Институт президента относится к праву. Сущность института президентства и его место среди институтов государственной власти

Постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории должности президента в РФ.

История учреждения института президентства

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов СССР был избран президентом Советского Союза.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Конституции) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против - 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными было признано 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеня (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали референдум.

24 апреля 1991 г. Верховный совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. соответствующие изменения были внесены в действующую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 г.

Полномочия президента в 1991 году

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом Съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава государства. Согласно ст. 104 Конституции, именно съезд являлся высшим органом власти в России. К его исключительному ведению относилось определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание членов Конституционного суда РСФСР.

Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного совета РСФСР (постоянно действовал в период между созывами съезда, избирался на съезде из числа народных депутатов). По Конституции, глава государства не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей. 25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного совета была переименована в Российскую Федерацию, президент республики стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ.

Изменения были внесены также в ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента "прекращаются немедленно".

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Депутаты также отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему на V съезде народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ подписал указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым был распущен Съезд народных депутатов и местные Советы, назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. В тот же день Конституционный суд РФ признал это решение противоречащим Основному закону. Согласно Конституции, Верховный совет РФ прекратил полномочия Бориса Ельцина как главы государства и возложил их исполнение на вице-президента РФ Александра Руцкого.

В течение последующих дней здание Верховного совета на Краснопресненской набережной в Москве было блокировано внутренними войсками и милицией, исполнявшими приказы Ельцина. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска после танкового обстрела взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, председателя Верховного совета РФ Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. Против высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено и в очередности глав Конституции: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание". Согласно ст. 80 Основного закона, президент получил статус "главы государства", "гаранта" Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации - кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции, президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей досрочной отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина. 26 марта 2000 г. Владимир Путин был избран президентом России, в дальнейшем переизбирался в 2008 и 2012 гг.

В 2000-е гг. в Основной закон РФ был внесен ряд поправок, которые расширили права главы государства. В соответствии с изменениями от 30 декабря 2008 г., срок полномочий президента был увеличен до шести лет (начиная с выборов 2012 г.).

В 2014 г. глава государства получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ. Кроме того, он стал представлять верхней палате Федерального собрания кандидатуры для назначения на должность судей Верховного суда, а также кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА в современном его понимании впервые был оформлен Конституцией США в 1787 г. «Отцы-основатели» американской Конституции при моделировании института президентства ориентировались на британскую политико-правовую практику и концепцию разделения властей. В настоящее время этот институт относится к числу одних из наиболее распространенных институтов государственной власти. На конец XX в. из 183 государств - членов ООН - свыше 130 имели в государственном механизме пост президента. Их конституционный статус существенно разнится между собой. Даже если ограничиться странами западной демократии, то президенты в президентских (США), в полупрезидентских (Франция) и в парламентских (ФРГ) республиках значительно отличаются объемом полномочий, характером функций, ролью в решении государственных и общественных дел В немногочисленных научных работах, в которых осуществлена попытка анализа понятия института президентства, последний определяется как совокупность четырех групп норм:

  1. порядок выборов президента, в том числе включая инаугурацию;
  2. его юридический статус в структуре органов государственной власти (конституционный статус - структурный аспект);
  3. функции и полномочия президента (конституционный статус - функциональный аспект);
  4. прекращение исполнения президентских полномочий.

Каждая их перечисленных групп является своеобразным субинститутом по отношению к институту президентства в целом. Вместе с тем существенным элементом этого института является ответственность президента. Представляется, что исследуемый институт был бы явно не полным, если бы он не содержал норм, посвященных ответственности главы государства. Это одна из важных форм конституционной ответственности, причем достаточно серьезная. Об этом говорят, например, попытки осуществления импичмента в США (декабре 1998 г. - январе 1999 г. по отношению к Б. Клинтону) и России (в мае 1999 г. по отношению к Б. Ельцину), а также то, как эта процедура влияет на политико-правовую ситуацию в стране. Таким образом, институт президентства - это система конституционно-правовых норм, регулирующих порядок выборов и вступления в должность президента (инаугурацию), полномочия президента, определяющие его положение в системе органов государственной власти, а также досрочное прекращение полномочий, замещение и отстранение от должности. При определении понятия «институт президентства» некоторые авторы используют такие категории, как «выборный глава государства», «высшее должностное лицо», «политическая должность», «государственная должность», «арбитр в системе органов государственной власти», «глава исполнительной власти», «президенциализм». Представляется необходимым рассмотреть возможность использования этих терминов. Президент во всех странах осуществляет функции главы государства и является высшим должностным лицом в системе органов государства.

Следует согласиться и с категорией «государственная должность», которая определяется как правовое установление, посредством которого осуществляется ствляется реализация функций, полномочий, прав и обязанностей высших должностных лиц государства. Политические должности придают государственной власти четко выраженный индивидуализированный, персонифицированный характер. Признавая в целом тот факт, что президент тяготеет скорее к исполнительной власти, нежели к законодательной и судебной, мы не можем согласиться с тем, что президент является главой исполнительной власти во всех видах республик. Данное утверждение вполне справедливо по отношению к президентским и, частично, к полупрезидентским республикам. Однако оно ни в коей мере не может быть применено к парламентским республикам.

При исследовании института президентства в различных странах вполне допустимо использование таких категорий, как «выборный глава государства», «высшее должностное лицо», «политическая должность», «государственная должность». Что касается категорий «арбитр в системе органов государственной власти», «глава исполнительной власти», «президенциализм», то возможность обращения к ним непосредственно зависит от вида формы правления в конкретном государстве.

Президент («сидящий впереди», «во главе») - глава государства в странах с республиканской формой правления. В парламентарных республиках президент избирается на установленный конституцией срок либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляет парламент.

В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством прямых (Италия, ФРГ) или косвенных (США, Аргентина) выборов.

В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, объединяя функции главы государства и главы правительства.

Конституции парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром.

Институт президентства является одним из основополагающих элементов политической и государственных систем многих стран мира, в том числе и нашей страны.

Президент наделен широкими и разнообразными полномочиями, он действует лишь в рамках федеральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государственным аппаратом.

В России, где Конституция была принята при активном участии Президента - лидера, закреплена его значительная личная власть, его самостоятельность, при незначительных ограничениях его деятельности полномочиями парламента.

Статья 80 Конституции Российской Федерации определяет статус Президента как главы государства, здесь следует отметить, что называясь главой государства Президент может быть номинальной фигурой, но в России была избрана другая модель-«президентство с ощутимыми полномочиями» или так называемое «суперпрезидентство», что проявляется в следующих факторах:

Полномочия Президента производны от народа, Президент избирается народом непосредственно, в то время как в США выборы Президента проводятся коллегией выборщиков, а в ФРГ для избрания Президента созывается Федеральное Собрание;

Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов Российской Федерации (ст.80, ст.85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают;

Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль осуществляются в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента, так, например, предусмотренный Конституцией институт отрешения Президента от должности на практике трудно осуществим;

Президент обладает большими возможностями по отношению к парламенту (послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, роспуск нижней палаты парламента - Государственной Думы и т.д.). Правительство вполне можно назвать правительством Президента.

Таким образом Президент выделен за рамки концепции разделения властей, он находится над ними, выполняя роль своеобразного арбитра, олицетворяя собой саму государственную власть.

Введение «суперпрезидентства» в нашей стране было связано с тем, что пост Президента учреждался в период высокой нестабильности в обществе, внутренних политических противоречий. Закрепленный Конституцией статус Президента носит сильно выраженный личностный характер, что при смене главы государства может привести к авторитарному режиму, поэтому требуется реформирование института Президента, и прежде всего это должно быть связано с установлением более жесткого контроля за деятельностью Президента и детального решения вопроса о его конституционной ответственности.

В можно сказать, что при любых моделях Президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе. Оставаясь в рамках конституционно-правовых полномочий, Президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие проблемы общественного развития.

Представляется, что место Президента Российской Федерации в единой системе исполнительной власти в стране и государственном механизме в целом не соответствует сложившимся в мире подходам:

Во-первых, согласно Конституции Российской Федерации глава государства обладает огромными полномочиями, некоторые ученые считают, что это позволяет считать Россию «суперпрезидентской» республикой.

Во-вторых, власть Президента России фактически не ограничена Федеральным Собранием в силу крайне сложной и запутанной процедуры отрешения его от должности (ст. 93 Конституции Российской Федерации), что говорит о президентском характере российской республики.

В-третьих, начиная с 2008 г. значительно возросшая фактическая роль Председателя Правительства Российской Федерации в управлении государством и складывающийся дуализм в системе государственного управления позволяют говорить о премьерско-президентском типе разделения власти в нашей стране.

В-четвертых, Конституция России не предусматривает возможности роспуска верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации), что позволяет говорить о наличии элементов президентско-парламентского типа государства в России.

Понятие и структура системы государственного управления в Российской Федерации.

Государственное управление – это деятельность государства по регулированию общественных отношений.

Система государственного управления – это совокупность властных органов и организаций призванных обеспечить реализацию функций государства.

Задачи СГУ:

1. реализация национальных интересов;

2. избежание социальных и политических конфликтов;

3. повышения качества и уровня жизни граждан.

Формы государственного управления:

1. реформирование экономики;

2. финансовая политика;

3. структурная политика;

4. аграрная политика;

5. социальная политика;

6. региональная политика;

7. внешнеэкономическая политика.

Методы государственного управления:

1) административное управление (воздействие через разрешения, запреты, принуждения и т.д.);

2) экономическое управление (косвенное влияние через хозяйственное законодательство, например налоги на сверх доходы);

3) доверительное управление (через специальных частных управляющих посредством договоров). Осуществляется на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

4) антикризисное управление и др.

Функции государственного управления:

1. внутренние функции: а) экономическое развитие страны; б) обеспечение равных возможностей реализации своих политических интересов различными социальными группами; в) обеспечение достойных условий жизни для всех граждан; г) правотворчество, правоприменение, правоохранительная деятельность; д) экологическая безопасность.

2. внешние функции: а) оборонная; б) дипломатическая; в) внешнеэкономическая; г) культурно-информационная; д) глобального сотрудничества.

Структура системы государственного управления в РФ

законодательная исполнительная судебная
Президент РФ
Федеральный уровень Федеральное собрание РФ (Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ) Председатель Правительства РФ Правительство РФ Министерства РФ Администрация Президента Совет безопасности Государственный Совет Федеральные службы, агентства, надзоры Конституционный суд РФ Верховный суд РФ
Региональный уровень (РТ) Государственный Совет РТ Президент РТ Премьер-министр РТ Кабинет министров РТ Конституционный суд РТ Верховный суд РТ Высший арбитражный суд РТ Городские и районные суды Мировые суды

Особенности государственного управления в зарубежных странах (на примере 2-3 государств).

Конгресс США – законодательный орган в составе Федерального правительства США. Полномочия определены Конституцией США. Состоит из Палаты представителей (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Конгресс имеет право: устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы (все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах); занимать деньги в кредит Соединённых Штатов; регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами; устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах; учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду; издавать законы и т.д.


Сенат США – верхняя палата Конгресса США. В Сенат входят по два сенатора от каждого штата, избираемые законодательными собраниями соответствующих штатов (фактически сенаторы избираются всенародным голосованием населением штата) сроком на шесть лет. Время, место и порядок проведения выборов сенаторов и представителей устанавливаются в каждом штате законодательным собранием.

Палата представителей США - нижняя палата Конгресса США. Каждый штат, пропорционально населению, представлен в палате. Количество мест в палате постоянно 435, хотя Конгресс имеет право менять число мест. Каждый представитель штата занимает своё место в течение двухгодовой каденции и может быть переизбран неограниченное количество раз. Главой палаты является спикер, избираемый членами палаты.

Президент США – глава государства США, глава исполнительной власти Федерального правительства США и главнокомандующий Армии и Флотом по Конституции США. Имеет право вето на законопроекты (билли), принятые Конгрессом США. Стать Президентом США по Конституции США может только гражданин США по рождению, старше 35 лет и проживающий в США не менее 14 лет. Согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951, одно и то же лицо может быть избрано Президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом). Президент США избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов. Непосредственно за Президента и Вице-президента голосует, так называемая, коллегия выборщиков. По конституции, Законодательное собрание каждого штата может назначить определённое количество выборщиков (равное количеству представителей штата в Конгрессе), которые будут представлять интересы штата. Все штаты определяют своих выборщиков с помощью всеобщего голосования.

Великобритания

Великобритания в политическом плане является конституционной монархией. Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент на сессии. Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин; имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом, однако последний раз это право было применено в 1707 г., за что получило прозвище «спящего полномочия»; монарх имеет право назначать и освобождать от должности премьер-министра и министров, но следуя сложившемуся за 200 лет конституционному обычаю, глава государства назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, а министров – по предложению главы правительства.

Великобритания – страна без Конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами.

Высший орган законодательной власти – парламент (старейший в мире, создан в 1265 г.), который состоит из монарха (короля или королевы), Палаты лордов и Палаты общин. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко.

Палата лордов формируется по наследству. Палата общин является на практике главной и единственной палатой парламента («членами парламента» именуются только члены Палаты общин, а члены Палаты лордов не имеют право на такое звание). Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты (в Великобритании их принято называть членами парламента) обладают индемнитетом (свобода выступления и голосования в парламенте, в силу которой не допускается привлечение депутата к ответственности за его парламентскую деятельность) и ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии.

Основная функция парламента – законотворчество. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. К полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия, налоги, контроль за управлением, в частности за деятельностью правительства. Однако большинство парламента и правительства, за исключением редчайших случаев, всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в парламенте и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу, правительство. Парламент Великобритании сохранил за собой следующие функции: внешняя политика; оборона и задачи национальной безопасности; основополагающие вопросы экономики, промышленности, энергетики, денежно-кредитной политики; определенные вопросы внутренней политики (иммиграция, занятость, защита информации, борьба с наркобизнесом и т.п.); социальная защита населения; законодательное регулирование сферы транспорта; СМИ (в первую очередь, электронные).

В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).

Франция

Франция – неделимое, светское, демократическое и социальное государство с республиканской формой правления. В административном отношении Франция делится на 22 региона, 96 департаментов, 36 565 коммун.

Форма правления с 1958 года – полупрезидентская республика: в Конституции чётко обозначен принцип приоритета президента, который не ответственен перед парламентом, но и не является главой правительства.

Во французской политической системе президент – ключевая фигура. Президент избирается на 5-летний срок на мажоритарной основе прямым всеобщим голосованием (право голоса имеют все граждане по достижении 18-летнего возраста). Основная функция президента – наблюдение за соблюдением Конституции, выполнение роли национального арбитра, обеспечивающего регулярную и надлежащую деятельность исполнительной власти и преемственность государства.

Премьер-министр назначается президентом на неопределённый срок из состава депутатов партии, получившей большинство на выборах.

Французский парламент состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются по мажоритарному принципу прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием на 5-летний срок
Верхняя палата парламента – Сенат (317 членов) избирается двухстепенным голосованием и каждые 3 года обновляется на треть. Структура Сената идентична структуре Национального собрания. Сенат, в отличие от нижней палаты, не может прекратить деятельность правительства; по отношению к принимаемым Национальным собранием законам Сенат обладает правом отлагательного вето.

С 1982 года исполнительная власть на местах – выборная (до этого осуществлялась префектами, назначаемыми премьер-министром). На уровне департаментов выборными органами являются генеральные советы, на уровне регионов – региональные советы.

Таким образом, в США и Западной Европе представлены разнообразные формы государства, однако преобладают: по форме правления – республика, по форме государственного устройства – федеративные и унитарные; по форме государственного режима – демократии.

Институт Президентства в Российской Федерации. Органы, обеспечивающие деятельность Президента РФ.

Пост Президента Российской Федерации (РСФСР) введен во исполнение итогов референдума 17 марта 1991 г., а первый Президент избран прямым всеобщим голосованием 12 июня 1991 г. В соответствии с Конституцией РФ (1993) Президент является главой государства, символом верховной власти. Он занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит напрямую ни в одну из ее ветвей.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. На выборах президента РФ используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, при которой победитель должен получить больше половины голосов (минимум - 50% голосов плюс один голос). Если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов.

Функции Президента как главы государства заключаются в том, что он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия Президента во внешней политике: охрана суверенитета РФ, подписание международных договоров, использование Вооруженных сил за пределами территории РФ, ведет переговоры и подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представителей и т.д.

Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства РФ.

В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора. Назначает перечисленных лиц Совет Федерации.

Президент осуществляет нормотворческую деятельность. Он подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в Государственную Думу. Президент РФ принимает Указы и Распоряжения.

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

Выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;

Заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

Отрешение президента от должности Советом Федерации.

Обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.

Аппаратом для осуществления функций главы государства является Администрация Президента РФ. Она действует на правах государственного органа управления. В составе Администрации – самостоятельные подразделения, должностные лица. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредственное обслуживание, курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.

Подразделением Администрации является референтура (на правах управления). Ее задачи состоят в участии в подготовке проектов: документов программного характера, публичных выступлений Президента. Референтура собирает, анализирует, обрабатывает материалы, используемые для подготовки докладов, интервью, других публичных выступлений Президента

Президент РФ формирует Совет Безопасности , который осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, защиты их от внутренних и внешних угроз. В состав Совета Безопасности кроме Президента РФ входят пять постоянных членов и 18 членов Совета Безопасности.

Совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам согласованного функционирования органов власти, является Государственный совет (Госсовет). Председателем Госсовета является Президент РФ, членами - высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов), работающие в Госсовете на общественных началах.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента в пределах соответствующего федерального округа, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему. Полномочные представители в федеральных округах входят в состав Совета Безопасности РФ.

Для содействия реализации главой государства полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина образован Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации. Совет для выполнения возложенных на нее задач анализирует информацию, рассматривает обращения лиц и организаций о фактах нарушений прав и свобод, проверяет информацию об ущемлении прав, представляющем особую общественную опасность. Председатель Совета М.А. Федотов.

Особенности института президентства в РФ – высокий уровень концентрации власти (Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в то время как в ряде других стран это прерогатива парламента). Президент воздействует на все ветви власти (контроль над формированием и деятельностью правительства, влияние на избрание судей, право вето и др.). Российская Федерация президентская республика.

Слово «президент» буквально значит «сидящий впереди». В древности так называли людей, проводящих различные собрания или сборы. В значении «глава государства» термин впервые был использован только в 18 веке.

Институт президентства насчитывает много лет. Первый президент Джордж Вашингтон был избран в США в 1787 году. Первым российским стал Б.Н Ельцин в 1991 году. Это произошло сразу после Съезд депутатов усомнился в целесообразности утверждения нового поста, и вопрос об учреждении новой должности был вынесен на всероссийский Референдум. По его итогам были внесены поправки «О Президенте РСФСР» в Конституцию, и через год (в апреле 91-го) после провозглашения Декларации о суверенитете был всенародно избран самый первый Президент РФ. Всего в мире институт президентства имеют около 130 стран.

В России, прежде всего, он является гарантом свободы, соблюдения прав каждого человека, а так же гарантом (андеррайтером) Конституции.

На сегодняшний день институт президентства закреплен в федеральных законах и Конституции РФ.

Президент получает власть непосредственно из рук народа, он может действовать независимо от некоторых властей, оказывать непосредственное влияние на любую из них, в т.ч. на судебную, имеет высокие исполнительные полномочия.

Согласно Конституции, президентская власть РФ не контролируется Парламентом. В формировании Правительства последний принимает незначительное участие, а сам этот орган подконтролен исключительно президенту.

Благодаря такому приему Правительство становится значительно устойчивее, чем, например, в Институт президентства РФ гарантирует демократические свободы, одновременно являясь единственным приемлемым инструментом, необходимым для соблюдения Конституции.