Архат — кто это такой? Архат в буддизме.

अर्हत् - достойный; или пали араха ) - в буддизме - человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из « колеса перерождений ».

В самой ранней ветви буддизма - тхераваде , архат - это человек полностью избавившийся от омрачений . Архат, согласно этому направлению буддизма, есть наивысшая степень Просветления . Достичь нирваны и стать архатом, согласно хинаяне и тхераваде, могут преимущественно буддийские монахи , практикующие буддизм самостоятельно, при этом также необходимо большое количество перерождений . Миряне согласно Трипитаке (Сутта-нипата, 392-403 (Сутта «Дхаммика»), Каттхаваттху 4:1) также могут стать архатами, хотя обычно их убеждают улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом . Российский буддолог А. В. Парибок в своём Послесловии к Милиндапаньхе (с. 423) пишет, что из Канона (Каттхаватху 4:1) известно, что архатами становились не только члены Сангхи (буддийской общины, монахи), но и миряне, а также подвижники-небуддисты, услышавшие хоть краткую буддийскую проповедь. Парибок ссылается на Каттхаватху 4:1 где описаны такие случаи. Милиндапаньха, классический текст Тхеравады, в книге 3, гл. 7 также упоминает о таких случаях . В представлении многих пишущих о буддизме наивысшим достижением мирянина без становления монахом может быть лишь «попадание на небеса» .

В махаяне же существует такое понятие как Всеведение Будды - таким образом любой буддист может достичь Просветления. Особенно показательна в этом отношении «Вималакирти-нирдеша-сутра» («Сутра поучений Вималакирти», важнейший махаянский текст, по мнению учёных, созданный ориентировочно в 100 году новой эры).

Архат, согласно махаяне, зациклен на собственном просветлении и не может постичь Всеведения - самой последней стадии Пробуждения и умиротворения.

На пути к архатству человек сначала должен стать сротапанной - «вступившим в поток», после чего он уже никогда не деградирует до состояния «обычного человека». Следующий уровень - сакридагамин («возвращающийся лишь единожды»); ставший сакридагамином родится ещё только один раз. Затем - анагамин (невозвращающийся); он не вернётся в мир желаний - камалоку, но ещё может родиться в высших божественных мирах - рупалоке и арупалоке. Становясь из анагамина архатом, человек достигает Нирваны только для самого себя и не стремится ни к чему другому. Согласно воззрению махаяны, будды побуждают архатов выйти из эгоистической «нирваны для себя» и вступить на путь бодхисаттвы . С точки зрения буддийской философской школы Мадхъямака - Прасангика , архаты хинаяны не полностью избавились от омрачений, так как хинаянские практики (в том числе в школе тхеравада), придерживаются философских воззрений школ

Мы обсуждали ламрим: эта схема, упорядочивающая основные наставления сутры. В нём говорится о различных уровнях мотивации, которые играют роль путеводных состояний ума, ведущих к благоприятным рождениям, к освобождению от неуправляемого круговорота перерождений и к просветлению. Под просветлением понимается получение способности помогать всем существам выйти из неуправляемого круговорота перерождений. Уровни ламрима последовательны, но они подобны не ступенькам лестницы, а этажам здания: каждый последующий этаж располагается на предыдущем.

Ламрим основан на перерождении – на том, что у личного потока ума нет ни начала, ни конца. Многие из нас, западных людей, следуют ламриму в варианте Дхармы-лайт, стремясь повысить качество этой жизни. Хотя Дхарма-лайт не может привести к просветлению, это важный первый шаг. В конечном счёте мы будем готовы практиковать, проходя по трём уровням мотивации, и прилагать усилия ради просветления. Отсюда не следует, что практиковать только Дхарму-лайт бессмысленно: это, без сомнения, полезно. Но с точки зрения подлинных методов буддизма её имеет смысл рассматривать как этап на пути к высшим стадиям.

Кроме того, мы говорили, что материал ламрима необходимо изучать снова и снова. Узнавая новые наставления Дхармы, нужно возвращаться и соотносить изученное с разными темами ламрима, поскольку все они взаимосвязаны и поддерживают друг друга. Такой подход будет способствовать нашему развитию и росту понимания. Кроме того, вся наша практика становится махаянской, если мы стараемся практиковать мотивирующие эмоции продвинутого уровня – любовь и сострадание, – делая их движущей силой на всех последовательных стадиях, то есть дополняя ими мотивирующую эмоцию каждого уровня.

Но я бы не назвал это «великим состраданием». Сострадание в целом – это пожелание, чтобы все освободились от страданий и их причин. Для начала этого достаточно. Великое сострадание – это пожелание, чтобы все освободились от глубочайшего типа страдания – страдания всепроникающего воздействия, вызванного воспроизводящими себя совокупностями. Оно «великое» в том смысле, что распространяется одинаково на каждое ограниченное существо без исключения и по силе не отличается от сострадания матери к своему единственному ребёнку. Работая с ламримом, нереалистично требовать от себя такое сострадание.

Развитие мотивации начального уровня Arrow down Arrow up

Мы рассмотрели, как стать человеком с начальным уровнем мотивации. Для этого недостаточно изучать наставления этого уровня или даже запоминать списки. Речь идёт о полной трансформации в такого человека. Это можно увидеть в первой главе текста Шантидевы «Вступая на путь поведения бодхисаттвы». Шантидева говорит, что, как только мы развили намерение бодхичитты, положительная сила будет возрастать днём, ночью и даже в состоянии опьянения.

Это относится к моменту, когда мы развили не просто бодхичитту, а так называемую бодхичитту без усилий : нам больше не нужно стараться её развивать, она возникает естественным образом. Конечно, вначале нужно проходить все стадии развития бодхичитты, занимаясь семичастной медитацией на основе причин и следствий либо практикой уравнивания себя и других и замены себя на других. Это требует больших усилий. Когда у нас появляется бодхичитта без усилий, применять эти методы больше не нужно, потому что бодхичитта присутствует в нашем уме всё время.

Точно так же можно сказать, что мы стали личностью начального уровня, когда мы стремимся к более благоприятным перерождениям и это не требует усилий. Нам больше не нужно проходить все стадии медитаций о драгоценном человеческом рождении, смерти и непостоянстве, низших мирах, надёжном направлении и карме. Намерение начального уровня просто присутствует всё время без усилий, даже когда мы его не осознаём.

Интегрировать в свою жизнь мотивацию начального уровня – немалое достижение. Это не исключает заботу о делах нынешней жизни, но они не должны быть в центре нашего внимания. Чтобы достичь начального уровня мотивации, в первую очередь нужна совершенная, без тени сомнения, убеждённость в перерождении: что последуют будущие рождения, на которые повлияет карма, и поэтому нам нужно что-то делать. Конечно, нужна твёрдая уверенность в том, что мы можем что-то сделать, чтобы обеспечить себе лучшие рождения.

Это не значит, что нельзя работать над остальными уровнями мотивации, пока мы в полной мере не развили мотивацию начального уровня. Если мы достигли определённой ступени начального уровня и нам всё ещё нужно развивать его с помощью медитации – этого достаточно, можно двигаться дальше, даже если у нас нет полной убеждённости в перерождении. У нас нет стопроцентной убеждённости, но в своём нерешительном колебании мы больше склоняемся к тому, что перерождение существует. Мы оставляем за собой право сомневаться и идём дальше.

Однако если мы переходим на следующие ступени, не достигнув полной интеграции предыдущих уровней мотивации, это означает, что на начальном уровне у нас осталось много работы. Поэтому нужно работать над разными стадиями снова и снова.

Непривязанность к постоянным драгоценным человеческим рождениям Arrow down Arrow up

Средний уровень ещё более сложный и глубокий, чем начальный. Здесь мы стремимся полностью освободиться от неуправляемого круговорота перерождений. Если наша мотивация начального уровня искренняя, то чрезвычайно легко и естественно возникает привязанность к драгоценной человеческой жизни. На этом уровне мы постоянно молимся: «Пусть я снова получу драгоценное человеческое рождение. Пусть снова встречусь со своими гуру и попутчиками в Дхарме, пусть у меня будут благоприятные обстоятельства», и так далее. Преодолеть эту привязанность и понять, что такое отречение – решимость быть свободным – непросто.

Когда мы думаем, что у нас будет хорошее здоровье, красивое молодое тело и так далее, наше стремление к человеческому перерождению смешивается с привязанностью. Означает ли это, что на среднем уровне мотивации мы ничего этого не хотим? На среднем уровне мы хотим стать освобождёнными существами, архатами. Что это вообще означает? Что мы никогда больше не увидим друзей? Очень сложно даже представить, что значит быть освобождённым существом.

Таким образом, трудно выйти за пределы желания получать благоприятные рождения – драгоценные человеческие рождения с друзьями, богатством, благоприятными обстоятельствами и так далее. Особенно когда мы стареем, нас манит мысль снова стать молодыми, снова влюбиться и испытать соответствующие удовольствия. Мы сможем лучше видеть, слышать, у нас будет больше сил, мы будем привлекательнее. Поэтому желание иметь драгоценную человеческую жизнь сильно смешивается со стремлением снова быть молодыми. Шаг на средний уровень очень непростой. А с бодхичиттой ещё труднее: вы можете представить, что искренне желаете освободить каждое насекомое?

Что значит быть архатом? Arrow down Arrow up

Хорошо иметь ясное понимание, что с нами произойдёт, когда мы станем архатами. Есть много представлений о том, кто такой архат, но, если мы следуем пути махаяны, мы не согласны с представлениями хинаяны о том, что после смерти архата его поток ума заканчивается. У нас другое понимание архатства.

Два типа архатов в зависимости от времени развития бодхичитты

Есть два типа освобождённых существ, или архатов. Первый тип – архат, который сначала стремился к архатству, а после освобождения зарождает бодхичитту и вступает на путь бодхисаттвы. И другой тип – архаты, которых называют «архатами определённой линии». Это означает, что задолго до достижения архатства они развивают бодхичитту и устремляются к просветлению, достигая архатства на пути к состоянию будды. Давайте назовём первый тип хинаянскими архатами. После смерти их поток ума переходит в чистый мир. Архаты определённой линии могут либо отправиться в чистый мир, либо проявиться на обычных уровнях существования. В отличие от «нечистых» сансарных миров, чистые миры лишены страданий. Но они не похожи на рай, как он описывается в других религиях. Это места, где обстоятельства наиболее благоприятны для дальнейшего изучения и практики Дхармы.

Оба типа архатов превзошли существование в сансаре – неуправляемое перерождение. Но это не означает, что они управляют своими перерождениями. Проблема в том, что слово «управлять» может ассоциироваться с властью или силой. Смысл в том, что они больше не переродятся под влиянием беспокоящих эмоций и кармы.

Архаты в чистых мирах

У освобождённых существ в чистых мирах больше нет так называемых «получающих совокупностей», то есть совокупностей, которые мы получаем, находясь под властью беспокоящих эмоций и кармы по принципу 12 звеньев зависимого возникновения. У них есть совокупности – тело и ум, – но не обретённые в силу кармических беспокоящих эмоций.

Тело архата состоит из тонких элементов. В буддизме «элементы» (стихии) – это земля, вода, огонь и ветер, то есть, в западном понимании, твёрдое, жидкое и газообразное состояния, а также энергия. В чистом мире эти тонкие элементы видимы для других архатов, но обычные люди их не воспринимают. Такое тело также называют «ментальным телом», но оно не похоже на то, что мы видим во сне. Скорее, оно напоминает тела существ уровня нематериальных форм («мира форм»). У них нет болезней, старости и смерти: жизнь может длиться там бесконечно, и они могут пребывать в состоянии, которое называют «крайностью удовлетворённости», продолжая медитировать на пустотность или другие темы, связанные с четырьмя благородными истинами. Либо они зарождают бодхичитту и продолжают изучать и практиковать махаяну в чистом мире. Кроме этого, они могут проявиться в обычных мирах, таких как наш.

Следуя ламриму, последовательным стадиям пути махаяны, мы не хотим болтаться в чистой земле. Конечно, в тантре есть практики для переноса сознания в чистый мир. Там нет отвлечений и бодхисаттва не живёт в своё удовольствие, а непрерывно изучает и практикует Дхарму, 24 часа в сутки. Став архатом или бодхисаттвой-архатом, можно или оставаться там, или проявиться в нашем мире и продолжить помогать другим. Скорее всего, это связано с личными склонностями или характером.

Тело архатов в обычном мире

Когда тонкие элементы тела архата проявляются в обычном мире, они соединяются с грубыми элементами спермы и яйцеклетки родителей, подобно тому как когда в этот мир приходит будда. Это не «душа» и не материальное тонкое тело, которое входит в грубые элементы спермы и яйцеклетки, и не отдельная вещь, которая использует более грубое тело или владеет им.

Здесь мы применяем такой же анализ пустотности, как и при исследовании отношения между «я» и совокупностями. Точно так же как «я» может быть приписано на основе грубых элементов тела и ума, тонкие элементы тела архата или будды можно приписать на основе грубых элементов спермы и яйцеклетки родителей. То, что приписано, и основа для приписывания – не одно и то же. Грубые элементы тела (основа приписывания) подвержены рождению, болезни, старению и смерти, но тонкие элементы тела архата или будды от этого освобождены.

В каком-то смысле, став освобождённым существом, мы не уходим, оставляя духовных учителей и друзей: мы не собираемся отдыхать в чистой земле, наслаждаясь так называемым покоем нирваны. Мы по-прежнему можем быть вместе с гуру и друзьями, но без привязанности. Это небольшое пояснение к тому, о чём идёт речь.

Испорченные и неиспорченные совокупности

Согласно определению прасангики гелуг, испорченные совокупности создают видимость истинно обоснованного существования, а неиспорченные такой видимости не создают. Пока архат полностью поглощён пустотностью, его ум не создаёт видимости истинно обоснованного существования и его совокупности – неиспорченные. В периоды последующего достижения , когда архат не находится в полной поглощённости пустотностью, его ум создаёт видимость истинно обоснованного существования. В это время совокупности архата относятся к испорченным.

Таким образом, иногда совокупности архатов испорченные, а иногда нет. С другой стороны, совокупности будды всегда неиспорченные, потому что будда всё время пребывает в полной поглощённости пустотностью. Следовательно, между тонкими элементами тела будды и архата есть разница, хотя оба, проявляясь в мире, приписываются на основе грубых элементов тел своих родителей – спермы и яйцеклетки.

Информации очень много, но давайте попробуем начать с ней работать и попытаемся понять, что здесь имеется в виду. Мы хотим стать освобождённым существом. Достигнув архатства, мы хотим встать на путь бодхисаттвы, чтобы помогать другим. Поэтому мы продолжаем проявляться в этом мире. Речь не о том, что перед нами окажется список кандидатов, из которого мы сможем выбрать новых родителей. Но вследствие многочисленных зависимо возникающих факторов будет установлена связь между нашими тонкими элементами архата и грубыми элементами спермы и яйцеклетки двух людей.

Архаты не страдают

Разумеется, грубые элементы подвержены законам непостоянства, поэтому будут возникать проблемы и болезни. Они изнашиваются и однажды больше не смогут служить основой для ума освобождённого существа. На них распространяются законы физики, но на происходящее с ними не влияют беспокоящие эмоции и карма. Однако тонкое тело не подвергнется болезни, старению и смерти.

Также в состоянии архатства мы будем переживать происходящее с грубыми элементами тела, не испытывая ни одного из трёх видов страданий: страдания несчастья, страдания обычного счастья и всепроникающего страдания. Все наши переживания будут сопровождаться либо счастьем, либо беспристрастием, которые не смешаны ни с цеплянием за истинное существование, ни с привязанностью. Будучи архатами, мы можем пребывать в состоянии поглощённости на одном из высших уровней умственной устойчивости, в которых есть только беспристрастие. Но в состоянии будды мы бы не испытывали ничего, кроме счастья, свободного от всех беспокоящих эмоций. В тантре это называют блаженным осознаванием.

Эта тема заняла у нас какое-то время, но нам нужно знать, что будет после освобождения, если мы хотим выбраться из сансары. Без ясного понимания этого нам будет сложно сказать: «Да, я хочу освободиться от перерождений в сансаре!»

Тонкое тело архата отличается от тела форм будды Arrow down Arrow up

Далее нужно пояснить, что тонкое тело архата и тонкие физические тела будды отличаются, важно их не путать. Тонкие тела будды, которые называют нирманакая и самбхогакая , намного тоньше тонкого тела архата, так называемого ментального тела. Но они одинаковым образом приписаны на основе грубых элементов отца и матери.

Сострадание и молитвы вместо кармы

Происходящее в нашем сансарном существовании, до того как мы стали освобождёнными существами, – результат огромного количества разнообразных факторов, включая кармические факторы в нашем потоке ума и в потоках ума других существ. Например, мы ведём машину и сбиваем выбежавшего на проезжую часть человека. Случившееся – результат не только моей, но и его кармы. Тогда как всё происходящее с нами после того, как мы стали архатами-бодхисаттвами или буддами, например разные люди, которых мы встречаем и которым пытаемся помочь, – это результат нашего сострадания и молитв о том, чтобы быть способными приносить всем пользу. Для других это результат их кармы. Но это не последствие нашей кармы, а результат нашего пожелания приносить пользу всем существам. Поэтому, чтобы установить связь с бесчисленными существами, мы выполняем практики махаяны, представляя вокруг себя бесчисленных живых существ.

Став архатом-бодхисаттвой или буддой, мы будем общаться с людьми, не испытывая к ним никаких беспокоящих эмоций: ни привязанности, ни враждебности, ничего подобного. В то время как другие люди в силу своей кармы и других факторов могут чувствовать к нам привязанность и враждебность. Мы будем чувствовать только совершенное сострадание и беспристрастие ко всем, хотя на внешнем уровне наше взаимодействие с другими может принимать самые разные формы.

Резюме Arrow down Arrow up

К идее о том, чтобы снова и снова получать драгоценное человеческое перерождение, легко привязаться, особенно когда мы думаем, что снова сможем стать молодыми, умными и красивыми! На промежуточном уровне мотивации ламрима мы устремляемся к более высокой цели, желая освободиться от неуправляемого круговорота перерождений. Однако большинство из нас вряд ли смогут представить, на что это похоже. Но правильно поняв, что такое освобождение, мы сможем сделать его своей целью.

Архат= [санскр.; пали Архант, тиб. Драчомпа] - тот, кто "победил врага", т.е. устранил мешающие эмоции и неведение и достиг прекращения собственного страдания, Освобождения от омрачений-клеш и вышел из шести обусловленных миров сансары , «колеса рождения и смерти», но не обладает всеведением Будды . Архат представляет идеал Малого Пути. В Малой Колеснице - Хинаяне - состояние архата считается целью буддийского пути.
Cогласно учению Тхеравады , архат - тот, кто достиг, по их мнению, "полного пробуждения, ниббаны", к архатам тхераваддины причисляют Будду. Архат уничтожил неведение, зависимость и гнев, то есть три корня сансарического восприятия. Он более не родится ни в одном из шести миров страдания, обрубив все путы, привязывающие к сансаре. В Палийском Каноне слово «архант» иногда используется как синоним «татхагаты».
После достижения освобождения пять совокупностей - скандхи (тело, ощущения, восприятие, умственные формации и сознание) продолжают функционировать, поддерживаемые телесной жизненной силой. Это прижизненное состояние называется "нирваной с остатком". После смерти (паринирваны) архата, пять совокупностей распадаются и так прекращаются всяческие следы существования в обусловленном мире - сансаре, то есть происходит полное освобождение от сансары. Это называется "нирваной без остатка".Архат не создает никакой новой кармы , но прежняя карма может оказывать на него влияние до момента паринирваны.
Архатами считаются:
1. Самма-самбудда (или просто Будда). Это тот, кто открыл истину самостоятельно и обучил других. 2. Пратьека-будда - тот, кто открыл истину самостоятельно, но не обучил других. 3. Шравака-будда - тот, кто услышал истину прямо или косвенно от Самма-самбудды. Согласно сутрам, архат по своей природе не может:
1. Намеренно лишить жизни живое существо. 2. Взять, подобно вору, то, что ему не было дано. 3. Быть сексуально активным. 4. Сказать намеренную ложь. 5. Накапливать имущество, подобно тому, когда он был домохозяином. 6. Действовать, исходя из жажды. 7. Действовать, исходя из отвращения. 8. Действовать, исходя из невежества. 9. Испытывать страх.

Архат обладает совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, совершенной мудростью. Он уже не считается учеником Будды, поскольку уже выполнил все, что должен был сделать на уровне Учения Малой Колесницы - Тхеравады. Поэтому словом "архат" называют практикующего, достигшего высшей ступени в Колеснице Индивидуального Освобождения.
В общине Будды монахи приходили к достижению архатства, много слушая и обдумывая закон, а затем применяя его в жизни и в медитации. Такие ученики до достижения уровня архата назывались шраваками, то есть теми, кто слушает. Кроме этого, в древней Индии так называли монаха самого высокого ранга.
На пути к достижению состояния архата выделяют четыре ступени:
1. Вошедший в Поток Истины. Этим термином называют тех, кто освободился от первых трёх из Десяти Уз. Вошедший в Поток открывает свои глаза дхарме , имеет твёрдую решимость никогда более не создавать причин для страданий, он живёт стремлением к пробуждению, стремится развить "правильное воззрение", соблюдает обеты и заповеди почитает Три Драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). На этом уровне практикующий возвращается в мир обусловленного существования 7 раз и после достигает уровня архата. 2.Возвращающийся Один Раз – это тот, кто освободился от первых трёх из Десяти Уз, а также ослабил три корня сансарического восприятия: неведения, зависимость и гнев. Вернувшись в следующей жизни лишь один раз в этот мир, он встанет на путь духовной практики и достигнет уровня невозвращения в Мир Страстей, или уровня Архата. Такой практикующий возвращается на землю один раз и обретает плод архата. 3. Невозвращающийся – это тот, кто полностью освободился от первых Пяти Уз. В следующей жизни он родится в одном из миров, превосходящих Мир Страстей, там, где он будет полностью свободен от возвращения в Мир Страстей, и где сможет совершенствоваться на Пути к Окончательному Освобождению. Невозвращающиеся после смерти попадают в рай 19 небес, после чего являют плод архата" 4.Архат – это тот, кто освободился от Десяти Уз. Он пресёк утечки, разрушив Десять Уз, он освободился от становления, остановил поток воплощений, достижение Нирваны стало для него возможным. Согласно сутре, "архат способен летать и менять форму, продлять по желанию срок жизни, жить в Небесных обителях" .
Когда в мире появляется Будда, то резко возрастает число людей, достигших архатства. О Будде говорят, что он – Бхагаван (Наивысший из Почитаемых), Познавший все Миры, Учитель богов и людей, Непревзойдённый, Архат. Во времена Будды огромное количество мирян и монахов последовали его Учению, известно, что, как минимум, две с половиной тысячи учеников Будды Шакьямуни пришли к достижению архатства.
В буддийской иконографии из учеников Будды чаще представлены пять архатов.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многие люди, интересующиеся буддизмом и тем, каких состояний последовательно достигает буддист в поисках просветления, задаются вопросом: «Архат - кто это такой?»

Дорога к пробуждению нелегка, она сравнивается с переходом через бурные воды реки. Обычному человеку не под силу вырваться из круговорота перерождений, пока он не поставит себе чёткую цель и не научится контролировать своё сознание при помощи специальных упражнений и медитации.

В зависимости от того, добрые поступки он совершает или дурные, он обеспечивает себе всего лишь очередное перерождение, более высокое или более низкое.

Но всё меняется, когда верующий становится «благородной личностью», то есть вступает на добродетельный , ведущий к заветной цели.

В , старейшей ветви буддийского учения, такой целью является сама нирвана, а в , другом его ответвлении, – обретение пробуждения для принесения блага всем живым существам.

Вступивший на эту благородную стезю уже точно станет архатом, то есть полностью просветлённым человеком, освободившимся от омрачений сознания, которому больше не суждено родиться ни в одном из миров сансары после ухода в паринирвану.

Но случится ли это в текущем перерождении, зависит оттого, на какой стадии продвижения по пути верующий находится в данный момент.

Давайте рассмотрим, кто такой этот святой в разных направлениях учения.

В школах раннего буддийского течения

В добуддистской Индии термин «архат», обозначавший святого человека, тесно ассоциировался с волшебной силой энергетики и аскетизмом.

Буддисты чётко разграничивают понятия буддийского и индийского святого – архата. В буддизме волшебная божественная мощь этого святого не служит более решающей при определении его отличительных черт или миссии.

В ранних буддистских школах существовали взгляды об относительном совершенстве архатов. В общем, в школах проповедовали, что будды и имеют трансцендентную и сверхъестественную природу, а архаты подвержены отклонениям от пути и ошибкам.

Некоторые из школ утверждали, что бодхисаттва превосходит архата, в силу того что последний может ошибаться и пребывать в неведении.

Например, в сутре «Нагадатта» школы Сарвастивада говорится о том, что демон Мара воплотился в отца бхикшуни Нагадатты и попытался убедить её, что лучше достичьболее низкой степени архатства, чем стараться стать полностью просветлённой (самьяксамбуддой).

Он сказал: «Ты задумала слишком серьёзное дело. Буддовости очень трудно достичь. Нужно сотни тысяч кальп, чтобы стать буддой.Так как очень мало людей становятся пробуждёнными, почему бы тебе не стремиться к архатству? Полученный опыт равносилен нирване, кроме того, его легко достичь».

На что Нагадатта ответила: «Мудрость Будды может помочь достичь пробуждения бессчётному количеству людей. А архаты уступают ему в этом».

В этот период полагалось также, что архаты не освободились полностью от всех желаний, что они не достигли полного совершенства и могут вернуться к образу жизни обычного человека.

В буддизме Тхеравады

По мнению тхеравадинов, архат – это человек, достигший , который избавился от всех нездоровых корней, из которых возникаютоковы сансары.


После смерти он не рождается ни в каком мире, поскольку нити (оковы), привязывающие человека к круговороту перерождений, окончательно исчезают.

В Палийском каноне иногда используется слово «татхагата», как синоним «архату», хотя обычно им называют самого Шакьямуни.

После погружения в нирвану пять совокупностей –

  • физическая форма,
  • чувства и ощущения,
  • восприятие,
  • ментальные формирования,
  • сознание

продолжат функционировать, поддерживаемые жизненной силой тела. Этот этап называется нирваной с остаточными явлениями.

Но как только святой умирает, пять совокупностей дезинтегрируютсяс физическим телом и прекращают действовать, таким образом уничтожая все его следы в материальном мире и полностью освобождая от убогости сансары.


Теперь это называется нирвана без остаточных явлений. Со смертью к просветлённому приходит паринирвана .

В буддизме Тхеравады сам Шакьямуни вначале идентифицируется как архат, так же как и его просветлённые последователи. Они свободны от всех загрязнений:

  • жадности,
  • ненависти,
  • заблуждений,
  • невежества,
  • страстных желаний.

Лишаясь такого «наследия», которое неминуемо привело бы к будущему перерождению, эти святые знают и понимают реальность здесь и сейчас.

Это достоинство демонстрирует их безупречную чистоту, подлинную ценность и достижение конечной цели – нирваны.

В школах Тхеравады имелась тенденция отрицать возможность обретения архатства мирянами. Хотя в соответствии с Питакой оно открыто для всех, в более поздний период среди тхеравадинов – членов монашеской сангхи – бытовало мнение, что эта ступень доступна только тем, кто носит рясу.


Если же случись так, что мирянин стал святым, то в течение одного дня он должен был или вступить в сангху, или умереть.

В Палийском каноне Ананда утверждает, что монаху можно достичь нирваны одним из четырёх способов:

  • он развивает сначала душевное равновесие, а затем познание глубинных причин и взаимосвязей;
  • он развивает сначала познание глубинных причин и взаимосвязей, а затем душевное равновесие;
  • и то, и другое развивается поэтапно;
  • ум монаха охватывает возбуждение, связанное с дхармой, и он развивает душевное равновесие иизбавляется от оков сансарического мира.

Послушник, только вступивший на дорожку, ведущую к просветлению, называется сотапанна . Он узнаёт учение, совершенствует свои моральные качества, укрепляет уважение к трём буддийским драгоценностям. Просветление охватит его не позже, чем через семь перерождений.


На следующую ступень поднялись сакадагами . Они ещё раз родятся в человеческом мире, затем уже станут архатами.

Те, кто избавился от жадности и ненависти (больше их не ощущает), но имеют остатки заблуждений, называются анагами , или невозвращающиеся.

Анагами после смерти родятся вновь нев человеческом мире, а на небе, в Чистом Прибежище, где живут только они. Там они обретут полное пробуждение.

Архатство завершает эту тропу освобождения.

В буддизме Махаяны

Махаянские буддисты считают самого идеалом, к которому нужно стремиться в духовных исканиях.


Иерархия этапов достижения просветления такова:

  • архат,
  • пратьекабудда,
  • самьяксамбудда,
  • татхагата.

В сравнении с целью стать полностью просветлённым бодхисаттвой, путь шравака , ищущего личного освобождения из сансарического мира, считается эгоистичным и нежелательным. Есть даже несколько махаянских текстов, которые утверждают, что стремление к архатству и личному освобождению не соответствуют целям Махаяны.

Вместо того чтобы стремиться стать архатом, адептам махаянского направления предлагается вступить на тропу бодхисаттвы и не возвращаться к уровню архата или шравака. Таким образом, с этой точки зрения архат должен продвигаться вперёд, чтобы постепенно стать бодхисаттвой.

Если архату не удастся сделать это в течение той жизни, в которой он достиг архатства, то он погружается в состояние глубокого самадхи – пустоты, чтобы оттуда перейти на тропу бодхисаттвы, когда будет готов.

В соответствии с сутрой Лотоса, любой истинный архат со временем примет Махаяну.

В махаянском учении считается, что шравака направляет в его стремлениях боязнь остаться в колесе перевоплощений, что делает его неспособным стремиться к обретению буддовости. Ему не хватает мужества и мудрости бодхисаттвы.

Новоявленные бодхисаттвы иногда сравниваются со шраваками и архатами. В Праджняпарамита сутре перечисляется шестьдесят таких бодхисаттв, которые стали архатами, вопреки предпринятым усилиям на тропе бодхисаттвы.

Им не хватило понимания праджняпарамиты и умения прогрессировать, как бодхисаттва, по дороге к полному просветлению. Этому препятствовали возникающие в уме привязанность и боязнь перерождения.

В Праджняпарамита сутре эти люди сравниваются с гигантской птицей без крыльев, которая стремительно падает на землю с вершины Сумеру.


В махаянском течении обретение шраваком архатства рассматривается как меньшее достижение, чем полное просветление. Но эти просветлённые пользуются уважением за их относительные достижения.

Поэтому царство будд изображается населённым как шраваками, так и бодхисаттвами. Достижения архатов считаются впечатляющими, потому что они выходят за рамки земного мира.

Такую точку зрения приняли и другие восточно-азиатские буддийские направления. Среди особых групп архатов почитаются Шестнадцать, Восемнадцать и Пятьсот Архатов.


Шестнадцать Великих Архатов

Первые знаменитые портреты этих святых принадлежат кисти китайского монаха Гуаньсюя и написаны в 891 году нашей эры. Он подарил их храму Шеньчина, который находится в современном Ханчжоу, где они и хранятся заботливо и уважительно.

Заключение

В некотором отношении два пути – архатства и полного просветления – имеют общую основу. Однако их отличительной особенностью является то, что махаянская доктрина настаивает на эмоциональной и когнитивной непривязанности к их логическому завершению.

АРХАТ (пали arahant, санскр. arhat – «достойный»),в «ортодоксальном» буддизме тхеравады, высшая ступень, которой может достичь последователь Будды , принявший монашеские обеты. С этой целью он изучает дисциплинарные правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шила): 1) отказ от насилия (ахимса) непосредственно и даже опосредованно в отношении всех живых существ и культивирование сострадания к ним (каруна); 2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти; 3) верность обету целомудрия , включающему воздержание не только от совокупления, но и от плотских желания; 4) правдивость – избежание любой лжи и отсутствие лукавства. За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании со-радования живым существам (майтри). После этого можно приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) и, наконец, к обретению сверхспособностей (типа видения прежних собственных и чужих реинкарнаций) и совершенства всеведения.

В классификациях тхеравадинской сотериологии архат – четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии «вступившего в поток» сансары с целью пересечь его (сотапанна), «возвращающийся один раз» в сансару (сакадагамин) и «не возвращающийся» в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата отличается тем, что он уже в этой жизни должен вступить в нирвану . В главе, посвященной архатам, составитель знаменитой Дхаммапады характеризует «достойного» следующим образом: «У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел – освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя, как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют» (пер. В.Н.Топорова), а в текстах Виная-питаки архат характеризуется предельно кратко – как «высший человек» (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды – Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и все видные деятели раннебуддийской монашеской общины (также некоторые монахини). Архатом всех архатов является сам Будда – «совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный... учитель богов и людей».

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии на предмет безукоризненности идеала архата, которые привели к первой значительной схизме в истории буддийской общины – отделению махасангхиков, когда после т.н. Второго буддийского собора в конце 4 в. до н.э. «обновленец» Махадэва заявил, что даже «совершенный» монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться телесной «нечистоте» и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов Катхаваттху (Предметы дискуссий ), ядро которого должно было сложиться в 3 в. до н.э., свидетельствует о полемике буддийских «ортодоксов» с «еретиками» о возможности телесной нечистоты у архата, его способности обладать теми «силами» (иддхи), что и Будда, а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разделы II–IV). Сомнения первых «еретиков» стали той почвой, на которой выросла последовательная критика идеала архата как такового у махаянистов. Основная претензия их к данному идеалу, нашедшая наиболее яркое выражение в Вималакиртинирдеша-сутре (2 в.) и в Саддхармапундарика-сутре (3 в.), была связана с его эгоцентричностью, которой махаянисты противопоставляли альтруистический идеал