Где находится Стена Плача в Иерусалиме и что о ней надо знать? Стена Плача в Иерусалиме – – история, описание и записки с желаниями Что внутри в стене плача.

Среди мест, отмеченных присутствием самого Создателя, именно Стена Плача привлекает больше всего туристов, вне зависимости от вероисповедания. Одни ищут здесь уникальные свидетельства древней истории, других больше интересует возможность обратиться за помощью к Господу без всякого посредника, третьи стремятся сюда благодаря неповторимой умиротворяющей атмосфере. Каждый найдет в этом месте нечто одному ему понятное, искомое, желаемое. В конце концов, обычный туристический набор удовольствий: увидеть, узнать, загадать желание,доступен и здесь.

Читайте в этой статье

Немного истории

— священное место иудеев, христиан и мусульман. Считается, что это место стало «краеугольным камнем», с которого началось строительство мира, на этом самом месте увидел свет первый человек — Адама, прошло жертвоприношение Каина и Авеля, жертвоприношение Ноя по окончании потопа, произошли другие события, вера в которые составляет основу трех мировых религий.
Именно здесь, на вершине горы и было решено возвести Первый и Второй Храмы.


У евреев может быть только один Храм, все остальное — лишь молитвенные дома, называемые синагогами. Только в Храме может быть Святая Святых, место Создателя, хранилище Ковчега Завета.

Первый Храм, построенный в 10 веке до нашей эры на Храмовой горе, был разрушен через 400 лет вавилонянами. Потом восстановлен евреями (практически заново отстроен) и снова разрушен уже римлянами через четыре века.

Весь мир был против евреев, каждому сильному соседу хотелось, чтобы народ Израиля отказался от своего Бога и принял веру завоевателей. Но всякий раз попытка оказывалась неудачной.

Бывали времена, когда евреям был закрыт путь даже к единственной сохранившейся стене Храмовой горы, последнего места на Земле, где, согласно иудейской традиции, постоянно присутствует Божья сила.

Сама по себе «стена» — остаток укрепления основания горы после увеличения территории непосредственно Храма на вершине.

Строилась стена вокруг Храмовой горы еще при Соломоне, который, дабы весь народ ощутил свою причастность к святыне, повелел: южную стену строят знатные и богатые, восточную — родственники и члены семей иудейского священства, северную — торговцы, а западную — беднота.

А когда строительство было закончено разверзлись Небеса и был слышен Голос, возвестивший: «Да не разрушится никогда западная стена Храма Моего».
Так и случилось. Несмотря на многочисленные войны и конфликты, рассеяние евреев по всему миру и даже полное забвение этого места, западная Стена Храма стоит до сего дня в ожидании Мессии и строительства Третьего и последнего Святилища иудеев.

Знаковым для Стены Плача является 9 число месяца ава (обычно приходится на июль или август, дата меняется каждый год). Это самый траурный и трагичный день для любого верующего иудея. Представьте, именно в этот день в разные годы был разрушен первый и второй Храмы, объявлен первый крестовый поход, принесший столько бед евреям, народ Израилев был изгнан из Англии, Испании, Франции и многое, многое другое. Этот день и сегодня полон необъяснимого и тревожного.

Именно 9 ава на Стену Плача садится белый голубь и не шелохнувшись сидит весь день. А камни стены начинают выделять жидкость, своим видом напоминающую слезы. Скептики утверждают, что это придумки впечатлительный людей. Но очевидцы своим числом превышают скептиков в тысячи раз.

В 20 веке евреи получили полный доступ к своей святыне лишь в конце 60-х годов, после упорных боев за Иерусалим. Солдаты, первыми прорвавшиеся к Стене Плача, молились и плакали от счастья. Сохранились фотографии того времени, они производят сильнейшее впечатление.

Что посмотреть и что сделать

Посетить основание Храмовой горы со «стеной» Вы можете в любое удобное для Вас время. Доступ сюда не прекращается никогда. Здесь работают те же правила, что и для других популярных туристических объектов:

  • Лучше приходить в будний день, до обеда — меньше туристов, меньше толчеи.
  • Если будет такая возможность, то посетите это место в сопровождении гида, узнаете гораздо больше и посещение оставит гораздо больше впечатлений.
  • Повезет, если окажетесь у «стены» 9 числа месяца Ава, у Вас будет возможность увидеть главные чудеса Храмовой горы.

Преимущества прогулки с гидом

Если Вашу группу сопровождает гид, то осмотреть можно не только саму Стену Плача, но и:

  • Тоннель, в котором можно увидеть древнейшую часть стены, времен Соломона, и самый большой камень укрепления.
  • Получить бесплатный и красочный буклет, рассказывающий о всех тайнах и преданиях о Храмовой горе.
  • Избежать всевозможных очередей, недоразумений, путаниц и т.д.
  • Не миновать самых живописных традиционных ресторанчиков с вкуснейшей местной кухней.

Как правильно отправить письмо Господу

Традиция вкладывать записочки в расщелины между камней стены появилась относительно недавно, лет 300 назад. Историй по этому поводу рассказывают несколько, но туристов интересуют не они, а точные инструкции как написать записку, как оформить свою просьбу к Богу. На самом деле все просто:

  • На самом обычном листке бумаги (не выбирайте толстую бумагу или глянцевую — для нее труднее найти место в стене) пишете свое желание, просьбу, мольбу. Текст пишется просто и коротко, только самое главное;
  • Листок с загаданным желанием сворачиваете в тонкую и плотную трубочку и берете с собой.
  • Подойдя к «стене», внимательно осматриваете расщелины, находите свободное место (обычно в поисках помогут евреи, что молятся рядом, они укажут место, если у Вас возникнут проблемы), вставляете свое послание.

Большим грехом считается чтение чужой записки. Ни при каких условиях этого не делайте, как бы ни был велик соблазн.

Несколько простых правил посещения святого места

Перед посещением

Стена плача в Иерусалиме, в первую очередь, самое почитаемое место всех иудеев, синагога под открытым небом, а уже потом популярный туристический объект. Поэтому перед посещением «стены» необходимо знать несколько важных правил:

  • Подготовьте одежду: мужчины обязательно с покрытой головой; женщины закрывают плечи, одевают длинную юбку, замужние покрывают голову. Можно все необходимое взять напрокат у смотрителей.
  • Помните, что большинство евреев приходят сюда ради молитвы, чтобы им не мешать, выключаем мобильные телефоны.
  • Перед посещением Стены Плача лучше хорошо покушайте. По дороге Вас ждут множество лотков со вкуснейшим восточным фаст-фудом, но к стене не пропустят с едой в руках.
  • Заранее приготовьте записочку со своим желанием. Многие, узнав о возможности оставить личную просьбу к Создателю, лихорадочно царапают слова на обертке от жевательной резинки. Это неудобно во всех возможных смыслах.

Во время посещения

Чтобы не оскорбить чувства верующих евреев, необходимо помнить о следующем:

  • При входе на площадь перед «стеной» Вас попросят пройти контроль, возможно даже досмотрят лично и контактно. Процедура не самая приятная, но необходимая. Полиция заботится о Вашей безопасности, помогите ей сделать Ваш визит в Иерусалим безопасным и приятным.
  • Вы можете фотографироваться возле Стены Плача, можете снимать видео, но только если это не суббота и не иудейский религиозный праздник. Об этом нужно помнить, поскольку есть такие дни в иудейском календаре, когда евреи устраивают очень веселые танцы у «стены», все они в костюмах и шляпах с пейсами. Так и подмывает сделать пару кадров или снять ролик, но нельзя!
  • Не стоит отвлекать молящихся от беседы с Господом обыденными вопросами. Да и вообще внимательно рассматривать молящихся считается дурным тоном. Скорее всего, замечания Вам не сделают, но будут тихо страдать от Вашего любопытства.
  • Вкладывая записочку в расщелину, не поленитесь найти свободное место. Известны случаи, когда туристы выбирают уже вставленные записки, чтобы освободить место для своей. Подобное отношение к тем, кто пришел сюда раньше Вас, недопустимо. Если все занято, то у каждого есть возможность поручить эту процедуру одному из смотрителей. Можете быть уверенными, записка будет обязательно помещена по всем правилам, ее никто не прочитает, кроме Того, Кому она адресована.
  • Уходя не поворачивайтесь к «стене» спиной. Постарайтесь хотя бы десяток метров пройти «задом наперед». Подобная демонстрация уважения к традициям не останется без внимания.

Два слова о деньгах

Официально посещение Стены Плача бесплатно, но пожертвовать некоторое количество шекелей просят достаточно настойчиво. Обычная сумма для взрослого человека — 25 шекелей (5 евро), для ребенка — 15 шекелей (3 евро). Пожертвования уходят на содержание и охрану площади и самой «стены», жалованье смотрителям и благотворительность.

Как доехать?

Поскольку именно Стена Плача является одним из главных объектов притяжения для туристов и паломников Иерусалима, из центра города до «Площади Западной Стены» ходят сразу три автобуса: 1, 2 и 38. Ехать сюда на автомобиле нецелесообразно, поскольку все ближайшие стоянки будут забиты транспортом полностью. Израильтяне — гостеприимны. На вопрос: «Где находится Стена Плача?» — ответит любой житель Иерусалима.

Стена плача в Иерусалиме является священным местом для верующих людей со всего мира. Ежегодно ее посещает больше 10 млн. человек и каждый находит здесь то, чего ему не хватало: единение и диалог с Богом, отправление желания прямиком к Всевышнему, намерение почувствовать энергетику невероятной силы.

Здесь вы можете увидеть прямую съемку, которая ведется 24\7.

Стена плача — это большая открытая площадка, которая обращена к западной стене, является синагогой под открытым небом и вмещает десятки тысяч верующих. Здесь днем и ночью проходят молитвы и специальные службы.

Стена Плача является одной из четырех стен окружающих Храмовую гору две тысячи лет, с конца периода Второго Храма до настоящего времени. Западная стена наиважнейшая религиозная и национальная реликвия, которая приносит миллионы посетителей каждый год. Евреи и неевреи празднуют там со своими семьями Бар-мицву, солдаты дают присягу, паломники со всего мира приезжают сюда, чтобы пообщаться с Богом, помолиться, испытать неповторимую священную атмосферу.

ИСТОРИЯ

Стена плача – это оставшиеся до сегодняшних дней остатки Храма в Иерусалиме, который был построен царем Иродом в 20 г. до н.э. Западная стена должна была стать частью капитального ремонта Храмовой горы (гора Мориа), с которой по приданию началось строительство мира, появился Адам — первый человек, произошло жертвоприношение Авеля, Каина, а также Ноя в конце потопа.

Западня стена была самая длинная — 488 метра, первоначальная высота была около 9 метров. Стена была построена в основном из известняка,из пещеры Седекии, которая находится всего в нескольких сотнях метров от Храмовой горы. Размер и вес камня варьируются, начиная от двух тонн до нескольких сотен тонн. Самый большой находится в западной стене — около 14 метров в длину.

Римско-еврейский историк Иосиф Флавий утверждал, что на строительство стен ушло 11 лет и каждую ночь в Иерусалиме шел дождь, чтобы не мешать рабочему прогрессу.

Первый Храм был разрушен Титом в 68 г.н.э. Храм также служил не только еврейскому миру. Когда царь Соломон построил храм, он просил Бога прислушаться к молитвам язычников приходящих к нему. Пророк обращался к храму как «дом молитвы для всех народов»(Исаия Либерти). Храм являлся универсальным центром духовности.

Вечная стена — вечные люди

Мудрец предсказал, что после разрушения Храма, Божественное Присутствие не будет расходится от западной стены по миру. Поэтому стена никогда не будет разрушена, ей дана вечная святость.

Стена стала символом веры и надежы для еврейского народа. Так же, как стене удалось пережить всех врагов, которые пытались уничтожить ее, так же и еврейский народ сохраняет вечность и продолжает существовать даже после несчастий и воин!

Во время османского периода (начиная с 16-го века), стена стала главным местом евреев паломников. Они приходили туда, чтобы оплакивать разрушение Храма. Именно так западная стена получила свое название Стена плача.

9 ава (июль\август) является самым трагичным днем для иудеев. Именно в это время были разрушены Храмы, а в 1929 году в Израиле вспыхнули волнения и беспорядки. В этот траурный день на Стену Плача садится белый голубь, а камни выделяют жидкость, которая очень похожа на слезы.

В период с 1948 по 1967 год, во время арабского завоевания Старого города, евреям было запрещено посещать священное место.

На протяжении многих веков Стена плача была расположена в узком переулке, всего 3,5 метра в ширину, где могли бы плотно поместиться всего несколько сотен молящихся. Но в 1967 году, сразу после Шестидневной войны создали у западной стены площадку, которая могла бы вместить десятки тысяч паломников.

В то же время, израильтяне выкопали останки стены — обнажили еще 2 яруса изваяний (квадратных камней), чем сделали стену на 2 метра выше.

Что посмотреть на Западной стене

Из верхних трещин в стене растет трава, а нижние трещины желто-белых блоков нафаршированы записками, содержащие письменные молитвы и просьбы к Господу. Некоторые евреи посещают стену ежедневно и читают книгу Псалмов.


В дополнение к ежедневным и субботним молитвам у Стены плача отмечают специальные мероприятия, например бар-мицву, День освобождения Иерусалима, День независимости, а новобранцы ЦХАЛ и парашютисты Нахаль приносят присягу. В месяце Ава прихожане оплакивают разрушение Первого и Второго Храмов.

Если вы оказались у стены плача, то стоит обратить внимание и на остальные древние достопримечательности: ворота Беркли, арка Робинсона, Малая Стена, Хасмонейские туннели, арка Вильсона.

В правом углу женской молебной зоны, вы можете увидеть площадь стены, состоящую из мелких необработанных камней. Эти камни блокируют фрагмент ворот на храмовую гору еще с эры Ирода и называются ворота Беркли.

К югу от земляной рампы, ведущей на Храмовую гору, вы можете увидеть фрагмент большой кладки выступающей из стены. Это арка Робинсона — все, что осталось от великой лестницы, установленной на арке.

Малая Стена является продолжением западной стены Храмовой горы на севере. И мужчины и женщины могут войти бесплатно по запросу (закрыт в субботу). Внутри отчетливо видно продолжение стены. Арки в этой искусственной пещере датируются различными эпохами, начиная от Ирода (37 г. до н.э. -70 н.э.) к крестоносцу (1100-1244). Платформа находится за молитвенной комнатой с православными верующими. Молитвенная комната закрыта для женщин, за исключением области просмотра.

Стена открыта для молитв в любой день недели, днем и ночью. Для тех, кто не любит большое скопление людей, лучше приехать утром в будний день. Некоторым больше нравится посмотреть вместе с другими на торжество, в таком случае лучше приходить 9 Ава или в дни других праздников.


Стена плача – это огромная синагога, святое место. Чтобы не чувствовать себя неловко, мы составили небольшой список правил и советов, чтобы посещение было наиболее комфортным.

  • Перед входом на молебную площадь надо будет пройти контроль, эта процедура удивляет многих туристов. Надо понимать, что подобного вида арки контроля в Израиле – норма. Они созданы не для того, чтобы испортить кому-либо настроение, а чтобы заботиться о вашей безопасности.
  • Зона для молитвы мужчин и женщин разделена. Женская половина находится правее, а мужская – левее.
  • Мужчины, которые хотели бы подойти к стене должны носить шляпу или кипу, или же взять бесплатное покрытие для головы из коробки рядом с входом в зону молитвы.
  • Женщины должны быть в юбках прикрывающих колени, а плечи не могут быть оголены. Дамы также могут заимствовать необходимые шали и накидки.
  • Лучше заранее подготовить ручку и листик, чтобы не искать все впопыхах.
  • Если вы не можете найти место для своей записки, попросите помочь смотрителя.
  • Когда вы будете уходить, проявите уважение и пройдите около 10 метров лицом к стене.

Стоимость посещения

Посещение Западной стены бесплатно, вы можете сделать добровольный взнос 25 шекелей, для детей и студентов — 15 шекелей. Прогулка в недавно выкопанных тоннелях организовывает Фонд наследия Стены плача стоимостью 30 шекелей для взрослых и 15 для детей.

Как добраться

От центральной автобусной станции в Ерусалиме (Tahana Merkazit ) ходят автобусы № 1, 2 и 38. Обратите внимание, что транспорт не ходит по праздникам и в Шаббат. В декабре Шаббат начинается в 15.55 в пятницу и заканчивается в 5.15 в субботу, а в июне Шаббат длится с 19.10 до 8.30.

Уже прошло более трех тысяч лет с эпохи правления мудрого царя Соломона. Во время правления Соломона был воздвигнут величественный храм, в котором хранились священные реликвии еврейского народа – Ковчег завета со свитками божественных заповедей. В начале был он укрыт незатейливым навесом, и стоял на вершине самой высокой горы. Архитекторы царя долго думали над проектом храма, ведь местность здесь гористая, а потому, решая задачу по созданию храма в специфических условиях, придумали и в итоге выложили очень красивую, широкую лестницу из белых каменных монолитов, которые были доставлены в эту местность из южного и западного склона горы.

Созданный храм сиял на солнечном свете, как ожившее уникальное чудо. Великолепный храм был построен не как памятник царю, не как сооружение для его славы, а как святое место Бога, которое способно приблизить божественные откровения к народу. Храм в течение всей истории государства несколько раз разрушался, восстанавливался и снова был разрушен. Но течение времени и разрушения оказались бессильными перед священным местом. Храм по-прежнему священное место в сердцах всего еврейского народа. В современном мире символ прошлого и надежда на будущее – в Израиле Стена Плача, западная стена Храма, сохранившаяся до сего дня.

Особой святостью первоначально Стена Плача не обладала. Эта стена была оборонительной стеной, которая располагалась вокруг Храмовой горы. Чуть позже уже Царь Ирод, укреплял стену ее, камнем за камнем и в итоге, она превратилась в мощную защиту и надежную опору для священной Храмовой горы. Вот так судьба этого укрепления, произведенная Иродом, превзошла все его даже самые смелые ожидания.

Сегодня, возведенная более двух тысяч лет назад, тысячами людей, в Израиле Стена Плача остается символом надежды и возрождения. Это воплощение всех чаяний народа, который видит в Израиле свое прошлое, живет настоящим и мечтает о будущем. С течением времени, святость Стены все больше и больше укреплялась. Многие поколения сменялись, а стена, сооруженная для защиты и укрепления, стала символом твердого духа еврейского народа.

Совсем недавно, в Израиле Стена Плача была одной из частей городской улицы, по которой торговали в лавках, жили люди. Никто не молился возле нее, и даже после того, как Второй храм был разрушен, верующие предпочитали нести молитвы у восточных и южных частях города, там, где были пышнее и богаче стены. Никто не мог и предположить, что эта стена станет святыней израильского народа – Плачем Израиля.

И только в 16 веке, когда город полностью попал под власть Османской империи, Стена Плача стала самым святым местом еврейского народа, получила всеобщее признание. Именно с той поры началась новая история этого сооружения. Стена Плача с тех времен и до сего дня – это объект паломничества для всех евреев, которые согласно религиозной традиции должны три раза в год приходить к Стене Храма.

Количество населения старого города стремительно росло, строились дома и кварталы, а улица возле стены стала узким темным переулком, куда попасть в праздничные дни на молитву было очень проблематично, и не все могли совершать этот традиционный обряд, так как места всем желающим не хватало.

Параллельно с еврейскими религиозными традициями развивались и традиции мусульманства. Согласно преданию, именно с этого священного места пророк Магомет был воскрешен и вознесся на небеса. А потому в последствии у представителей разных религий возникли необычайные разногласия, касающиеся контроля и ухода за этой достопримечательностью Израиля , историческим святым местом.

Вообще история Стены плача в Израиле очень насыщена, а в некоторых местах и трагична. В период войны в Израиле за независимость в 1948 году священное место евреев попало под власть Иорданского легиона. В 1949 году, согласно условиям перемирия, евреям разрешалось ее посещать, однако эти условия практически никогда не соблюдались. И только в 1967 году, когда в ходе Шестидневной войны, парашютисты израильской армии освободили Иерусалим, а вместе с городом в Израиле и Стену Плача, святыня стала полностью израильским достоянием.

За последние десятилетия площадь у Стены Плача существенно расширена, для того, чтобы все желающие совершить молитву около этого священного места смогли обеспечить себе свободный доступ. В ходе дополнительных раскопок, археологи обнаружили и другие слои Стены. Сегодня Плач Израиля – это своеобразная синагога на открытом воздухе, где можно совершить молитву, попросить господа о здоровье и благополучии. Здесь, многие израильтяне и приезжие отмечают свои семейные праздники. В районе Стены плача есть также и другие достопримечательности, связанные с историей и культурой древнего еврейского народа – Хасмонейские туннели, арка Робинсона, южная стена, арка Беркли и Вильсона.

Сегодня Стена плача – это 45 рядов кладки, из них 28 уровней размещены над землей, а 17 – устроены под землей. Семь первых видимых рядов кладки относятся ко времени правления Царя Ирода, тогда как 4 последующих к периоду омеядскому и 14 к периоду правления и господства оттаманской империи. Стена была сооружена из обтесанных камней белого цвета, имеющих разную величину: в среднем это камни, длина которых 1-1,2 метра, а ширина 1,5 – 3 метра, вес такого камня составлял от 2 тонн и до 8. Что интересно, Стена Плача сооружена без скрепляющего раствора, специальной кладкой.

Сегодня около Стены Плача в любое время суток можно встретить людей, которые молятся. Миллионы туристов и паломников приезжают в Израиль для того, чтобы прикоснутся к святыне, прочесть молитву, попросить Бога о сокровенном, оставив записку с просьбой к Всевышнему между камней Стены плача.

Традиционно на молитву к Стене плача мужчины подходят слева, женщины – с правой стороны. К Стене Плача могут подходить и обращаться с молитвами к Богу и не евреи, однако обязательно нужно быть соответствующим образом одетыми, а мужчины в головных уборах – кипах.

Обширная площадь перед Стеной плача в Израиле – это огромная синагога под синим израильским небом. Здесь же проводятся различные торжественные обряды и церемонии израильского народа, в том числе и День независимости страны , День освобождения Иерусалима. Здесь на площади у Стены Плача приносят свою присягу новобранцы ЦХАЛ.

Стена Плача имеет 45 рядов кладки, 28 из них находятся над землей, остальные – снизу. Сооружение возводилось постепенно – во времена правления Ирода, Омейядов и Османской империи. Для обеспечения прочности все ряды каменных блоков устанавливались с некоторым углублением внутрь конструкции, при этом Стена создавалась без применения специального раствора.

При строительстве укрепления Ирод Великий разработал хитрый план, чтобы получить одобрение Рима. Правитель послал в Рим гонца и в то время, пока тот добирался, начал возводить Стену. Ирод знал, что поездка в Рим будет длиться долго – когда гонец вернулся оттуда, строительство уже завершилось. Ответное письмо было лаконичным, в нем Октавиан Август говорил, что сооружение не стоит возводить, но если работы уже завершены, можно оставить его.

Свое название Стена получила из-за того, что здесь оплакиваются Первый и Второй Храмы, которые были разрушены в один день, но в разные годы. Священные писания содержат сведения о том, что эти события не являлись случайностью – евреев наказали за создание идолов и постоянное кровопролитие.

Сооружение также называют Западной стеной – так звучит его название на иврите. Фрагмент защитного укрепления Храмовой Горы находился именно в западной части, поэтому его так стали именовать. Арабы же, увидев, что евреи приходят сюда молиться Богу и сожалеть о разрушении Храма, прозвали остатки укрепления «Стеной Плача». Это название стало популярно в других странах и сейчас данная достопримечательность имеет два наименования.


Традиции и обычаи


В современном мире Стена Плача является особенным местом для всех иудеев. Сооружение также привлекает путешественников со всех уголков планеты. Сейчас Стена разделена на две части – левая предназначена для мужчин, а к правой подходят женщины. Существует традиция оставлять записки с заветными желаниями между её камней. Так люди имеют возможность обратиться к Всевышнему.

На площади перед Стеной Плача проводятся торжественные мероприятия во время государственных праздников Израиля. Здесь принято отмечать значимые события в жизни верующих, например, достижение возраста религиозного совершеннолетия. Площадь является местом приношения присяги военнослужащими армии обороны страны. В дни поста иудеи сидят на земле около Стены, молясь и напевая печальные мелодии.

Записки в Стене Плача

Традиция помещения кусочков бумаги с написанными на них желаниями в щели Стены Плача зародилась несколько сотен лет назад. На данный момент здесь находится более миллиона записок от верующих и путешественников. Данный обычай обрел популярность среди знаменитостей, приезжающих в Израиль.



Согласно иудейским верованиям, молитвенные записки Стены Плача нельзя выбрасывать или сжигать. Несколько раз в год их собирают и хоронят на еврейском кладбище на Масличной горе. Традиция оставлять послания Богу положительно воспринимается представителями различных вероисповеданий, поэтому записку имеет возможность оставить каждый желающий.

Туннель Западной стены

Туннель пролегает под землей вдоль Стены Плача и находится перед её центральной частью и рядом с северным участком. В подземном комплексе можно увидеть дополнительные 485 м стены, которые недоступны, если смотреть на сооружение сверху. В ходе раскопок археологи обнаружили тут многочисленные находки, относящиеся к разным периодам истории Израиля. В северной части Западной стены нашли остатки водного канала, при помощи которого на Храмовую Гору подавалась вода. Самый крупный камень сооружения весит несколько сотен тонн – это один из тяжелейших объектов, поднятых человеком без применения специальной техники. Посетители имеют возможность войти в туннель с южной стороны и выйти из его северной части.

Сведения для туристов

К Стене Плача можно пройти в любое время года, она доступна для посещения круглые сутки. Добираться рекомендуется автобусом, поскольку места для личных транспортных средств на стоянке обычно заняты. На каждом из трех входов на площадь осуществляется контроль; скромная одежда обязательна. Женщины должны прикрыть плечи и ноги ниже колен, а мужчинам, желающим подойти к стене, выдаются бумажные ермолки (молитвенные шапочки). В субботу и еврейские праздники здесь нельзя курить, фотографироваться и говорить по мобильному телефону. Категорически запрещается приходить сюда с домашними питомцами.


Стоимость визита составляет 25 шекелей для взрослых и 15 шекелей – для детей. Во время праздников оплачивать посещение достопримечательности не нужно.

Вход в туннель Стены Плача разрешается только туристам с гидами по предварительной договоренности. Экскурсии на иврите и английском проводятся с группами до 30 человек. Туристы пребывают внизу в течение полутора часов, посещение доступно с 7 утра до 11 вечера, в пятницу – до обеда. Экскурсии не проводятся в субботу и праздничные дни.

Вконтакте

Стена Плача - часть массивной каменной стены вокруг Иерусалима, уцелевшей после разрушения римлянами в 70 г. Стена Плача считается считается самым священным местом в .

Sheepdog85 , GNU 1.2

В течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений , местом их паломничества и молитв. Самый ранний источник, увязывающий евреев со Стеной, датируется IV веком. С началом Сионистского движения в начале XX века Стена стала одной из причин трений между еврейским сообществом и мусульманскими религиозными лидерами.

Местоположение и размеры

Обычно под Стеной Плача понимается 57 м открытого фрагмента древней стены, расположенной на западном склоне Храмовой Горы. Этот фрагмент выходит фасадом на большую площадь в и отведён для молитвы. Однако в полную свою величину та часть Стены Плача, которая выступает над землёй, тянется на 488 м, и на большей протяжённости скрыта за жилыми постройками, возведёнными по её длине вдоль всего склона Храмовой Горы.

Другие открытые фрагменты включают в себя южную часть Стены, насчитывающую примерно 80 м, и ещё один, гораздо более короткий, 8-метровый фрагмент, известный, как Малая Стена, расположенный близ Железных Ворот в Старого Города.

Стена была сооружена в 19 г. до н.э. для поддержания земляной насыпи, сделанной в период расширения территории Храма.


amanderson2 , CC BY 2.0

Полная высота Стены от её основания в районе площади Стены плача оценивается в 32 м, при этом открытый фрагмент составляет примерно 19 м в высоту. Стена состоит из 45 слоёв камня, 28 из которых находятся над землёй и 17 под землёй. Первые семь видимых слоёв относятся к периоду.

Этот фрагмент стены сложен без скрепляющего раствора из колоссальных гладко обтёсанных камней из известняка мелек (мелеке), добытых, возможно, либо из , расположенной под Мусульманским Кварталом, либо из Рамат Шломо в четырёх километрах к северо-западу от Старого города.

Средняя высота камней 1-1,2 м, длина - 1,5-3 м. Большая их часть весит от двух до шести тонн каждая, а остальные весят ещё больше - включая один экстраординарный, так называемый Западный камень, 13 метров в длину и весом примерно 570 тонн, расположенный в северной части .


Brian Jeffery Beggerly , CC BY 2.0

Каждый из этих камней на лицевой стороне окружён слегка выступающими прямоугольными филёнками тонкой резки. Сами филёнки насчитывают от 5 до 20 сантиметров в ширину, в то время как их глубина составляет 1,5 сантиметра.

В иродианский период верхние 10 метров стены составляли 1 метр в ширину и служили второй стеной двойной колоннады плато. Эта верхняя часть была декорирована пилястрами, остатки которых были уничтожены, когда в 628 г. византийцы отвоевали Иерусалим у персов и их еврейских союзников

Самое святое для евреев место

Местом молитвы Стена стала после , когда евреи начали оплакивают уничтоженную святыню и молить Бога о возрождении Израиля, отсюда и происходит её название - Стена Плача.

beggs , CC BY 2.0

Здесь отмечают торжественные события, например, достижение детьми возраста религиозного совершеннолетия ().


beggs , CC BY 2.0

Взгляды и противоречия

Христианские

Когда в IV веке Иерусалим перешёл под власть христиан, произошёл «перенос» почитания, - в терминах святости, - от Храмовой Горы и Западной Стены в пользу Храма Гроба Господня.


Tomtom , CC BY-SA 3.0

В наше время поступки некоторых христианских лидеров, включая папу Иоанна Павла II, папу Бенедикта XVI и папу Франциска, которые посетили Стену и даже оставили в её расщелинах молитвенные записки, символизировали возрождение уважения в отношении этого древнего религиозного объекта.

Некоторые крайние Христианские сионисты утверждают, что для того, чтобы заложить основу для Второго Пришествия, необходимо в том числе восстановить . Маленькая группа экстремистов даже выступает за разрушение мусульманского , дабы ускорить сооружение нового Храма.

Мусульманские

Отрицание права евреев на Стену плача восходит к началу Арабо-израильского конфликта. Вплоть до 1920-х г.г. мусульманским названием Стены было «Эль-Мабка» - «место плача»; в 1920-е годы, по мере роста арабо-еврейских трений по поводу прав на стену, арабы начали именовать её Стеной Аль-Бурак. В 1930-х муфтий Иерусалима Хадж выступил с утверждением о том, что Иерусалим - «третья святыня ислама».

Мусульманское утверждение, что участок Стены является дарованием исламу, основывается на двух обстоятельствах. Первым является параллель со Стеной в Исре и : некоторые источники определяют Западную Стену, как то место, возле которого пророк Мухаммад привязал своего чудесного крылатого коня . Это предание впервые упоминается в манускрипте Ибн Фуркаха (1328), в котором утверждается, что Бурак был привязан за Баб аль-Наб - старое название ворот, расположенных в юго-западной стене , на том самом месте, которое ныне известно, как Аль-Бурак. Другие источники, упоминавшие это предание, датируются XIX веком и включают в себя рассуждение 1840 г., содержащее отказ евреям в праве замостить участок перед Стеной, и карту Иерусалима, составленную Уилсоном (1865), на которой область вокруг Стены Плача называется Хош аль-Бурак.

Вторым обстоятельством является утверждение, что Стена является собственностью и частью Благородного святилища.

В декабре 1973 г. король Саудовской Аравии Фейсал заявил, что

«Лишь у мусульман и христиан имеются святые места и права в Иерусалиме». У евреев, по его утверждению, там нет вообще никаких прав. Касательно Западной Стены он сказал следующее: «Для них можно построить другую стену. Они могут молиться возле неё.»

Египетский Министр Вакфов Махмуд Хамди Закзук утверждал, что Западная Стена - это не еврейское святое место. Другой высокопоставленный египетский мусульманский авторитет, муфтий Наср Фрадид Вассел, издал указ, гласящий, что Западная Стена навечно останется дарованием , объяснив это тем, что она является частью западной стены . Он добавил, что Стена будет принадлежать мусульманам всего мира «до конца света» и что мусульманам религией запрещено называть Стену Бурака Стеной Плача.

Палестинские

«Давайте начнём со святой Стены Бурак - именно так она называется, а не Стеной Плача».

Назначенный Арафатом муфтий Иерусалима шейх Икрима Саид Сабри считал, что Стена принадлежит исключительно мусульманам; согласно его заявлению, «такой вещи, как Стена Плача, не существует», и это лишь «часть мечети аль-Акса». В 2000 г. он сообщил, что

«Ни один камень из стены Аль-Бурак не имеет какого бы то ни было отношения к иудаизму. Евреи начали молиться возле этой стены лишь в девятнадцатом веке, когда начали развиваться их (национальные) устремления».

Годом позже он заявил:

«В Стене Плача нет ни единого камня, который имел бы отношение к еврейской истории. Евреи не могут законным образом претендовать на эту стену, ни религиозно, ни исторически. Комитет Лиги Наций в 1930 г. рекомендовал разрешить евреям молиться здесь, чтобы они вели себя спокойно. Но он никоим образом не признал, что стена принадлежит им.»

С подобными заявлениями выступали лидер Северного крыла «Исламского Движения в Израиле» шейх Раад Салах и советник председателя ПНА Махмуда Аббаса по делам Иерусалима Аднан Хусейни.

«Западная Стена - все её разнообразные части, структуры и ворота - являются неотделимой составляющей комплекса аль-Акса… Западная Стена - это часть западной башни аль-Акса, которую израильский истеблишмент лживо и подло называет „Стеной Плача“. Стена - это часть священной мечети аль-Акса.»

Раад Салах

«Стена Плача является неотъемлемой частью комплекса мечети Аль-Акса, которую „поддерживает“, и носит статус „вакф“, поэтому палестинцы не собираются поступиться правами и на эту святыню.»

Аднан Хусейни

В 2006 г. д-р Хассан Хадер, основатель Энциклопедии Аль Кудс (арабское название Иерусалима), сообщил палестинскому телевидению, что связь евреев со стеной является «недавней, начавшейся в 16-м веке … а не древней, … такой, как корни связи с нею ислама».

В ноябре 2010 года вспыхнул скандал, связанный с опубликованием Министерством Информации ПНА официального документа, - «исследования Аль-Мутауакил Таха», заместителя министра информации в правительстве ПНА, - отрицавшего права евреев на Стену. В исследовании утверждалось, что

«Стена Аль-Бурак на самом деле является западной стеной Мечети Аль-Акса» и что евреи начали использовать это место для богослужений лишь после выхода в 1917 г. Декларации Бальфура, а также что «евреи не имеют исторических связей со Стеной Плача - священной собственностью мусульман».

Пресс-секретарь правительства Израиля Марк Регев назвал данное «исследование», отрицающее историческую связь евреев с Иерусалимом, подстрекательством.

США

Администрация Обамы «решительно осудила претензию палестинских официальных деятелей о том, что Западная Стена в старом Городе не имеет религиозного значения для евреев и в действительности является мусульманской собственностью». Пресс-секретарь государственного департамента США Филипп Кроули заявил:

и подчеркнул, что

« … США неоднократно призывали руководство ПНА начать борьбу с попытками делегитимации Израиля, в том числе - с непризнанием исторических связей евреев с Землёй Израиля».
После столь серьёзных заявлений руководство ПНА решило убрать со своего официального сайта результаты «так называемого „исследования“»

Еврейские

Большинство евреев - религиозных и светских - считают Стену важным объектом . Среди есть, однако, такие, которые придерживаются противоположных взглядов. Самыми заметными являются приверженцы секты Сатмарских хасидов, придерживающиеся взглядов, которые отстаивал Рабби Йоэль Тейтельбаум, никогда не приближавшийся к Стене.

Израильские

В своей книге «Войны за святые места» Шмуэль Берковиц указывает, что мусульмане стали присваивать Западной Стене статус святости лишь в течение последних 100 лет. Он делает это предположение исходя из того факта, что официальные путеводители, изданные Вакфом в 1914, 1965 и 1990 годах, не указывают на святость Стены, и статья «аль-Бурак» в Энциклопедии Ислама также не проводит такой связи.

Опрос, проведённый в 2007 г. Иерусалимским Институтом Изучения Израиля показал, что 96% израильских евреев выступают против уступки Израилем прав на Западную Стену. В речи, произнесённой в израильской Мерказ ха-Рав в День Иерусалима в 2009 г., израильский премьер-министр провозгласил:

«Флаг, реющий над Котелем - это флаг Израиля… Наши святые места, Храмовая Гора - навечно останутся под властью Израиля.»

Фотогалерея