Проверочная работа по систематике растений. Контрольная работа «Классификация растений

Часть А (только один правильный ответ)

1. Назовите органоид водорослей, в котором происходит фотосин­тез:
1) пластиды
2) хлоропласт
3) хроматофор
4) клеточный центр

2. Назовите водоросль, вызывающую «цветение воды»:
1) хламидомонада
2) ульва
3) ламинария
4) улотрикс

3. У какой водоросли имеются ри­зоиды?
1) вольвокс
2) плеврококк
3) ламинария
4) хламидомонада

4. Какой набор хромосом характерен для взрослой хламидомонады?
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
4) у одних особей гаплоидный, у других - диплоидный

5. Бесполое размножение улотрикса происходит с помощью…
1) зиготы
2) гамет
3) спор
4) зооспор

6. Какой признак характерен для мхов?
1) есть корни
2) есть семена
3) есть листья
4) есть цветки

7. Где расположены органы полового размножения мха?
1) на зеленой нити (предростке)
2) в коробочке
3) на вершине листостебельного рас­тения
4) у мха нет органов полового размножения

8. В коробочке мха образуются…
1) семена
2) яйцеклетки
3) спермии
4) споры

9. Выберите признак, характерный для зеленых мхов:
1) стебель сильно ветвится
2) не образуют споры
3) есть ризоиды
4) в древесине есть сосуды

10. Назовите процесс, который про­исходит в коробочках мхов:
1) оплодотворение
2) мейоз
3) митоз
4) образование гамет

11. Выберите признак, характерный для папоротников и хвощей:
1) нет корней
2) древесные формы

4) листья мелкие, прозрачные

12. Где у папоротника формируются органы поло­вого размножения?
1) в спорангиях
2) на листьях
3) на нижней стороне заростка
4) на верхней стороне заростка

13. Какой признак характерен для современных плаунов?
1) главный корень
2) листья растут верхушкой
3) отсутствие спор
4) длинные ползучие побеги

14. Споры у хвощей развиваются…
1) на листьях, в спорангиях
2) на летнем побеге
3) на весеннем побеге
4) в корневище

15. Как называются мужские половые органы размноже­ния папоротника?
1) спорангии
2) архегонии
3) антеридии
4) заростки

16. Выберите признак, встречающийся только у Голосеменных растений:
1) есть камбий
2) деревья и кустарники
3) семена расположены в шишках
4) листья многолетние

17. Назовите растение, которое к хвойным не относят:
1) пихта
2) сосна
3) лиственница
4) эвкалипт

18. Какие особенности строения листьев сосны?
1) однолетние
2) покрыты пробкой
3) не содержат фотосинтезирующую ткань
4) устьица, заглубленные в эпидерму

19. Пыльца у ели образуется…
1) в женских шишках
2) в мужских шишках
3) в спорангиях
4) в зародышевом мешке

20. Оплодотворение у хвойных происходит…
1) в мужской шишке
2) в женской шишке
3) в семени
4) в семязачатке с помощью воды

21. Что характерно только для цветковых?
1) опыление ветром
2) эндосперм в семени
3) главный корень
4) плоды

22. Укажите растения семейства сложноцветные:
1) мятлик, кукуруза, рожь
2) репа, пастушья сумка, горчица
3) яблоня, рябина, малина
4) одуванчик, василек, хризантема

23. Выберите формулу цветка, характерную для розоцветных:
1) Ч (5) Л (5) Т 5 П 1
2) О 3+3 Т 3+3 П (3)
3) Ч 5 Л 5 Т ∞ П (5)
4) Ч (5) Л 1.2.(2) Т (9).1 П 1

24. Назовите тип соцветия у се­мейства крестоцветные:
1) кисть
2) сложный колос
3) сложный зонтик
4) простой колос

25. Назовите семейство, к которому относят белену, томат, баклажан:
1) пасленовые
2) мотыльковые
3) крестоцветные
4) сложноцветные

26. Бактериальные клубеньки на корнях встречаются у…
1) подсолнечника
2) картофеля
3) клевера
4) редиса

27. Лилия относится к классу Однодольных, т.к. у нее…
1) листья простые
2) есть луковица
3) дуговое жилкование
4) плод коробочка

28. Выберите растение, НЕ относящееся к семейству Злаковых:
1) мятлик
2) овес
3) полынь
4) ковыль

Часть В
В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести.
1. Выберите особенности строения и жизнедеятельности, характерные для хламидомонады:
1) чашевидный хроматофор
2) размножение неподвижными спорами
3) взрослые формы зимуют на дне прудов и озер
4) половое размножение происходит в неблагоприятных условиях среды
5) есть сократительная вакуоль
6) гаметы не имеют жгутиков

2. Каковы особенности жизненного цикла сфагнума?
1) доминирует спорофит
2) доминирует гаметофит
3) для оплодотворения нужна вода
4) мужские и женские гаметы образуются на одном растении
5) взрослое растение развивается из споры
6) споры образуются в спорангиях на листьях

3. Мхи, как и цветковые растения, …
1) образуют семена
2) имеют клеточное строение
3) обладают стержневой или мочковатой корневой системой
4) в клетках содержат хлорофилл
5) фотосинтезируют
6) имеют древесину, состоящую из сосудов

При выполнении заданий В4-В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

4. Установите соответствие между признаком и отделом растений:
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) Есть главный корень 1) Отдел Голосеменные
Б) Большинство имеет корневище 2) Отдел Хвощевидные
В) Листья мелкие, прозрачные, сросшиеся
Г) Древесина хорошо развита и занимает до 90 % стебля
Д) Ветроопыляемые растения

5. Установите соответствие между признаком и семейством класса Двудольные:
ПРИЗНАК СЕМЕЙСТВО
А) Листья сложные, с прилистниками 1) Семейство Бобовые
Б) Листья простые или сложные 2) Семейство Розоцветные
В) Формула цветка Ч(5)Л1.2.(2)Т(9).1П1,
Г) Формула цветка Ч5Л5Т∞П1
Д) Соцветие кисть или головка
Е) Стебель прямостоячий, ползучий, вьющийся или цепляющийся.

6. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений:
ПРИЗНАК КЛАСС
А) камбий есть 1) Класс Двудольные
Б) камбия нет 2) Класс Однодольные
В) жилкование перистое и пальчатое
Г) двойной или простой околоцветник
Д) число частей цветка кратно трем
Е) в него входят семейство крестоцветных и бобовых

7. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений.
1) Плауновидные
2) Бурые водоросли
3) Голосеменные
4) Псилофиты
5) Семенные папоротники

8. Установите последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей.
1) Цветковые
2) Белена черная
3) Пасленовые
4) Двудольные
5) Белена

Часть С
1. Почему мхи относятся к высшим растениям?
2. У многих водорослей бесполое размножение происходит в благоприятных условиях, а половое - в неблагоприятных. Объясните эту особенность водорослей.
3. Какие особенности строения папоротников помогли им освоить наземно-воздушную среду жизни?
4. Почему хвойные растения легко переносят засуху?
5. Какие черты строения позволили цветковым растениям стать господствующей группой на Земле?

Контрольная работаПо теме: «Классификация растений» Соотнесите:А) Однодольные растения Б) Двудольные растения.1. две семядоли.2. одна семядоля.3. стержневая корневая система.4. мочковатая корневая система.5. проводящие пучки в стебле расположены по кругу.6. проводящие пучки в стебле расположены «беспорядочно».7. количество частей цветка кратно пяти или четырем.8. количество частей цветка кратно трём.9. сетчатое жилкование.10. параллельное жилкование.11. дуговое жилкование. Каким витамином богата краснокочанная капуста?А) Витамином С. Б) витамином А. В) витамином группы Б. 3. Из списка семейства крестоцветных выберите представителей культур: I) овощных и кормовых II) масличных III) декоративных А) рыжик. Б) рапс. В) редька. Г) редис. Д) турнепс. Е) брюква. Ж) левкой. З) алиссум. И) горчица. 4. Выпишите цифры, под которыми указаны признаки, характерные для соответствующего семейства:КрестоцветныеЗлаковыеПасленовые 1. Параллельное жилкование.2. Сетчатое жилкование.3. Стержневая корневая система.4. Мочковатая корневая система.5. Формула цветка *Ч 4 Л 4 Т4+2 П 16. Формула цветка * Ч 5 Л 5 Т∞ П 17. Формула цветка * Ч (5) Л (5) Т 5 П 18. Формула цветка Ч (5) Л 1+ 2 + (2) Т (9) + 1 П 19. Формула цветка О(2)+ 2 Т 3 П 110. Формула цветка * О 3+ 3 Т 6 П 111. Плод ягода12. Плод коробочка.13. Плод костянка.14. Плод стручок. 15. Плод боб16. Плод зерновка. 5. Из списка выберите растения, характерные для семейства: I) Розоцветных. II) Бобовых III) Сложноцветных. IV) Лилейных.1. Душистый горошек.2. Бодяк полевой.3. Тюльпан Биберштейна.4. Ландыш майский.5. Желтая акация.6. Малина.7. Яблоня.8. Люцерна.9. Пижма лекарственная.10. Василек луговой.11. рябчик желтый. 6. О каком растении идет речь? Из какого семейства данное растение? К какому классу относится данное растение?Это культурное растение возделывают более 10.000 лет назад. Их плоды находили при раскопках первых поселений человека в пирамидах египетских фараонов. Известно более 20 видов этого растения. Каждый вид имеет много сортов. Однако все виды и сорта этого растения обладают общими признаками. Это – ветроопыляемое растение. 7. Заполните таблицуПризнаки РастенияОднодольныеДвудольныеКоличество семядолей Корневая система Стебель Жилкование Цветок 8. Выпишите только верные утверждения:1. Родиной томатов является Южная Америка.2. Картофель – одно из самых известных и ценных растений семейства крестоцветных.3. Яблоня – перекрестноопыляемое растение.4. Подсолнечник служит хорошим кормом для животных, в северных районах его выращивают на силос.5. Родина лука – Северная Америка.6. У всех однодольных – мочковатая корневая система.7. Плод ржи – зерновка.8. Тимофеевка луговая – представитель семейства сложноцветных.9. Пырей ползучий – сорняк из семейства злаковых.10. Семейство бобовых называется иначе как семейство мотыльковых. Ответы:1 А – 2, 4, 6, 8, 10, 11.2 Б – 1, 3, 5, 7, 92 Б.3 I – В, Д, Е, Г. II – Б, И. А. III – Ж, З.4. 5, 14, 2 , 3 – Крестоцветные. 9, 1, 4, 16 – Злаковые. 7, 3, 2, 11, 12 – Пасленовые.5. I – 6, 7. II – 1, 8 III – 2, 9, 10. IV - 4, 3, 116. пшеница – класс однодольные, семейство злаковые8. 1, 3, 4, 6. 7, 9, 10

Данный тест можно использовать при проведении проверочной работы по биологии в 6 классе по теме «Классификация растений». Тест состоит из трех частей. В части 1 необходимо выбрать один ответ из предложенных. Во второй части установить правильную последовательность. В третьей части - установить соответствие.

Просмотр содержимого документа
«Классификация растений. Контрольная работа»

Контрольная работа по теме «Классификация растений»

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

1 .Систематика – это наука, изучающая

а)происхождение растительного мира, б)строение организмов, в)приспособление организмов к окружающей среде, г)общие признаки родственных групп растений

2 .Все цветковые растения объединяют в два класса:

а)однодольные и двудольные, б)крестоцветные и розоцветные,

3 . Из перечня признаков выпишите те, которые характерны для растений семейства Бобовых:

А. Плод стручок Б. Плод боб В. Ч4Л4Т4+2П1

Г. Сетчатое жилкование Д. Ч4Л1+2+(2)Т9+(1)П1

4 .Двойное название растения вводят для обозначения:

а)семейства, б)класса, в)царства, г)вида

5 .Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на корнях растений семейства:

а)розоцветных, б) сложноцветных, в)бобовых, г)лилейных

Часть 2. Установите последовательность.

6. Расставьте систематические группы растений в порядке от самой маленькой единицы к самой крупной: 1.Царство, 2.Вид, 3.Класс, 4.Род, 5.Семейство, 6.Отдел

7 .Установите правильную последовательность систематических категорий растений, начиная с наибольшей:

а)злаковые, б)покрытосеменные, в)тимофеевка, г)тимофеевка луговая, д)однодольные.

Часть 3. Установите соответствие.

8 .Из перечня названий растений выберите культурные растения и напишите, к каким

семействам они относятся.

A. Капуста белокочанная Б. Картофель B. Томат Г. Редис

Д. Горох Е. Фасоль Ж. Пастушья сумка З. Одуванчик

9 .По каким общим признакам растения семейства Розоцветных и растения семейства

Пасленовых объединяют в один класс?

Назовите этот класс растений и перечислите признаки класса по плану:

1. Тип корневой системы 2. Жилкование листьев 3. Количество семядолей у зародыша

Проверочная работа

6 класс

Вариант 1

Часть 1.

А1. Как называется территория, которую занимает растущий в определенных условиях вид?

1) пространство

2) местность

3) арена

4) ареал

А2. Какая самая крупная единица в царстве растений?

1) одел

2) порядок

3) класс

4) семейство

Часть 2

Ответьте кратко на вопрос:

В1. Сколько различных видов растений существует на Земле?

В2. Как называется особая область биологи, которая описывает все существующие виды растений, дает им названия, классифицирует их по группам и выявляет родство?

В3. Из предложенных признаков выберите три верных ответа из шести, которые относятся к классу однодольных растений. В ответе перечислите буквы с правильным ответом:

А) мочковатая корневая система

Б) сетчатое жилкование

В) зародыш с одной семядолей

Г) зародыш с двумя семядолями

И) проводящие пучки расположены «беспорядочно»

К) число частей цветка кратно 3

М) проводящие пучки лишены камбия, нет ясно дифференцированной коры и сердцевины

Проверочная работа

Тема «Основы систематики растений»

6 класс

Вариант 2

Часть 1.

Выберите один вариант ответа из четырех предложенных.

А1. Что является единицей систематики?

1) семейство

2) вид

3) класс

4) отдел

А2. Во что объединяются родственные виды?

1) порядок

2) класс

3) семейство

4) род

Часть 2

Ответьте кратко на вопрос:

В1. На каком языке названия растений понятны ботаникам всего мира?

В2. В бинарном названии вида заключены родовые и …….. признаки растения.

В3. Из предложенных признаков выберите три верных ответа из шести, которые относятся к классу двудольных растений. В ответе перечислите буквы с правильным ответом:

А) зародыш с двумя семядолями

Б) мочковатая корневая система

В) зародыш с одной семядолей

Г) сетчатое жилкование

Д) стержневая корневая система

Е) дуговое и параллельное жилкование

Ж) проводящие пучки расположены в центре или по кругу

З) число частей цветка кратно 4 или 5

И) число частей цветка кратно 3

К) проводящие пучки лишены камбия, нет ясно дифференцированной коры и сердцевины

Л) проводящие пучки имеют камбий, а кора и сердцевина хорошо дифференцированы

М) проводящие пучки расположены «беспорядочно»

Тема «Основы систематики растений»

Класс 6

Цель работы: оценить уровень предметных достижений по теме «Основы систематики растений»

Структура работы: работа состоит из трех частей.

Часть 1 включает 2 заданий базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных

Часть 2 включает 3 задание повышенного уровня: задание В1-В2 требует кратко ответа на вопрос, задание В3 – тест с выбором трех правильных ответов.

Часть 3 включает одно задание требующее написание развернутого ответа.

Спецификация.

Задание

Уровень сложности задания

Время

Максимальный балл за выполненное задание

До 1,5 мин

До 1,5 мин

До 1,5 мин

До 1,5 мин

До 8 мин

ИТОГО

А, В1, В2 – 4

В3 – 1

Б – 4

П – 1

До 14 мин

Ответы.

Задание

Ответ

1 вариант

2 вариант

Б. Строение живых организмов

Царство

Вид

А. Плод костянка

Б. Ч5Л5ТЧП1

В. Ч4Л4Т4+2П1

Г. Плод стручок

Д. Соцветие корзинка

Е. Соцветие кисть

A. Капуста белокочанная

Б. Картофель

B. Томат

Г. Редис

Д. Горох

Е. Фасоль

Ж. Пастушья сумка

З. Одуванчик

I. Семейство Мотыльковых

II. Семейство Крестоцветных

III. Семейство Пасленовых

А. Плод стручок

Б. Плод боб

В. Ч4Л4Т4+2П1

Г. Сетчатое жилкование

Д. Ч4Л1+2+(2)Т9+(1)П1

A. Пшеница

Б. Кукуруза

B. Тимофеевка

Г. Лисохвост

Д. Тысячелистник

Е. Клевер

Ж. Пырей

З. Пастушья сумка

семейства Розоцветных и растения семейства Пасленовых объединяют в один класс?

1. Тип корневой системы

2. Жилкование листьев

A. Лук репчатый

Б. Лилия тигровая

B. Горох посевной

Г. Рожь

Д. Пырей

Е. Тюльпан

А. Прививкой

Б. Коренным черенком

В. Отводками

Г. Семенами

А. Клевер

Б. Горох

В. Рожь

Г. Паслен

А. Мотыльковых

Б. Сложноцветных

В. Крестоцветных

Г. Розоцветных

А. Злаков

Б. Лилейных

В. Бобовых

Г. Сложноцветных

А. Мотыльковых

Б. Лилейных

В. Злаков

Г. Сложноцветных

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по биологии для 6 класса по разделу: "Классификация растений"

1. Систематика – это наука, изучающая

A. Происхождение растительного мира

Б. Строение живых организмов

B. Приспособление особей к окружающей среде

Г. Общие признаки родственных групп растений и групп животных

2. Назовите систематические группы растений, заполнив пропущенные строчки:

Царство

Вид

3. Предложено два названия растения: а) горчица и б) горчица сарептская.Зачем растениям дают двойное (бинарное) название?

4. В лабораторию принесли: паслен, картофель, горох, сою, клевер. Найдите среди них родственные растения. Назовите семейства, к которым они относятся.

5. Из перечня признаков выпишите те из них, по которым растения относят к семейству Крестоцветных:

А. Плод костянка

Б. Ч5Л5ТЧП1

В. Ч4Л4Т4+2П1

Г. Плод стручок

Д. Соцветие корзинка

Е. Соцветие кисть

6. Из перечня названий растений выберите культурные растения и напишите, к каким семействам они относятся.

A. Капуста белокочанная

Б. Картофель

B. Томат

Г. Редис

Д. Горох

Е. Фасоль

Ж. Пастушья сумка

З. Одуванчик

I. Семейство Мотыльковых

II. Семейство Крестоцветных

III. Семейство Пасленовых

7. Из перечня признаков выпишите те, которые характерны для растений семейства Бобовых:

А. Плод стручок

Б. Плод боб

В. Ч4Л4Т4+2П1

Г. Сетчатое жилкование

Д. Ч4Л1+2+(2)Т9+(1)П1

8. Из предложенного перечня растений выпишите: I – культурные и II – дикорастущие растения семейства злаков.

A. Пшеница

Б. Кукуруза

B. Тимофеевка

Г. Лисохвост

Д. Тысячелистник

Е. Клевер

Ж. Пырей

З. Пастушья сумка

9. По каким общим признакам растения семейства Розоцветных и растения семейства Пасленовых объединяют в один класс?

Назовите этот класс растений и перечислите признаки класса:

1. Тип корневой системы

2. Жилкование листьев

3. Количество семядолей у зародыша

10. Из перечисленных растений выпишите представителей семейства Лилейных.

A. Лук репчатый

Б. Лилия тигровая

B. Горох посевной

Г. Рожь

Д. Пырей

Е. Тюльпан

11. Докажите, что кочан капусты – гигантская почка. Назовите плод капусты, характерный для представителя семейства..., к которому она относится.

12. растение картофель Укажите части этого растения, ядовитые для человека.

13. Яблоню размножают вегетативно:

А. Прививкой

Б. Коренным черенком

В. Отводками

Г. Семенами

14. После отмирания обогащают почву азотом растения:

А. Клевер

Б. Горох

В. Рожь

Г. Паслен

15. Трубчатые цветки встречаются у растений семейства:

А. Мотыльковых

Б. Сложноцветных

В. Крестоцветных

Г. Розоцветных

16. Вставьте пропущенное слово.

У василька синего по краю корзинки располагаются... цветки.

17. Соломина имеется у растений семейства:

А. Злаков

Б. Лилейных

В. Бобовых

Г. Сложноцветных

18. Цветковые чешуи и цветковые пленки являются частями цветка семейства:

А. Мотыльковых

Б. Лилейных

В. Злаков

Г. Сложноцветных

19. Вставьте пропущенные слова.

Эндосперм зерна твердой пшеницы, в отличие от эндосперма зерна мягкой пшеницы, содержит большой запас..., что ценится в...

20. Вставьте пропущенные слова.

Яровую пшеницу высевают..., озимую – ...

*21. Выберите верное утверждение.

1. В систематике растений виды объединяются в роды, роды – в семейства, а семейства объединяются в классы.

2. Основной единицей систематики является подвид.

3. Сорт – это группа растений одного вида, созданная человеком, с определенными признаками и свойствами.

4. Все покрытосеменные растения объединены в один отдел.

5. К семейству Крестоцветных, или капустных, относятся дикая редька, пастушья сумка, левкой, турнепс.

6. К семейству Розоцветных относятся слива, малина, клубника, земляника, гравилат, таволга.

7. К семейству Пасленовых относятся дурман, картофель, белена, петуния, томат, баклажан.

8. К семейству Мотыльковых относятся горох, люцерна, душистый горошек, люпин, клевер, соя.

9. К семейству Сложноцветных относятся астра, василек, девясил, одуванчик, подсолнечник, шиповник, бодяк.

10. Семейство Лилейных относится к классу однодольных.

11. Стебель-соломина имеет полые междоузлия, и узлы, заполненные тканями, и характерен для семейства Мятликовых.

Ответы к проверочной работе по разделу "Классификация растений"

1 – Г; 2 – царство, отдел, класс, семейство, род, вид; 3 – двойное название (бинарная номенклатура) принято для обозначения вида; 3 – семейство Пасленовых – паслен, картофель, семейство Бобовых – горох, соя, клевер; 4 – В, Г, Е; 5 – I – Е, Д, II – А, Г; III – Б, В; 6 – В, Д; 7 – 1 – А, Б, В; II – В, Г, Ж; 8 – растения семейства Розоцветных и семейства Пасленовых объединяют в класс двудольные, поскольку эти семейства имеют сходные признаки. А) стержневая корневая система; Б) сетчатое жилкование листа; Г) две семядоли у зародыша; 9 – А, Б, Е. Класс однодольные: мочковатая корневая система, дуговое или параллельное жилкование листьев, одна семядоля; 10 – у кочана на утолщенном стебле, кочерыжке, имеются листья, в пазухах которых находятся почки (почка – зачаточный побег, она состоит из зачаточного стебля и зачаточных почек. Плод капусты – стручки или стручочки. Семейство Крестоцветные, или капустные); 11 – ядовитыми для человека являются плоды картофеля; 12 – А; 13– А, Б; 14 – Б; 15– воронковидные; 16 – А; 17 – В; 18– клейковины, хлебопечении; 19 – весной, осенью;; 30-3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11.