II Государственная Дума. Государственная дума российской империи Обсуждаемые вопросы 3 государственной думы 1907

Третья государственная дума (1907-1912): общая характеристика и особенности деятельности

Третья государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и её состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 - октябристы и близкие им группы, 108 - кадеты и сочувствующие, 13 - трудовики и 20 социал-демократы. Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября», а председателем был избран октябрист Н.А.Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А.И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М.В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912-1917). Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России. XX век. М.: АСТ, 2001г. С. 126 - 127.

3 июня 1907 г. одновременно с указом о роспуске Думы Второго созыва было опубликовано новое Положение о выборах в Думу (новый избирательный закон), согласно которому была созвана новая Дума. Роспуск Второй Государственной думы и издание нового избирательного закона вошли в историю под названием «Третьеиюньского переворота».

Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом: он был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905г. и Основных законов 1906г., согласно которым ни один новый закон не мог быть принят без санкции Государственной думы. За решением созвать новую Думу стояла сложная борьба и колебания в «верхах», обусловленные страхом перед народом. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат, 1991. С. 25.

Новый избирательный закон расширил права помещиков и крупной буржуазии, которые получили две трети общего числа выборщиков; рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Было резко сокращено представительство народов некоторых национальных окраин: народы Средней Азии, Якутии и некоторых других национальных районов полностью отстранялись от выборов. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды. Это право было передано губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на две: первую составляли крупные собственники, вторую -- мелкая буржуазия и городская интеллигенция. В Думе действовало около 30-ти комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Выборы членов комиссий производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

дума государственный российский столыпин

Табл.1. Численность фракций в Третьей Гос.думе (1907-1912гг)

Сессии: 1-я - 1 ноября 1907 -- 18 июня 1908 года; 2-я -- 15 октября 1908 - 2 июня 1909 года; 3-я - 10 октября 1909 - 17 июня 1910 года; 4-я -- 15 октября 1910 -- 13 мая 1911 года; 5-я -- 15 октября 1911 -- 9 июня 1912 года.

Первая сессия Третьей Государственной думы прошла в атмосфере спокойной работы, взаимопонимания с правительством. Отдельные попытки левых и кадетов разжечь конфликты по некоторым малозначительным поводам окончились неудачей, так как большинство не хотело конфронтации с властью. Среди основных законопроектов, принятых Думой, были законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

После гибели Столыпина в 1911 г. начались разногласия между депутатами Государственной Думы. Ряд законопроектов был приостановлен. Многие высказывались за то, чтобы распустить Думу. Начался парламентский кризис, который продолжался целый год. Осенью 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной Думы. В целом, III Государственную Думу можно смело назвать "Столыпинской". Полностью зависимая от правительства, она конечно же не могла всецело отражать интересы народов России. Являясь "марионеткой" Столыпина она лишь создавала видимость демократического парламентаризма, действуя лишь в интересах императора, что естественно было выгодно царизму. Однако, продолжительность ее полномочий говорит, что Россия не могла обойтись без парламента.

П.А. Столыпин, бывший предводитель дворянства и губернатор, претендент в российские Бисмарки, «новый человек», как его окрестила помещичье-буржуазная контрреволюция, подготовил себя к этой роли все своей предшествующей деятельностью. А.Я. Аверх. Царизм и третьеиюньская система. _ М.: Наука, 1966. С. 27.

Третья Государственная дума провела пять парламентских сессий и была распущена по указу императора Николая II, в июне 1912 г.

Революция еще продолжалась, “беспорядки на аграрной почве” в июле 1906 г. охватили 32 губернии России, а в августе 1906 г. крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России.

17 июля 1906 г. вспыхнуло восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матроса Кронштадта и Ревеля. Огромным напряжением сил правительству лишь через 3 дня удалось подавить мятеж.

В этой обстановке прошли выборы во II Государственную Думу. Путем всевозможных уловок правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы. От выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т.д.

Сама атмосфера выборов заметно отличалась от первой избирательной кампании, которая сопровождалась широким разливом по стране эйфорических ожиданий, что Дума явится панацеей от всех российских бед и усобиц. Опыт перводумья, по сути, для всех печальный, был и учтен всеми.

Пpавительство справедливо полагало, что причина конфликта с Государственной Думой – в ее составе. Изменить состав Думы можно было только одним путем – пересмотрев избирательный закон. Этот вопрос дважды по инициативе П.А. Столыпина обсуждался в Совете министров (8 июля и 7 сентября 1906 г.), но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов и мог повлечь обострение революционной борьбы.

Большевики, отказавшись от бойкота Думы, приняли тактику создания блока левых сил – большевиков, трудовиков и эсеров (меньшевики отказались от участия в блоке) – против правых и кадетов.

II Государственная Дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. В ней по-прежнему преобладали оппозиционные течения, включая отказавшихся от бойкота социал-демократов и социалистов-револиционеров (эсеров). Всего во вторую Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест (им принадлежало 98 мандатов). Народнические партии получили 157 мест (трудовики – 104, эсеры – 37, народные социалисты – 16). Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых было 222 мандата, или 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%). Подобный состав II Думы, свидетельствовал о большей поляризации депутатского корпуса, об усилении в ней обоих флангов: и левого (222 депутата вместо 115 в I Думе), и правого (54 депутата вместо 16). П.Н. Милюков считал, что история "второй избирательной кампании есть история грандиозной попытки заставить население сказать то, что нужно правительству. Ее исход есть громкое и торжественное подтверждение того положения, что страна хорошо знает, чего она хочет, - и что от того, чего она хочет, она будет добиваться самым настойчивым образом".


Такое положение явно не устраивало царское правительство, ибо ждать от Думы конструктивной работы в пользу государства не приходилось. Сразу после созыва II Государственной Думы правительству стало ясно, что ее придется вскоре распустить. Председатель II Думы кадет Ф.А.Головин вспоминал позднее, что Николай II при встрече с ним говорил: «Дума по своему составу неработоспособна…левое ее крыло заражено антигосударственными идеями… такой состав Думы есть следствие неудачного избирательного закона, а поэтому надо изменить этот закон».

Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 г. Председателем Думы, стал правый кадет Ф.А. Головин. II Дума оказалась еще более радикально настроена, чем ее предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности и, по возможности, избегать конфликтов. Руководствуясь нормами ст.ст. 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы, утвержденного высочайшим указом 20 февраля 1906 г. депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки подлежащих рассмотрению в Думе дел.

Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т.д. Также нужно отметить важную особенность - большинство заседаний Думы было посвящено процедурным проблемам. Это было связано в первую очередь с постоянными стычками с правительством, часто ставящим под вопрос компетенцию и наличие статуса Государственной Думы на разработку того или иного законопроекта.

Особую остроту обсуждению главного вопроса работы II Государственной Думы - земельного – придавало то, что начало работы парламента совпало с очередной волной революционных выступлений крестьянства. Правые депутаты (монархисты и октябристы) выступали в поддержку политики правительства, то есть были против какого-либо отчуждения помещичьей земли. Позиция кадетов в аграрном вопросе стала более правой, нежели в I Думе. В своем проекте аграрной реформы, внесенном во II Думу, они во многом отступили от своих предыдущих требований.

10 мая 1907 г. с правительственным сообщением по аграрному вопросу на заседании Думы выступил П.А.Столыпин. Он заявил, что национализация земли, предлагаемая левыми партиями, является гибельной для страны, так как с уничтожением класса помещиков могут исчезнуть очаги культуры, что приведет к катастрофическому снижению общего культурного уровня; кроме того, может быть сломлен и сам стимул к труду, лежащий в основе развития земледелия. П.А.Столыпин сказал, что правительство не даст обездолить 130 тысяч землевладельцев и оторвать их от привычного и полезного для государства труда.

Правое крыло – монархисты, октябристы – поддержало политику правительства. Большая часть кадетских депутатов тоже положительно отнеслись к заявлению П.А.Столыпина и даже были готовы поддержать его, призывая «беречь Думу» и не давать правительству повода для ее роспуска. Но социал-демократы, трудовики, социалисты-революционеры и народные социалисты на совместном заседании 13 мая 1907 г. приняли решение выступить в Думе перед концом прений по аграрному вопросу с требованием проведения принудительного отчуждения частновладельческих земель и немедленной отмены всех столыпинских аграрных указов. Однако воплотить в жизнь это решение левым депутатам не удалось.

Царское правительство решило распустить II Государственную Думу, обвинив социал-демократическую фракцию в подготовке заговора для низвержения самодержавия и установления демократической республики. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Думы прокурор Петербургской судебной палаты зачитал постановление о привлечении к суду 55 членов социал-демократической фракции и немедленном заключении под стражу 16 наиболее активных ее членов. Большинство депутатов Думы (социал-демократы, трудовики, эсеры, народные социалисты и кадеты) отказались лишить депутатских полномочий социал-демократов. В ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала большую часть депутатов социал-демократической фракции II Государственной Думы, а утром 3 июня был опубликован Высочайший Манифест «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу». Депутаты восприняли это спокойно и разъехались по домам. Как и ожидал Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. В целом, население отнеслось к разгону Думы индифферентно: была без радости любовь, прощанье было без печали.

Одновременно появилось новое Положение о выборах, изданное Николаем II с явным нарушением Основных государственных законов – без рассмотрения в Государственной Думе и Государственном Совета. Поэтому в литературе принято говорить о третьеиюньском государственном перевороте, причем такое отношение к указанному акту сложилось с первых же дней после его издания. Так, С.Ю.Витте в своих «Воспоминаниях» охарактеризовал его, как «беззаконие, совершенное Столыпиным 3-го июня». Более того, считается общепринятым, что акт 3 июня ставил точку в российской революции.


Депутаты Государственной Думы I созыва

Левые партии объявили бойкот выборов в связи с тем, что, по их мнению, никакого реального влияния на жизнь государства Дума иметь не могла. Бойкотировали выборы и крайне правые партии.

Выборы растянулись на несколько месяцев так, что к моменту начала работы Думы из 524 депутатов было избрано около 480.

Первая Государственная дума приступила к работе 27 апреля 1906 г. По своему составу Первая Государственная Дума оказалась, чуть ли не самым демократическим парламентом в мире. Основной партией в Первой Думе стала партия конституционных демократов (кадетов), представлявшая либеральный спектр российского общества. По партийной принадлежности депутаты распределились таким образом: кадетов - 176, октябристов (официальное название партии - «Союз 17 октября»; придерживалась правоцентристских политических воззрений и поддержала Манифест 17 октября) - 16, трудовиков (официальное название партии - «Трудовая группа»; левоцентристская) - 97, социал-демократов (меньшевиков) - 18. Беспартийные правые, близкие по политическим взглядам к кадетам, вскоре объединились в партию прогрессистов, в которую вошли 12 человек. Остальные партии были организованы по национальному признаку (польская, эстонская, литовская, латышская, украинская) и иногда объединялись в союз автономистов (около 70 человек). Беспартийных депутатов в Первой Думе насчитывалось около 100. Среди беспартийных депутатов были представители крайне радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Они не стали объединяться в отдельную фракцию, так как официально эсеры приняли участие в бойкоте выборов.

Председателем первой Государственной думы стал кадет С. А. Муромцев.

В первые же часы работы Дума показала свое крайне радикальное настроение. Правительством С. Ю. Витте не было подготовлено крупных законопроектов, которые должна была рассмотреть Дума. Предполагалось, что Дума сама будет заниматься законотворчеством и согласовывать рассматриваемые законопроекты с правительством.

Видя радикальность Думы, ее нежелание конструктивно работать, министр внутренних дел П. А. Столыпин настоял на ее роспуске. 9 июля 1906 г. был опубликован императорский манифест о роспуске Первой Государственной думы. В нем было объявлено и о проведении новых выборов.

180 депутатов, не признавших роспуска Думы, провели заседание в Выборге, на котором выработали воззвание к народу, призывавшее не платить налоги и не давать рекрутов. Это воззвание было нелегальным способом опубликовано, но не привело народ к неповиновению властям, на которое рассчитывали его авторы.

Депутаты Государственной Думы II созыва

В январе и феврале 1907 г. проходили выборы во вторую Государственную думу. Правила выборов не изменились по сравнению с выборами в первую Думу. Избирательная агитация была свободной лишь для правых партий. Исполнительная власть надеялась, что новый состав Думы будет готов к конструктивному сотрудничеству. Но, несмотря на спад революционных настроений в обществе, вторая Дума оказалась не менее оппозиционной, чем предыдущая. Таким образом, Вторая Дума была обречена еще до начала работы.

Левые партии отказались от тактики бойкота и в новой Думе получили значительную долю голосов. В частности, во вторую Думу прошли представители радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Прошли в Думу и крайне правые партии. В новую Думу прошли представители центристской партии «Союз 17 октября» (октябристы). Большинство мест в Думе принадлежало трудовикам и кадетам.

Было избрано 518 депутатов. Кадеты, потеряв часть мандатов по сравнению с первой Думой, сохранили значительное число мест во второй. Во второй Думе в этой фракции состояло 98 человек. Значительную часть мандатов получили левые фракции: социал-демократы - 65, эсеры - 36, Партия народных социалистов - 16, трудовики - 104. Во второй Думе были представлены и фракции правого толка: октябристы - 32, фракция умеренно правых - 22. Во второй Думе существовали национальные фракции: польское коло (представительство Царства Польского) - 46, мусульманская фракция - 30. Представлена была казачья фракция, в которую входило 17 депутатов. Беспартийных во второй Думе было 52 депутата.

Вторая Государственная дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. 6 марта в Государственной думе выступил председатель Совета министров П. А. Столыпин. Он объявил, что правительство намерено проводить крупномасштабные реформы с целью обращения России в правовое государство. На рассмотрение Думы был предложен ряд законопроектов. В целом Дума отрицательно отнеслась к предложениям правительства. Конструктивного диалога между правительством и Думой не было.

Поводом для роспуска второй Государственной думы послужило обвинение некоторых социал-демократов в сотрудничестве с боевыми рабочими дружинами. Первого июня правительство потребовало от Думы немедленного разрешения на их арест. Была сформирована Думская комиссия, рассматривавшая этот вопрос, но решение так и не было принято, так как в ночь на 3 июня был опубликован императорский манифест, объявлявший о роспуске второй Государственной думы. В нем говорилось: «Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства. Деятельность этих лиц в Государственной думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли».

В том же манифесте было объявлено об изменении закона о выборах в Государственную думу. Созыв новой Думы назначался на 1 ноября 1907 г.

Депутаты Государственной Думы III созыва

По новому закону о выборах существенно увеличивался размер землевладельческой курии, и уменьшались размеры крестьянской и рабочей курий. Таким образом, землевладельческая курия имела 49% от общего числа выборщиков, крестьянская курия - 22%, рабочая курия - 3%, городская курия - 26%. Городская курия разделялась на два разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия), имевший 15% от общего числа всех выборщиков, и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия), имевший 11%. Резко сокращались представительства национальных окраин империи. Например, от Польши теперь могло избираться 14 депутатов против 37, которых избирали ранее. В общей сложности число депутатов в Государственной думе сокращалось с 524 до 442.

Третья Государственная дума была гораздо лояльнее к правительству, чем ее предшественницы, что обеспечило ее политическое долголетие. Большинство мест в третьей Государственной думе получила партия октябристов, ставшая опорой правительства в парламенте. Значительное число мест получили и правые партии. Резко уменьшилось по сравнению с предыдущими Думами представительство кадетов и социал-демократов. Была сформирована партия прогрессистов, находящаяся по своим политическим взглядам между кадетами и октябристами.

По фракционной принадлежности депутаты распределились так: умеренно правые - 69, националисты - 26, правые - 49, октябристы - 148, прогрессисты - 25, кадеты - 53, социал-демократы - 19, трудовая партия - 13, мусульманская партия - 8, польское коло - 11, польско-литовско-белорусская группа - 7. В зависимости от предложенного законопроекта в Думе формировалось либо правооктябристское, либо кадетско-октябристское большинство. а время работы третьей Государственной думы сменились три ее председателя: Н. А. Хомяков (1 ноября 1907 г. - март 1910 г.), А. И. Гучков (март 1910-1911 г.), М. В. Родзянко (1911-1912 гг.).

Третья Государственная дума обладала меньшими полномочиями, чем ее предшественницы. Так, в 1909 г. из ведения Думы было изъято военное законодательство. Третья Дума больше всего времени уделяла аграрному и рабочему вопросам, а также вопросу об управлении на окраинах империи. Среди основных законопроектов, принятых Думой, можно привести законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

Депутаты Государственной Думы IV созыва

Выборы в Четвертую Государственную думу проходили в сентябре-октябре 1912 г. Основным вопросом, обсуждавшимся в предвыборной кампании, был вопрос о конституции. Все партии, за исключением крайне правых, выступали в поддержку конституционного строя.

Большинство мест в Четвертой Государственной думе получили партия октябристов и правые партии. Сохранили влияние партии кадетов и прогрессистов. Незначительное число мест получили партии трудовиков и социал-демократов. По фракциям депутаты распределились следующим образом: правые - 64, русские националисты и умеренно правые - 88, октябристы - 99, прогрессисты - 47, кадеты - 57, польское коло - 9, польско-литовско-белорусская группа - 6, мусульманская группа - 6, трудовики - 14, социал-демократы - 4. Правительство, которое после убийства П. А. Столыпина в сентябре 1911 г. возглавил В. Н. Коковцев, могло опираться лишь на правые партии, так как октябристы в Четвертой Думе, так же, как и кадеты, вошли в легальную оппозицию. Четвертая Государственная дума приступила к работе 15 ноября 1912 г. Председателем был избран октябрист М. В. Родзянко.

Четвертая Дума требовала проведения существенных реформ, на которые правительство пойти не соглашалось. В 1914 г. после начала первой мировой войны оппозиционная волна временно спала. Но вскоре, после ряда поражений на фронте, Дума опять приняла резко оппозиционный характер. Противостояние Думы и правительства привело к государственному кризису.

В августе 1915 г. был сформирован прогрессивный блок, получивший большинство в Думе (236 из 422 мест). В него вошли октябристы, прогрессисты, кадеты, часть националистов. Формальным руководителем блока стал октябрист С. И. Щидловский, а фактически его возглавил кадет П. Н. Милюков. Основной целью блока было формирование «правительства народного доверия», в которое бы входили представители основных думских фракций и которое бы несло ответственность перед Думой, а не перед царем. Программа прогрессивного блока была поддержана многими дворянскими организациями и некоторыми членами царской семьи, но сам Николай II отказался даже от ее рассмотрения, считая невозможным замену правительства и проведение каких-либо реформ во время войны.

Четвертая Государственная дума просуществовала до Февральской революции и после 25 февраля 1917 г. больше официально не собиралась. Многие депутаты вошли во Временное правительство, а Дума продолжала собираться в частном порядке и давать советы правительству. 6 октября 1917 г. в связи с грядущими выборами в Учредительное собрание Временное правительство постановило распустить Думу.

Первая Государственная Дума с господствовавшей партией народной свободы, резко указывала правительству на ошибки последнего в делах государственного управления. Принимая во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20°/о, выходит, что вторая Дума являлась также враждебно настроенной к правительству.

Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная. Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты. Объединившись с правыми и националистами, октябристы составили послушный правительству центр, состоящий из 277 депутатов, что доставляет почти 63% всех членов Думы, что способствовало принятию ряда законопроектов. Четвертая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном центре (консерваторы), работа, которой осложнялась внутриполитическими событиями. Таким образом, рассмотрев ряд значительных факторов повлиявших на деятельность первого в истории России парламента, далее следует обратиться к законотворческому процессу, осуществлявшемуся в Государственной Думе.



27 апреля 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории России собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам - Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве.
Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии.

Состав Думы определялся в 524 члена. Выборы не были ни всеобщими, ни равными. Избирательными правами обладали российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствующие ряду сословно-имущественных требований. К выборам не допускались студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осужденные.
Выборы производились в несколько этапов, по куриям, образованным по сословно-имущественному принципу: землевладельцев, крестьян и городской курии. Выборщики от курий образовывали губернские собрания, которые и избирали депутатов. Наиболее крупные города имели отдельное представительство. Выборы на окраинах империи производились по куриям, образованным главным образом по вероисповедно-национальному принципу с предоставлением преимуществ русскому населению. Так называемые «бродячие инородцы» были вообще лишены избирательного права. К тому же представительство окраин было понижено. Была образована также отдельная рабочая курия, которая избирала 14 депутатов Думы. В 1906 г. один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев (в основном помещиков), 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих.
Государственная Дума избиралась на пятилетний срок, но и до истечения этого срока могла в любой момент быть распущена указом императора. При этом император по закону был обязан одновременно назначить новые выборы в Думу и срок ее созыва. Заседания Думы могли быть также в любой момент прерваны императорским указом. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки перерыва ее занятий в течение года определялись указами императора.

Главной компетенцией Государственной Думы была бюджетная. Рассмотрению и утверждению Думы подлежала государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, за исключением: кредитов на расходы Министерства императорского двора и состоявших в его ведении учреждений в суммах, не превышавших росписи 1905 года, и изменении этих кредитов, обусловленных «Учреждением об императорской фамилии»; кредитов на не предусмотренные сметами расходы на «экстренные в течение года надобности» (в сумме, не превышавшей росписи 1905 года); платежей по государственным долгам и другим государственным обязательствам; доходов и расходов, внесенных в проект росписи на основании действующих законов, положений, штатов, расписаний и императорских повелений, данных в порядке верховного управления.

I и IIДумы были распущены до срока, занятия IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Полный срок проработала лишь III Дума.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель. В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным. Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок. Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши. Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек). За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) - председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

Источник - Википедия
Государственная дума Российской империи II созыва
Парламент Государственная дума Российской империи
Срок 20 февраля-3 июня 1907 года
Предыдущий созыв I
Следующий созыв III
Членство 518 депутатов
Председатель Государственной думы Ф. А. Головин
Доминирующая партия Трудовая крестьянская фракция (104 депутата)
Государственная дума Российской империи II созыва - представительный законодательный орган Российской империи, созванный после досрочного роспуска I Государственной думы. Избиралась практически по тем же правилам, что и предыдущая Дума и также вступила в резкую конфронтацию с Советом министров, также провела всего одну сессию, с 20 февраля по 3 июня 1907 года, когда была распущена (Третьеиюньский переворот). После этого избирательное законодательство было изменено. II Дума проработала 102 дня.

Выборы
II Государственная дума Российской империи просуществовала с 20 февраля по 2 июня 1907 года.

Выборы во II Думу проходили по тем же правилам, что и в I Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная компания проходила на фоне хотя и затухающей, но продолжающейся революции: «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 года охватили 32 губернии России, а в августе 1906 года крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России.

В течение 8 месяцев революция была подавлена. По Закону от 5 октября 1906 года крестьяне были уравнены в правах с остальным населением страны. Второй Земельный закон от 9 ноября 1906 года разрешал любому крестьянину в любой момент потребовать причитающуюся ему долю общинной земли. По «сенатским разъяснениям» избирательного закона (январь - февраль 1907 года) от выборов в Думу была отстранена часть рабочих и мелких землевладельцев.

Правительство любым путём стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы: от выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т. д. По инициативе П. А. Столыпина в Совете министров дважды обсуждался вопрос об изменении избирательного законодательства (8 июля и 7 сентября 1906 года), но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов и мог повлечь обострение революционной борьбы.

На этот раз в выборах участвовали представители всего партийного спектра, в том числе и крайне левые. Боролось, в общем, четыре течения: правые, стоящие за укрепление самодержавия; октябристы, принявшие программу Столыпина; кадеты; левый блок, объединивший социал-демократов, эсеров и другие социалистические группы. Устраивалось много шумных предвыборных собраний с «диспутами» между кадетами, социалистами и октябристами. И всё же избирательная кампания носила иной характер, чем при предыдущих выборах в Думу. Тогда никто не защищал правительство. Теперь же борьба шла внутри общества между избирательными блоками партий.

Состав
Всего было избрано 518 депутатов. Депутаты распределились следующим образом:

По возрасту: до 30 лет - 72 человека, до 40 лет - 195 человек, до 50 лет?145 человек, до 60 лет - 39 человек, свыше 60 лет - 8 человек.
по уровню образования: высшее образование имели 38 % депутатов, среднее - 21 %, низшее - 32 %, домашнее - 8 %, неграмотных 1 %.
по роду занятий: 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих, 1 поэт, 24 чиновника (в том числе 8 из судебного ведомства), 3 офицера, 10 профессоров и приват-доцентов, 28 других преподавателей, 19 журналистов, 33 юриста (адвокатура), 17 коммерсантов, 57 землевладельцев-дворян, 6 промышленников и директоров заводов.
Только 32 члена Думы (6 %) являлись депутатами первой Думы. Столь малый процент объяснялся тем, что после роспуска I Думы 180 депутатов подписали Выборгское воззвание, за что были лишены избирательных прав и не могли участвовать в новых выборах.

Участие в выборах большего числа политических сил привело к большей пестроте политических сил по сравнению с прежней думой. По партийным фракциям они распределялись так: трудовая крестьянская фракция - 104 депутата, которая состояла из собственно трудовиков - членов Трудовой группы (71 человек), членов Всероссийского крестьянского союза (14 человек) и сочувствующих (19), кадеты - 98, социал-демократическая фракция - 65, беспартийные - 50, польское коло - 46, фракция октябристов и группа умеренных - 44, социалисты-революционеры - 37, мусульманская фракция - 30, казачья группа - 17, народно-социалистическая фракция - 16, правых монархистов - 10, к партии демократических реформ принадлежал один депутат.

Председателем Думы стал избранный от Московской губернии правый кадет Фёдор Александрович Головин . Товарищами председателя - Н.Н. Познанский (беспартийный левый) и М.Е. Березин (трудовик). Секретарем - М.В. Челноков (кадет).

Работа Думы
Дума продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода её деятельности. В целом II Дума оказалась ещё более радикально настроена, чем её предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности. Руководствуясь нормами статей 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы от 20 февраля 1906 депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки дел, подлежащих рассмотрению в Думе. Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т. д. В ходе рассмотрения вопросов кадеты проявляли уступчивость, призывая «беречь Думу» и не давать правительству повода для её роспуска.

Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. 1 июня 1907 П. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя» и заговоре против царской семьи.

На основании этого Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона. Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П. Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 (Третьеиюньский переворот) означал завершение российской революции 1905-1907.

Итоги
В целом законодательная деятельность второй Думы в течение 102 дней, как и в случае с первой Государственной думой, носила следы политической конфронтации с властью.

В парламент было внесено 287 правительственных законопроектов (в том числе бюджет на 1907 г., законопроект о реформе местного суда, ответственности чиновников, аграрной реформе и др.). Дума одобрила только 20 законопроектов. Из них лишь 3 получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая).

Интересные факты
В. И. Ленин в 1907 году выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Депутат Второй Государственной Думы Алексей Кузнецов впоследствии прославился тем, что являлся наводчиком в преступной группировке, совершившей ряд ограблений, в том числе Строгановского дворца.

Ссылки:
1. Первый общепартийный съезд ПСР
2. Разгон II Государственной думы (июль 1906 г.)
3.