Синкретизм в философии: значение данного понятия. Православная абхазия Синкретические религиозные движения

Человек живет в целостном мире, где происходят различные явления, возникают противоположные направления, появляются различные течения. Человек совершает ошибку, когда начинает делить мир на «черное» и «белое», «нравится» и «не нравится», «плохое» и «хорошее», поскольку нет ничего в мире плохого, которое иногда не могло бы быть хорошим, как и хорошее порой может быть плохим. Синкретизм в философии, психологии, религии и прочих сферах жизни обозначает объединение, слияние, смешение различных направлений в единое целое.

Самым примечательным разделением, которым занимается человек, является рассмотрение себя как тела и души. Еще выделяют разум, который тоже функционирует отдельно от организма и ментальной сферы жизни. Синкретизм предлагает не делить человека на различные составляющие, а объединить все в единое целое. Человек не может жить организмом без души и разума, как и разум не может существовать без тела и души. Все три составляющих человека являются важными компонентами, где ни один из них не может существовать отдельно от другого, при этом дополняют друг друга и взаимозаменяют.

Человек привык делить мир на две стороны – материальный и духовный. Это началось с тех времен, как философы начали рассматривать окружение в двояком смысле. С тех пор пошло раздвоение мира на две половинки: индивида с его чувствами и талантами рассматривают как некое изолированное «Я», не принимая его тесную связь с природой и окружающими людьми.

Подобная раздробленность проявляется в обществе, различных нациях, религиях, политических группах, медицине, что приводит к бесчисленным социальным, экологическим, политическим и экономическим кризисам, наращивая насилие и увеличивая разочарованность человека.

Сам человек в силу своей манеры мыслить придумал эту раздробленность, которая, как ему кажется, существует автономно и независимо от его воли и желания. Раздробленность порождает привычку верить, будто содержание мыслей человека – это достоверное отражение мира таким, каков он есть. Однако реальность представляет собой некую целостность. Человек получает на свои нецелостные вопросы нецелостные ответы, то есть часть от всего целого.

Например, как может существовать человек, если у него не будет тела? Если будет тело, но не будет души? Одно без другого существовать не может, точнее, может, но это будет уже не человек, а труп (если будет тело без души) или тонкая материя (душа при отсутствии тела). Чтобы существовал человек, нужно наличие тела и души в одном целом. Если вы обращаетесь лишь к одной стороне своей личности, то лишаете себя возможности взаимодействовать с другой стороной. Именно это приводит к разочарованиям, болезням и несчастьям – вы контактируете с чем-то одним, полностью не замечая другую сторону своей сущности.

То, что происходит в реальности, зависит от того, как человек на эту реальность смотрит. Это не окружающий мир является плохим или хорошим, а то, каким вы его видите. Сам по себе мир целостный – ни хороший, ни плохой. В нем есть то, что в нем происходит. Лишь вы даете оценку происходящему. Несчастья и проблемы – это лишь ваше отрицательное отношение к происходящему, хотя для мира это – просто события, которые имеют свое начало и конец, в зависимости от того, что будет делать человек.

Вам решать, делить мир на две половинки или научиться воспринимать его в целом виде. С вами просто происходят некие события, вас всего лишь окружают некие предметы и сущности в целом виде. Все это так же привычно, типично, обычно, как и счастье, радость, веселье.

Что такое синкретизм?

Синкретизм является непривычным понятием для читателя интернет-журнала сайт, однако он практически всегда и везде с ним сталкивается. Чтобы понять его смысл, следует рассмотреть, что он обозначает в каждой отдельной сфере:

  1. В искусстве под синкретизмом понимается слияние образов в некое новое явление. Эти направления зачастую являются несопоставимыми. Однако их объединение дает новое явление. Так, например, объединение двух музыкальных направлений – рэпа и симфонической музыки – дает новое звучание.
  2. В синкретизм применяется в отношении объединения различных теорий, мнений и убеждений, которые изначально могут противоречить друг другу. Так, создается новое учение, которое не отвергает различные идеи, а объединяет их.
  3. В религии под синкретизмом понимается слияние различных верований, учений и направлений в одно. Ведь по сути все религии мира говорят об одном и том же, давая лишь различные названия некоторым явлениям.
  4. В лингвистике синкретизм означает объединение языковых форм всех времен в единое целое. При этом используются все правила, которые не должны противоречить друг другу, а дополнять и усиливать.
  5. В психологии синкретизм преимущественно относят к раннему взрослению ребенка, рассматривая особый вид его мышления. Еще не понимая значения слов и понятий, ребенок уже делает определенные выводы, объединяет предметы, которые взрослому человеку никогда не пришло в голову объединить. Все это основывается на эмоциональной незрелости и недостаточности информации об окружающем мире.
  6. В культурологии синкретизм обозначает отсутствие различий между различными культурами.
  7. В изучении первобытной жизни и культуры синкретизм обозначает слияние материального, духовного, культурного и природного в единое целое.

В общем понимании слова синкретизм обозначает объединение предметов или явлений, которые сами по себе являются отдельными, функционирующими. Это можно рассмотреть на примере семьи, где мать, отец и дети являются объединенными и в то же время самостоятельными структурами.

Семья состоит из родителей (мужчины и женщины) и одного и более детей. Как известно, у этих родителей есть свои родители, братья и сестры, а у тех — свои родители, братья и сестры и т. д. В результате, получается некая действующая единая система, где каждый человек является ее частью. И для того чтобы эта система функционировала, то есть обеспечивала людей всеми необходимым психоэмоциональным и душевным равновесием, в ней всегда должны присутствовать все необходимые элементы. И здесь возникает уникальный и совершенно удивительный феномен, когда участники, которые более позже включились в эту систему (зачастую такими участниками являются дети и их будущие супруги), обладают теми качествами и характеристиками, которыми обладали самые ранние участники (прадедушки и прабабушки).

Яркими примерами, когда можно такое наблюдать, являются дети, которые начинают развивать в себе качества родителей, которых они никогда не видели и не знали. Так, например, в семье мальчик может удивительным образом проявлять те качества и черты характера, которые были присущи его отцу, которого он не видел. Матери удивляются подобному феномену, так как никогда не рассказывали своим детям о том, какими были их отцы. Однако дети проявляют то, что было утрачено в целостной системе семьи.

Как действует данный механизм? К сожалению, до конца не изучено, каким образом дети начинают проявлять в себе качества и способности, которые были присущи их родителям или дедушкам и бабушкам, которых они никогда не знали. Однако существует несколько версий того, как данный процесс происходит.

Выше уже было обозначено, что целостная система семьи может функционировать только тогда, когда все ее части живы и функционируют сами по себе. Таким образом, если какая-то часть умирает или уходит из конкретной семьи, тогда система требует восполнения пустоты. Эта задача ложится на плечи тех участников, которые войдут в конкретную семью в более позднем периоде – это дети и их будущие супруги. Все действующие части системы гласно или негласно начинают транслировать более молодому поколению, какие качества и способности они должны в себе развивать.

Гласными трансляторами могут быть такие фразы: «Не делай так! Ты похож на своего отца», «Твой дед тоже так говорил», «Твоя сестра была бы рада за тебя!» и т. д. Зачастую речь в данном случае идет о тех людях, которые ушли из семьи или уже мертвы. Негласными трансляторами являются любые формы поощрения и наказания, когда дети успешно контактируют со своими родителями и другими родственниками. Так как такой процесс происходит на подсознательном уровне, то люди даже не контролируют свое поведение, а действуют на автомате, тем самым демонстрируя детям, что от них ожидается и что поощряется (это относится даже к тем качествам и особенностям человека, которые в обществе считаются плохими и неправильными).

Система требует того, чтобы все ее части функционировали, поэтому она вынуждает каждого участника процесса выполнять свою роль. Здесь важен механизм, как именно люди выбирают себе партнеров для создания будущей семьи. А действует он очень просто: человек выбирает себе подобного или прямо противоположного партнера. Похожесть или противоположность заключается в психологических и душевных качествах, а не в физиологических. Вот почему, когда кто-то уходит из семьи, ребенок занимает ту роль, которую играл его ушедший родитель: второй родитель (зачастую мать) сама провоцирует своего ребенка на определенное поведение, так как только таким образом будет функционировать ее семья. Если бы ребенок не стал похожим на своего родителя, то он бы не нашел общего языка со вторым родителем, который понимает только такое отношение к себе, какое проявлял к нему ушедший супруг.

Как видно, целостная система семьи настолько проста, насколько и уникальна. Для своего поддержания она вынуждает каждого члена семьи вести себя так, чтобы притянуть к себе определенных людей или воспитать в детях конкретные качества и черты характера, которые дополнят недостающие звенья системы. Так как это происходит на подсознательном уровне, то люди не всегда могут контролировать процесс, однако могут наблюдать результаты его действия.

Синкретизм в философии

Синкретизм в философии вмещает несколько направлений и теорий различных учений, однако не осуществляет объединения данных верований. Другими словами, для изучения мира используются различные учения, однако их не объединяют, не делают единым целым, чтобы они не создавали множество внутренних противоречий. Это отличается от эклектизма, который объединяет и создает единое целое. Все учения продолжают существовать отдельно в синкретизме, при этом используются для объяснения какого-то явления.

Синкретизм позволяет выяснить, как человек относится к себе, миру и своей деятельности. Поскольку происходит разделение мира на «хорошее» и «плохое», «добро» и «зло», синкретизм рассматривает все эти отношения как общее отношение человека, предполагая, что любое хорошее может переходить в плохое, как и любое плохое может быть в какой-то момент хорошим.

Синкретизм позволяет устранить множественные противоречия, которые возникают у человека в результате разделения мира, неполноценного взгляда на него.

Религиозный синкретизм

Поскольку каждый человек, который считает себя верующим, отстаивает свою религию, он противостоит мнению о том, что каждая религия берет свое начало из другой религии, при этом все религии практически говорят об одном и том же, только различными словами. Религиозный синкретизм виден человеку, который не желает противостоять различным течениям и верованиям, а воспринимает их все как способные существовать и даже не противоречить друг другу.

Итог

Синкретизм – это объединение отдельных самостоятельных направлений, учений и предметов без их реального объединения, но способности посмотреть на мир, явление или ситуацию в целом. Это позволяет более широко ответить на любые вопросы, которые возникают, когда человек что-то принимает и отвергает, не желает видеть.

На протяжении всей жизни с понятием синкретизм приходится сталкиваться часто, но точное значение этого слова мало кто знает. Синкретизм - это обширное понятие или даже явление, которое представляет собой слияние нескольких тематик или сфер в одно целое. Определить точный смысл синкретизма лучше всего в соотношении с определённой сферой и только тогда станет понятен истинный смысл этого слова.

Что такое синкретизм?

Термин синкретизм появился в мире давно и за долгое время его стали использовать в самых разных сферах жизни.

Синкретизм в философии

Многие философы в разные времена выделяли понятие, как теорию, которая позволяет объединять несколько течений и понятий, но при этом не совмещает их в одно целое. Точнее говоря, между несколькими понятиями философии может быть выделена система, в которой каждое предположение или гипотеза займёт своё законное место в виде списка или классификации. Именно этим синкретизм отличается от эклектики, хотя многие считают, что это одинаковые понятия. Эклектизм в основном не только создаёт систему, но и соединяет в единое целое несколько течений философии.

В отличие от эклектизма, синкретизм позволяет соединить теории в одну систему, но не связывать их, потому что в этом нет необходимости. Именно неоднородность начал позволяет рассматривать каждую из тем отдельно, даже когда они находятся в одной системе.

Первое яркое проявление этого явления можно увидеть ещё в александрийской философии. В основном это касается Филона Иудейского и других ярких философов того времени, которые пытались связать в единую систему восточное и греческое направление философии. Такой же идеи придерживались и сторонники гностицизма.

В это время наблюдаются исследования в области религиозного течения, а точнее, говоря, объединение научных и религиозных познаний, к которым относятся мистические, спиритуалистические, оккультные и прочие направления. Объединение многих религиозных и научных течений в одну систему, позволило появиться сотне новых эзотерических движений в религии.

В некоторых религиях и философских течениях синкретизм используется как принцип, которые определяет отношение человека к природе или окружающему миру . Самое интересное, что этот принцип исключает различие в мире или какую-то логику в разделении природы и окружающей среды на добро и зло. Это может показаться странным, но именно из-за этого во многих религиях существуют верования о явлениях-оборотнях. То есть зло может оказаться добром, камень - тотемом, в то время как медведь - родной брат.

Окружающую среду можно понимать в таком ключе, только если мыслить по инверсивной логике и свято верить толкованиям, некоторых религий.

Философское мышление позволяет людям полагать, что некоторые объекты или детали окружающего мира могут быть чем-то другим. Именно такое мышление и позволяет человеку оставаться разумным. Фактически человек каждый день меняет принцип явлений, с которыми встречается в зависимости от набранного опыта, культуры или компонентов окружающего мира. В простом языке такое свойство называется переосмысление, но в философии это синкретизм, который заставляет объединять несколько значений в одну систему и тем самым менять понятие определённого явления.

Синкретизм является характеристикой для объединения с окружающей средой, социальной, культурной и философской жизнью для человека. Без этого может наступить состояние дискомфорта, когда, кажется что заняться нечем, нет тонуса, желания и стремления к дальнейшей жизни. Психологии рассматривают такое состояние, как апатию, но с ней вполне можно бороться.

Течение синкретизма в философии сильно отличается от религиозного. В религии происходит смешение разнообразных верований с любого уголка мира. В итоге можно получить культурное вероучение, которое спокойно войдёт в окружающий мир человека. Одна из таких религий, которая была создана с помощью этого значения это синтоизм.

Фактически синтоизм является звеном, которое соединяет не только нормы и правила из разных религиозных учений, но и добавляет характеристики антропологического и космологического характера.

Стоит отметить, что синкретизм в религии является одной из самых обсуждаемых тем. Для этого есть два повода.

  1. Споры о синкретизме в религии не утихают в первую очередь из-за того, что во всех вероучениях находятся правила и законы из других религий. Это порождает множество споров, которые связаны с поиском первой и основной религии.
  2. Вторая причина спора - это «двоеверие». Можно ли считать религию, построенную из двух вероучений верной или это простое синонимическое понятие.

Заключение

Дать точное определение понятию синкретизм достаточно трудно, особенно если говорить об общем определении. Каждая наука или религия, придаёт синкретизму своё значение, но в одном они сходятся. Это объединение нескольких утверждений в одну систему. То есть синкретизм представляет собой новое течение, построенное из двух и более утверждений, философских идеи, религий или прочих фактов.

С XVI в. (с созданием Казанской епархии) началась христианизация мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей, но проходила она медленно и трудно, население продолжало поклоняться языческим божествам, насильственное внедрение православия вызывало у него протест. В XVII в. лишь единицы среди марийцев были крещеные, основная же их часть была принудительно крещена в XVIII в., причем, во избежание возврата к традиционным верованиям, в места их проживания направлялись специальные миссионеры, в числе которых были и представители народа.

Для привлечения местного населения к православию крещеным предоставлялись определенные льготы по внесению податей, их освобождали от рекрутчины, одаривали одеждой и обувью, деньгами. Часть населения, прельстившись льготами и подарками, крестилась, но как только священники и пристав отъезжали, новокрещеные снимали с себя кресты и продолжали молиться своим богам.

Православные священники прибегали и к физическим мерам воздействия на язычников: вместе с солдатами врываясь в село, они арестовывали не желавших креститься, держали их в кандалах, били, привязав к столбам, крестили связанных и надевали им на шеи кресты.

В Поволжье начал распространяться и закрепляться ислам, часть чувашей и марийцев приняла эту религию в IX–XII вв. Православные проповедники стремились обратить в православие и мусульманское население. В результате жители целых селений, принявшие православие, через некоторое время вновь возвращались в мечети, участвовали в религиозных исламских праздниках, даже сжигали церкви.

Несколько веков ушло на обращение бывших мусульман в христианскую веру; в ход шли не только проповеди, но и физические меры воздействия, принуждение, нередкими были поджоги мечетей.

Представители православной церкви преследовали житейские контакты русских крещеных крестьян с некрещеными татарами и мордвой, объявляя их греховными. Впрочем, наиболее дальновидные служители культа предлагали поощрять браки мордвы, марийцев, чувашей и других этносов с русскими, чтобы таким образом усилить процесс обращения в православие. При этом губернаторам рекомендовалось не допускать смешанных браков с мусульманами – татарами и башкирами, – однако запреты часто нарушались.

Несмотря на насильственное крещение, марийцы, например, продолжали соблюдать традиционные культы, а в середине XIX в. развернулось их массовое движение за возврат к старой вере, охватившее множество губерний. Было очевидно, что принудительные меры недостаточно эффективны в деле христианизации народов Поволжья. Тогда началась деятельность миссионеров, одним из направлений которой было использование родного языка местного населения в церковно-миссионерской литературе. В Казани в 1867 г. было открыто миссионерское общество "Братство святого Гурия" (Гурий – первый в Поволжье миссионер, XVI в.), и созданная при нем комиссия под руководством Н. И. Ильминского – директора Казанской учительской инородческой семинарии – стала переводить церковную литературу для чувашей, марийцев, удмуртов, татар. Были созданы буквари, другая учебная литература на языках народов региона. Но в дальнейшем все преподавание следовало вести на русском языке, инородческие же употреблять в школах, как писал министр народного просвещения Д. А. Толстой, "по необходимости, как орудие при первоначальном обучении и развитии инородцев", так как иначе народы будут настаивать на своем обособлении. Конечной целью школьного образования инородцев, рассуждал министр, должно стать их обрусение; если даже они забудут о своей национальности, в этом не будет ничего плохого. Правда, процесс русификации тормозился из-за небольшого числа школ и грамотных людей.

Под воздействием христианства у финно-угорских народов Поволжья сложились православно-языческие синкретизированные представления, т.е. население, соблюдая языческие культы, в то же время придерживалось православия. На традиционных жертвоприношениях у марийцев стали появляться иконы, возле мест для моления ставились часовни, удмурты на моления приглашали священников, т.е. появились варианты православия, адаптированного к местным условиям и особенностям народов.

Синкретичность верований особенно очевидна у мордвы.

Христианские православные святые перемешались у этого народа с дохристианскими божествами. Например, божество грома и дождей Пурьгинепаз отождествлялось с православным Ильей-пророком. В избах появились иконы, а моления приурочивались к церковным или русским народным праздникам, вобравшим в себя элементы дохристианских обрядов. Так, один из главных православных праздников – Пасху (Инечи) мордовские крестьяне свели к поминовению предков и молитвам о благоденствии. В этот день ходили на кладбище и приглашали духов предков попариться в бане, для чего готовили теплую воду и веник, квас, а в избах стелили постели, зажигали свечи. В молитвах просили об изобилии в доме, о хорошем урожае, о сохранности и умножении скота, о здоровье для него и людей, т.е. о том же, о чем говорилось в обращениях к языческим божествам.

На православный Петров день (июль) проводили моление в честь святого Петра. На празднике приносили в жертву быка, просили у богов тихого дождика, теплого воздуха, защиты хлеба от холода и града, скота – от хищных зверей и т.п. Как и на языческих молениях, ели мясо, пили брагу и молились на восток.

В день святых Флора и Лавра (август) отмечали "лошадиный" праздник, на котором просили кормильца Флора-Лавра сохранить лошадей от зла и лиха, обеспечить урожай и т.п. Потом с такой же молитвой обращались к предкам, а затем обедали и пили медовый квас. Приходили и священники, забирали подготовленные для них подношения и удалялись, а дальше все шло так, как описано.

Как видим, русское православие преломилось у разных народов по-своему, вобрав в себя и дохристианские верования. В то же время населением усваивались и основные каноны христианства, соблюдалась церковная атрибутика: молитвы перед иконами, крещение детей, ношение нательного креста, посещение церкви и т.п.

Христианизация региона сопровождалась открытием школ, где миссионеры усиленно обучали местное население русскому языку, но дело просвещения продвигалось крайне медленно. Даже на рубеже XIX–XX вв. лишь один из десяти марийцев владел элементарной грамотой. Отсутствие научных знаний восполнялось мифологией. Видимо, по этой причине марийцы сегодня – единственный в Европе народ, сохранивший в чистоте традиционную веру предков и не отрекшийся от своих древних богов.

Среди башкир, ногайцев, татар закрепилось исламское вероучение, во многом определившее и характер воспитания детей.

. В дальнейшем в истории слово использовалось в различных контекстах .

Понятие религиозного синкретизма

Религиозный синкретизм - соединение разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера . Понятие религиозного синкретизма аналогично понятию эклектизма в философии .

В религиоведении понятие религиозного синкретизма и границы его применения являются дискуссионным предметом : существует точка зрения, что в какой-то степени все религии являются синкретическими, поскольку в процессе возникновения и развития испытали влияние других религий . В качестве решения проводится дифференциация внутри понятия по различным признакам, учитывается уровень синкретизма . Встречаются разные мнения по вопросу синонимичности терминов «религиозный синкретизм» и «двоеверие » (совмещение основной веры и элементов других верований) .

В настоящее время понятие может получать негативные или позитивные коннотации в зависимости от научной и религиозной традиции . По мнению православных богословов, религиозный синкретизм как внешнее, неорганическое и искусственное соединение не имеет ясного очертания духовных основ, либо не увязывается с содержанием привлекаемых фрагментов. В публицистике термин «религиозный синкретизм» иногда употребляется в смысле религиозной всеядности .

Религиозный синкретизм следует отличать от религиозного плюрализма , подразумевающего мирное сосуществование и/или разделение сфер влияния между несколькими конфессиями или религиями без их слияния.

История

Религиозный синкретизм - общекультурное явление, известное на протяжении всей истории религии: от первобытной эпохи до современных новых религиозных движений , проявляется в сочетании разнородных вероучительных и культовых положений разных религиозных традиций, обусловливая основы вероучения .

Исторически религиозный синкретизм имел широкое распространение в эллинистических религиях и в государстве инков, когда инкорпорация богов побеждённых земель в собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики. В раннем Средневековье широкое распространение получило манихейство , впоследствии оказавшее влияние на средневековые синкретические ереси .

В новое и новейшее время появилось множество синкретических религий. Из недавно возникших и получивших распространение религиозных течений, для которых характерен религиозный синкретизм:

Синкретическая религиозная философия

В религиоведении к религиозно-философскому синкретизму также относят мистические , оккультные , спиритуалистические и прочие концепции , отличные от традиционных религиозных направлений. Для данных концепций характерно объединение элементов различных религий, наряду с вненаучными и научными знаниями. Примеры религиозно-философского синкретизма: александрийская философия , гностицизм , теософия , включая теософию Блаватской , антропософию Рудольфа Штейнера , Агни-Йогу (или Живую Этику) Рерихов . На основе синкретических религиозно-философских учений могут возникать религиозные движения : так, на основе теософии Блаватской возникло свыше 100 эзотерических религиозных движений .

См. также

Напишите отзыв о статье "Религиозный синкретизм"

Примечания

  1. Религиозный синкретизм / Энциклопедия социологии, 2009
  2. - статья из Энциклопедия Британника
  3. Е. В. Беляева.
  4. William H. Swatos, Peter Kvisto. Encyclopedia of Religion and Society. - Rowman Altamira, 1998. - 590 с.
  5. Charles Stewart. Rosalind Shaw. Syncretism - Anti-Syncretism: The Politics of Religious Synthesis. - Routledge , 1994. - 225 с.
  6. / В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  8. William A. Dyrness, Veli-Matti Kärkkäinen. Global Dictionary of Theology. - InterVarsity Press, 2009.
  9. Adam Kuper. The Social Science Encyclopedia. - Routledge , 2003. - 952 с.
  10. Erwin Fahlbusch. The Encyclopedia of Christianity. - Wm. B. Eerdmans Publishing, 2008. - 866 с.
  11. Volker Küster. Reshaping Protestantism in a Global Context. - LIT Verlag Münster, 2009. - 224 с.
  12. Колыванов Г. Е. // Православная энциклопедия . Том XIV. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2007. - С. 242-244. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-024-0
  13. Кураев, А. В. / Диакон Андрей Кураев. - . - Москва: Грифон, 2008. - 477, с.; 22 см. ISBN 978-5-98862-046-4
  14. А. Н. Маркова. Культурология: История мировой культуры. - Wolters Kluwer Russia, 2009. - 478 с.
  15. - статья из Новой философской энциклопедии
  16. Религиоведение / Под редакцией А. Ю. Григоренко . - СПб. : Питер , 2013. - 510 с.
  17. James R. Lewis , Jesper Aagaard Petersen. Controversial New Religions. - Oxford University Press , 2005. - 483 с.
  18. В некоторых источниках относимые также к философскому мистицизму, оккультной философии и т. п.
  19. Поварнин С. И. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
  20. Трефилов В. А. (Гл. XVII. // Основы религиоведения. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова .- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  21. Забияко А. П. Синкретизм религиозный // Религиоведение: энциклопедический словарь / А. П. Забияко , А. Н. Красников , Е. C. Элбакян . - М .: Академический проект , 2006.
  22. Melton J. G. - статья из Энциклопедия Британника

Литература

  • Барцыц Р. М. .
  • Букин А. Г. .
  • // Васильев Л. С. История религий.
  • Зельницкий А. Д. = Доклад, прочитанный на заседании общества «Традиции Востока» 13 марта 2002 года // Антропология.ру .
  • Кравчук Л. А. Синкретические религиозные учения: история и современность // Религиоведение . - 2002. - № 4 . - С. 141-145 .
  • Элиаде М. // Милый Ангел. - 2000. - № 3 .

Отрывок, характеризующий Религиозный синкретизм

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.

συγκρητισμός и обозначает соединение, объединение.

По-нятие «Религиозный синкретизм» используется применительно к разным формам религиозной жизни, в контексте которых оно имеет различные смысловые оттенки. Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх для характеристики поведения критян, примиряющих разногласия в период усиления внешней опасности. По отношению к архаической религии религиозный синкретизм означает слабую дифферен-циацию религиозного сознания и культовых практик, слитность их с другими сторонами духовно-практичес-кой жизни человека - трудом, социальным устрой-ством и т. д. На раннем этапе истории религиозное ми-ровоззрение представляло собой слаборасчлененную целостность магических, анимистических, теистичес-ких и пр. представлений, включавшую также зачатки этических, эстетических, правовых, научных поня-тий и практических знаний. Архаическая религиоз-ная практика объединяла магические манипуляции и рудименты изобразительного, танцевального, му-зыкального искусства, словесного творчества. По мере развития компоненты этой мировоззренчес-кой и культовой синкретической целостности по-лучают качественную определенность и выделяют-ся для дальнейшего существования либо в составе четко структурированной религиозной системы (напр., в виде теологии, демонологии, антропологии) либо как самостоятельные культурные феномены (напр., в виде этики, права, театрального искусства и т. д.). За пределами религиозной архаики под религиозным синкретизмом подразумевается соединение религиозно чужерод-ных элементов в одну целостность. Такое соедине-ние - синкретизация - типичный процесс разви-тия практически всех религий , которые в ходе эво-люции интегрировали в свое первоначальное содержание идеи и элементы обрядности, заимство-ванные из сосуществующих верований и культов. В древнем мире религиозный синкретизм был особенно присущ, например, ре лигии римлян, в рамках которой синкретизация (включение в римский пантеон иноэтнических бо-гов и т. п. практика) была частью официальной ре-лигиозной политики. Хотя монотеистические рели-гии стремились соблюдать в беспримесном состоя-нии догматику и культ, однако ни иудаизм, ни христианство , ни ислам уже на этапе формирования не избежали инкорпорирования в свой состав рели-гиозно чужеродных явлений. Вся последующая ис-тория этих религий была сопряжена с борьбой двух противоположных тенденций - заимствованием инорелигиозных элементов и попытками от них ос-вободиться. В России религиозный синкретизм был прежде всего след-ствием взаимодействия православия и древней рели-гии славян . Само православие русское как своеобразный этнорелигиозный тип - во многом есть результат религиозного синкретизма. На Руси христианизация шла на протяжении веков под знаком сохранения элементов народных (языческих) верований, культов и традиций. Так, способности Перуна были перенесены народным сознанием на пророка Илию, с которым впоследствии слился и образ Ильи Муромца; женское божество Макошь стало именоваться св. Параскевой при сохранении своего предназначения; чудотворные иконы заменили местных богов покровителей. Некоторые народные празднества в России переименовывались на христианский манер, сохраняя прежнее значение: «медовый спас» (освящение меда и злаков) сохранился в изначальном значении. На «яблочный спас» при сохранении ритуала освящения яблок, символизирующего преображение природы, наложился и христианский образ «Преображение Богочеловека». Праздник «Покрова Богородицы» вытеснил отмечавшийся в этот день (1 окт. ст. ст.) в России «Покров бога Крышеня» (девушки пели: «Крышень, Крышень, покрой землю снежком, а меня женишком!»). Значимость этого праздника связана с представлением о покровительстве Небес всей Русской земле. Славянское празднование зимнего солнцеворота Масленица сохранилось также без христианской интерпретации (с гулянием ряженых и с символами бога солнца).

В советский и постсоветский периоды новые формы религиозного синкретизма связаны либо со стремлением традиционных религий приспособиться к современным социокультурным реалиям, либо со стремлением новых религий сохранить свое влияние за счет исконных традиций. Так, Русская Православная церковь была вынуждена согласиться с празднованием Нового года, несмотря на то, что оно приходится на Рождественский пост. В условиях запрета на широкое празднование Пасхи произошло возрождение народной дохристианской практики «радования» вместе с предками на могилах родственников, что категорически запрещалось Православной церковью (в качестве «компромисса» церковь стала отмечать специальный праздник с языческим названием «Радоница» на 9-й день после Пасхи).

На позднем этапе истории, в 19-20 вв., появились ре-лигиозные системы, для которых религиозный синскретизм является осно-вополагающим началом. К числу таковых принадле-жит, например, бахаизм , каодаизм в составе которых религиозный синкретизм выступает средством преодоления межконфессиональных разно-гласий и движения к универсальной религии .

Источники:

  1. Кравчук Л. А. Синкретические религиозные учения: история и современность // Религиоведение. — 2002. — № 4. — С. 141—145.
  2. Почепцов С.С. к.филос.н. старший преподаватель кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород, «Экономика и социум» No4(13) 2014.
  3. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2008. 512 с.