядков войск противника. Проведение подобных налетов потребует «расчистки» прохода в систе­ме ПВО для штурмовиков. В этих целях выделяются груп­пы прикрытия, состоящие из истребителей, и обеспечения, включающие самолеты РЭБ, а также самолеты, вооруженные противорадиолокационными ракетами. К решению этой задачи будут также привлекаться вертолеты и беспилотные самолеты.

    Эскадрилья истребителей-бомбардировщиков снижается до предельно малой высоты и направляется к цели, огибая редкие холмы. Экипажи соблюдают режим радиомолчания - самолёты приближаются к невидимому куполу войсковой ПВО противника, и любая оплошность может лишить ударную группу эффекта внезапности. Но долго играть в прятки невозможно: ещё минута - и в кабинах бомбардировщиков начинают пронзительно верещать бортовые станции предупреждения об облучении РЛС. Эскадрилью засекают радары, а значит, счёт пошёл на секунды. Кто первым пустит ракету - самолёт или зенитный комплекс, - тот и победил.

    В вооруженном конфликте XXI века завоевание превосходства в воздухе - ключевой фактор успеха. Но даже самая современная и многочисленная авиагруппа может наткнуться на высокий забор эффективной эшелонированной системы противовоздушной обороны. Впрочем, в любой ограде есть лазейки. О том, на какие ухищрения пускаются экипажи самолётов тактической авиации, чтобы пробить брешь в системе ПВО противника, - в материале РИА Новости .

    Полёт змейкой

    В противостоянии с ПВО авиация находится в заведомо проигрышном положении. Чтобы поразить зенитно-ракетный комплекс, бомбардировщику или штурмовику нужно его обнаружить в складках местности и сблизиться с ним на дальность пуска ракеты. А самолёт в небе прекрасно виден современным РЛС. И если в Сирии экипажи тактической авиации ВКС России ещё могут позволить себе летать на высотах в четыре-пять тысяч метров, то на противника, располагающего развитой ПВО, с открытым забралом уже не пойдёшь. Придётся хитрить.

    "Не существует универсальной тактики прорыва ПВО на все случаи жизни, - рассказывает заслуженный военный лётчик России генерал-майор Владимир Попов, бывший пилот фронтового бомбардировщика Су-24. - Нужно учитывать количество и состав средств противовоздушной обороны, брать в расчёт особенности театра военных действий".

    Разберем действия самолётов, атакующих позиционный район противника с мощной системой ПВО. Радары с разной дальностью действия видят цель неодинаково. Самые "дальнобойные" легко засекают объект высоко в небе на большом расстоянии, но не всегда могут вовремя разглядеть низколетящий самолёт. Этим и пользуется ударная авиагруппа.

    "Чем ниже мы летим, тем дольше остаёмся незамеченными, - поясняет Владимир Попов. - В идеале нужно держаться на высотах от 50 до 300 метров. Рельеф местности - наш естественный союзник. Помехи от земли, зданий, леса, гор, низких облаков затрудняют работу РЛС. Чтобы ещё больше озадачить противника, авиация использует средства радиоэлектронного противодействия, осложняющие выделение цели на общем фоне. Важно отметить, что группа движется на скоростях более тысячи километров в час и не по прямой - активно маневрирует с креном в 15, 30, 45 градусов. Фактически идёт змейкой. Засекает бомбардировщик одна РЛС, берёт его на автосопровождение, а он через секунду "прыгает" в соседнюю зону, которую контролирует другой радар. И тому приходится всё начинать заново. Это сильно увеличивает время реакции системы ПВО и повышает шансы на успех ударной группы".

    Ослепить и уничтожить

    Самолёт наиболее уязвим непосредственно перед атакой. На небольшом расстоянии от цели активно маневрировать сложно - её ещё нужно обнаружить, опознать и навести на неё средства поражения. Впрочем, по словам генерал-майора Попова, объект атаки в подобных операциях обычно известен заранее, благодаря усилиям разведки и спутниковому наблюдению. Если же группу начинает облучать "внезапный" радар, о котором информации не было, самолёты выявят его достаточно быстро.

    "Все сигналы, которые направлены против нас, мы видим, - говорит Попов. - Бортовые приборы показывают экипажу, с какого ракурса облучается самолёт, с какой дальности и в каком режиме. Они же предупреждают пилота о том, что по его самолёту дали залп. И тогда первоочередная задача - не атака цели, а выполнение манёвра ухода от ракеты. Сбросил её с хвоста - продолжай выполнять боевое задание. Что касается зенитной пушечной артиллерии, то её современным реактивным самолётам можно не опасаться - она эффективна только против вертолётов и дозвуковых крылатых ракет".

    Главная цель ударной группы - радары. Без них вся система ПВО ослепнет и не сможет оказать сопротивления. РЛС уничтожают управляемыми ракетами, наводящимися по излучаемому ею радиолокационному лучу. Вторая по приоритетности цель - пусковые установки зенитных ракет. Задача-максимум - нейтрализовать или внести дезорганизацию в действия средств ПВО на конкретном участке, чтобы в образовавшуюся брешь успели проскочить другие самолёты, которым предстоит развить дальнейший успех.

    "Когда первый эшелон прорывает ПВО, за ним устремляются штурмовики, зачищающие остатки обороны на этом участке, - объясняет Владимир Попов. - Следом - самолёты, наносящие удары на оперативную глубину боевых порядков противника. Затем в зону прорыва войдёт дальняя стратегическая авиация, чтобы атаковать "длинной рукой" объекты тыла или пункты сосредоточения войск. В это время вертолёты могут обстреливать передний край обороны противника. Кроме того, нейтрализация ПВО позволит применять военно-транспортную авиацию для высадки десанта. Это сложная, многосоставная и очень дорогая операция, которую крайне трудно спланировать. Однако современную войну против сильного противника без этого не выиграть".

    В Воздушно-космических силах России таким операциям учат всех лётчиков тактической авиации. Экипажи в обязательном порядке проходят курсы боевой подготовки, соответствующие типу пилотируемых ими самолётов: фронтовых бомбардировщиков, истребителей, истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков. Выполняют полный цикл упражнений на всех высотах - малых, средних и больших - до тех пор, пока не отработают все возможные действия до автоматизма. Прорыв системы противовоздушной обороны - одна из самых сложных и опасных для жизни задач, которая только может выпасть на долю военного лётчика. А его успех или неудача способны решить исход всего вооруженного конфликта.

    РИА Новости, Андрей Коц

    Минобороны планирует усилить дивизии противовоздушной обороны (ПВО) батальонами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). На вооружение таких частей поступят так называемые противоавиационные комплексы РЭБ. Высокомобильные станции могут создавать помехи радиолокаторам и системам связи летательных аппаратов. Как показали учения и боевое применение в Сирии, сочетание ПВО и РЭБ обеспечит эффективную защиту от высокотехнологичных средств воздушного нападения.

    Как сообщили «Известиям» в Минобороны, прорабатывается вопрос о включении в состав дивизий ПВО батальонов РЭБ. На вооружение последних поступят три мобильных комплекса РЭБ - «Москва», «Красуха-2» и «Красуха-4». В перспективе эти батальоны будут оснащены самым современным средством радиоэлектронной борьбы - мобильной системой «Дивноморье».

    Это решение принято по результатам совместной работы Центрального НИИ войск воздушно-космической обороны и Научно-исследовательского испытательного института радиоэлектронной борьбы. Исследование показало двукратное повышение эффективности ПВО и противоракетной обороны при совместной работе с наземными средствами РЭБ. Выводы ученых подтверждены на практике в Сирии.

    Современные мобильные комплексы РЭБ эффективно противодействуют воздушным и наземным системам обнаружения. Они способны «забить» мощными помехами аппаратуру крылатых ракет, беспилотников и радиолокаторы самолетов, которые осуществляют наведение. Дезориентированные крылатые ракеты и дроны становятся легкими целями для систем ПВО.

    Новые батальоны РЭБ смогут «закрыть» помехами участок в несколько сотен километров. Они создадут непроницаемую завесу для систем технической разведки вероятного противника и максимально затруднят применение средств воздушно-космического нападения. Это касается и высокоточного оружия.

    Подобные батальоны задействуют для прикрытия командных пунктов, группировок войск, средств ПВО, важных промышленных и административных объектов.

    Усиление частей ПВО средствами РЭБ - это правильное решение, которое основано на советском опыте, рассказал «Известиям» бывший начальник зенитно-ракетных войск РФ генерал-лейтенант Александр Горьков.

    В Советской армии были батальоны РЭБ, которые входили в состав корпусов и дивизий ПВО, - рассказал он. - Они должны были подавлять бортовые радиолокационные станции самолетов и каналы радиовысотомеров крылатых ракет. Эти подразделения доказали свою эффективность. При работе РЭБ затруднялось пилотирование самолетов, ракеты сбивались с пути. У крылатых ракет есть районы, где во время полета они корректируют свое местоположение. Попав под воздействие «глушилок» РЭБ, они поднимались гораздо выше обычной 50-метровой высоты полета. При этом ракеты становились легкими целями для ПВО.

    При проведении реформы учтен боевой опыт, полученный в Сирии. В частности, серьезно изучена атака двух беспилотников на аэродром Хмеймим в апреле этого года. Тогда дроны были перехвачены совместными усилиями средств РЭБ и ПВО. После обнаружения целей комплекс РЭБ заглушил сигнал GPS в районе аэродрома, выведя из строя систему навигации и управления беспилотников. Оба дрона тут же сбились с курса и начали хаотично кружить, став отличными целями для батареи ПВО. В итоге их уничтожили огнем автоматических пушек ЗРПК «Панцирь». Изучение обломков аппаратов показало, что они были вооружены самодельными подвесными бомбами.