Доспехи. Античная мускульная кираса Торакс Назначение и эффективность


Кто первый придумал одевать на война доспехи, защищающие его от смертельного удара врага, до сих пор вопрос спорный. В древности гоплиты (тяжеловооруженная древнегреческая пехота) как и воины Древнего Рима, носили бронзовые кирасы, при этом эти кирасы имели форму мускулистого тела человека, что помимо эстетических соображений и психологического воздействия на противника, могло также упрочнять конструкцию, так как эти изменения сечения играют роль импровизированных ребер жесткости. По прочности бронза на тот момент однозначно была эффективнее железа, за счет своей вязкости, ибо основы металлургии и свойств металлов, человечество только начало постигать в полном объеме, а стальные пластины доспехов были еще хрупки и ненадежны.

Бронзовые доспехи, в том числе цельнолитые кирасы, использовались в Римской армии вплоть до начала нашей эры. Недостаток бронзы был, в её дороговизне, по сему, во многом, своим победам Римская армия, была обязана превосходством ее пехоты по бронезащищенности, в отношении противника, не имевшего эффективной защиты против холодного и метательного оружия.

Падение Рима привело и к упадку кузнечного ремесла. В тёмные века основным и практически единственным доспехом рыцарей была кольчуга или чешуя. Она была не так эффективна, как кираса, и достаточно неудобна из-за веса, но все же позволяла, в определенной степени, снизить потери в рукопашной схватке.

В XIII веке для усиления кольчуги стала применяться так называемая «бригантина», сделанная из металлических пластин подбитых под сукно. Бригантины чем-то были похожи конструктивно на современный бронежилет, однако качество доступных тогда материалов, применяемых при их изготовлении, не позволяло эффективно защищаться, от прямого, колющего удара в близком бою. К концу XIV века кольчуга стала заменяться более эффективными латами, и бригантина стала уделом небогатых воинов составляющих легкую пехоту и лучников.

Некоторое время хорошо защищенная стальными доспехами рыцарская конница была практически идеальным средством решения исхода любой битвы, пока ее господству на поле брани не положило конец огнестрельное оружие. Тяжелая броня рыцаря оказалась бессильна перед картечью и не редко только утяжеляла пулевые ранения - пули и картечь, пробив тонкий стальной нагрудник, проходя на вылет, рикошетили от доспеха, нанося дополнительные смертельные раны.


Выход из этой ситуации был один - благодаря несовершенству огнестрельного оружия, связного с темпом и точностью стрельбы, спасти положение могла лишь скорость и маневренность конницы, а значит, тяжелая броня, одетая на рыцаря, уже была обузой. Поэтому основной броней конницы 16-17 века осталась только кираса, обусловив появление нового вида боевых конных подразделений - кирасиров и гусар, стремительные атаки которых, не редко переламывали ход исторических сражений. Но с совершенствованием военного дела и модернизацией огнестрельного оружия, и эта «бронь» оказалась, в конце концов, обузой.

В Русскую армию незаслуженно забытые на несколько десятков лет кирасы, вернулись лишь к 1812 году. 1 января 1812 года последовал высочайший указ об изготовлении для конницы этого предохранительного снаряжения. К июлю 1812 года все кирасирские полки получили кирасы нового образца, сделанные из железа и покрытые черной краской.

Кираса состояла из двух половин — нагрудной и спинной, скрепленных при помощи двух ремней с медными наконечниками, приклепанных к спинной половине у плеч и застегивающихся на груди на две медные пуговицы. У рядовых эти помочные ремни имели железную чешую, у офицеров — медную. По краям кираса была обложена красным шнурком, а изнутри имела подкладку из белого холста, подбитого ватой. Естественно пулю такая защита не удерживала, но в ближнем бою, рукопашной схватке или в конной сечи, подобный вид бронезащиты был просто необходим. В последствии со снижением эффективности этой защиты, кираса в конце концов осталась в войсках лишь как элемент парадной одежды.

Возвращение кирасы

Итоги Инкерманского сражения (1854), в котором русскую пехоту расстреляли как мишени в тире, и ошеломляющие потери дивизии Джорджа Пиккета (George Edward Pickett, 1825-1875) в битве при Геттисберге (Battle of Gettysburg, 1863), буквально выкошенной огнем северян, заставили полководцев задуматься не только об изменении традиционной тактики боя.


«Урожай смерти». Одна из самых известных фотографий американского фотографа Тимоти О’Салливена (Timothy O"Sullivan, 1840-1882), сделанная им в день битвы при Геттисберге. Фото: Timothy H. O"Sullivan из архива Библиотеки Конгресса США

Ведь грудь солдат была защищена от смертоносного металла только тонким сукном мундира. Пока сражения представляли собою обмен мушкетными залпами, с последующей рукопашной молотилкой, это не вызывало особой озабоченности. Но с появлением скорострельной артиллерии, засыпающих поле боя шрапнелью и осколочными гранатами, скорострельных винтовок, а затем и пулеметов, потери армий чудовищно росли.

Генералы по-разному относились к жизням своих солдат. Кто-то уважал и берег их, кто-то считал смерть в бою почетной для настоящего мужчины, для кого-то солдаты были просто расходным материалом. Но все они сходились во мнении, что чрезмерные потери не позволят им выиграть сражение — а то и приведут к поражению. Особенно уязвимыми были бойцы идущих в атаки пехотных батальонов и действующих на передовой саперных рот — на которых противник и сосредоточивал свой основной огонь. Поэтому и появилась идея найти способ защитить хотя бы их.

Первым на поле боя попыталась вернуть старый надежный щит. В 1886 году в России прошли испытания стальные щиты конструкции полковника Фишера, со специальными окошками для стрельбы. Увы, слишком тонкие, они оказались малоэффективными — поскольку запросто простреливались из новых винтовок. А у японцев, использовавших при осаде Порт-Артура стальные щиты британского производства, возникла другая проблема. Имея размеры 1 м на 0,5 м и достаточную толщину, эти щиты весили 20 кг — так что бегать с ними в атаку было просто невозможно. Впоследствии появилась идея ставить подобные тяжелые щиты на колеса, которая трансформировалась в создание бронированных ящиков-тележек — забравшись в который, пехотинец двигался, отталкиваясь ногами. Это были остроумные, но малополезные конструкции, поскольку толкать такую тележку можно было только до первого препятствия.

Перспективным оказался другой проект — возвращение к использованию кирасы (панциря). Благо, идея была прямо перед глазами, поскольку на рубеже XIX-XX веков она ещё была частью парадного мундира кирасирских полков. Оказалось, что даже простая кираса старого образца (предназначавшаяся для защиты от холодного оружия) с расстояния в пару десятком метров может выдержать 7,62-мм пулю из револьвера Нагана. Соответственно, некоторое её утолщение (до разумных пределов) могло бы защитить человека и от чего-то более мощного.

Так началось возрождение кирас. Нужно заметить, что на японские щиты Россия ответила заказом для своей армии 100 тысяч пехотных кирас у французской фирмы «Симоне, Геслюен и К». Однако поставленный товар оказался негодным. То ли фирма сжульничала, то ли сказалась заинтересованность Парижа в поражении русских — которое повлекло за собою ещё большое ввязывание России в долговую кабалу к французским банкам.

Надежными оказались средства защиты отечественной конструкции. Среди их авторов наиболее известен подполковник А. А. Чемерзин, который изготавливал кирасы из разработанных им же различных стальных сплавов. Этого талантливого человека без сомнения можно назвать отцом российского бронежилета.

"Каталог панцирей, изобретенных подполковником А. А. Чемерзиным" — так называется брошюра, изданная типографским способом и вшитая в одно из дел, хранящихся в Центральном государственном военно-историческом архиве. В ней приводятся такие сведения: "Вес панцирей: самые легкие 11/2 фунта (фунт — 409,5 г), самые тяжелые 8 фунтов. Под одеждой незаметны. Панцири против ружейных пуль, не пробиваемые 3-линейной военной винтовкой, имеют вес 8 фунтов. Панцири закрывают: сердце, легкие, живот, оба бока, позвоночный столб и спину против легких и сердца. Непробиваемость каждого панциря проверяется стрельбой в присутствии покупателя".

В "Каталоге" приведено несколько актов испытаний панцирей, проведенных в 1905—1907 гг. В одном из них сообщалось: "В присутствии ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА 11 июня 1905 года в г. Ораниенбауме производилась стрельба пулеметной ротой. Стреляли из 8 пулеметов по панцирю из сплава, изобретенного подполковником Чемерзиным, с дистанции 300 шагов. В панцирь попало 36 пуль. Панцирь не был пробит, и трещин не оказалось. При испытании присутствовал весь переменный состав стрелковой школы".


Щит-панцирь, который общество заводов «Сормово» предлагало во время первой мировой войны.

Панцири также испытывались в резерве Московской столичной полиции, по заказу которой они и были изготовлены. Стрельба по ним велась на расстоянии 15 шагов. Панцири, как отмечалось в акте, "оказались непробиваемыми, и пули осколков не дали. Первая партия оказалась изготовленной вполне удовлетворительно".

В акте комиссии резерва Санкт-Петербургской столичной полиции говорилось: "Испытание дало следующие результаты: при стрельбе в нагрудный и спинной панцири, обтянутые тонкой шелковой материей, весом первый 4 фунта 75 золотников (золотник — 4,26 г) и второй 5 фунтов 18 золотников, закрывающие грудь, живот, бока и спину, пули (Браунинга), пробив материю, деформируются и производят углубление на панцире, но такового не пробивают, оставаясь между материей и панцирем, причем никаких осколков пули наружу не вылетает".

К началу Первой мировой кирасы в России вошли в моду. Ими снарядили столичную полицию — для защиты от ножей уголовников и пуль революционеров. Несколько тысяч их отправили в армию. Кирасами скрытого (под одеждой) ношения заинтересовались и гражданские лица, кто боялся вооруженного ограбления — несмотря на высокие цены (от 1500 до 8000 рублей). Увы, вместе с первым спросом на эти прототипы гражданских бронежилетом появились и первые жулики, им воспользовавшиеся. Обещая, что их товар не прострелить и из пулемета, они продавали кирасы, которые, мягко говоря, не выдерживали никаких испытаний.


В первые дни 1918 года артиллерийско-техническое управление Франции проводило испытание старых кирас на полигоне форта де ла Пеньи. Укрытых металлическим панцирем солдат расстреливали из пистолета, винтовки и пулемета со вполне обнадеживающими результатами. Фото: Army Ordnance Dept

С началом Первой Мировой войны, кирасы и подобные им средства защиты использовала не только Россия, но и другие страны.

Американская армия экспериментировала с доспехами для своих войск на Западном фронте первой мировой войны

В немецкой армии использовались шлемы со специальной навесной броней. Штифты креплений дополнительной защиты на стандартной немецкой каске вызывали у противника лишь злорадные суждения об «рогатости» кайзеровской армии, когда как само изделие хоть и защищало от прямого попадания пули, но при этом просто не выдерживали энергию пулевого удара шейные позвонки солдата, делая попадание смертельным в любом случае.

Проверка других элементов бронезащиты в деле показала их достоинства и недостатки. Безусловно, это была хорошая защита туловища — с его жизненно важных органов. Однако стойкость кирасы зависела от её толщины. Слишком тонкая и легкая совершенно не защищала от стандартных винтовочных пуль и крупных осколков, более толстая же весила столько, что воевать в ней становилось невозможно.


Германский «бронежилет» 1916 года

Однако изыскания в области личной бронезащищенности пехоты, не ограничились окончанием Первой Мировой войны.


Творения итальянской военной мысли времен первой мировой войны

Относительно удачный компромисс был найден в 1938 году, когда на вооружении РККА поступил первый экспериментальный стальной нагрудник СН-38 (СН-1). Как понятно из названия, он защищал солдата только спереди (грудь, живот и пах). За счет экономии на защите спины появилась возможность увеличить толщину стального листа, не перегружая слишком бойца. Но все слабые стороны такого решения показали себя во время Финской компании, и в 1941 году началась разработка и производство нагрудника СН-42 (СН-2). Его создателями была броневая лаборатория Института металлов (ЦНИИМ) под руководством М. И. Корюкова — одного из автором знаменитой советской каски, состоящей на вооружении до сих пор.


Cтальной нагрудник СН-38 (СН-1)

СН-42 состоял из двух пластин толщиной в три миллиметра, верхней и нижней — поскольку в цельном нагруднике солдат не смог бы не нагнуться, ни присесть. Он хорошо защищал от осколков, от автоматных очередей (на дистанции свыше 100 метров), хотя и не выдерживал выстрел из винтовки или пулемета. В первую очередь ими оснащались группы армейского спецназа — штурмовые инженерно-саперные бригады (ШИСБр). Они использовались на самых тяжелых участках: взятии мощных укреплений, уличных боях. На фронте их называли «панцирной пехотой», а также шуточно «раками».

Этот «панцирь» солдаты обычно надевали на ватник с оторванными рукавами, который служил дополнительным амортизатором, несмотря на то, что у нагрудника с внутренней стороны имелась специальная подкладка. Но бывали случаи, когда «панцирь» надевали сверху маскхалата, а также и сверху шинели.

По отзывам фронтовиков оценка подобного нагрудника была самая противоречивая — от лестных отзывов до полного неприятия. Но проанализировав боевой путь «экспертов», приходишь к следующему парадоксу: нагрудник был ценен в штурмовых частях, которые «брали» крупные города, а отрицательные отзывы шли в основном из частей, которые захватывали полевые укрепления. «Панцирь» предохранял грудь от пуль и осколков, пока солдат шел или бежал, а также в рукопашной схватке, поэтому он был больше необходим в уличных боях. Однако в полевых условиях саперы-штурмовики больше передвигались по-пластунски, и тогда стальной нагрудник становился абсолютно ненужной помехой. В частях, которые вели бои на слабозаселенной местности эти нагрудники перекочевали сначала на батальонные, а потом и на бригадные склады.

В 1942 г. был испытан бронещиток размером 560х450 мм, выполненный из 4-мм стали. Обычно его носили на ремнях за спиной, а в боевой обстановке стрелок ставил его перед собой и в предусмотренную прорезь вставлял винтовку. Сохранились отрывочные сведения о так называемой «солдатской броне» — 5-мм стальном листе размерами 700х1000 мм и весом 20-25 кг с загнутыми внутрь краями и опять же отверстием для винтовки. Применяли эти устройства наблюдатели и снайперы.

В 1946 году на вооружение поступил СН-46, последний стальной нагрудник. Его толщина была увеличена до 5 мм, что позволяло противостоять очереди из автомата типа ППШ или МР-40 на дистанции 25 м, а для большего удобства бойца он состоял из трех частей.

Латы из кевлара и полиэтилена

Стальная кираса имела три недостатка: большой вес, неудобство при движении, а при попадании пули — откалывающиеся осколки стали и брызги свинца, ранящие её владельца. Избавиться от них удалось благодаря использованию в качестве материала ткани из прочных синтетических волокон.

Одними из первых новое средство защиты создали американцы. Во время Корейской войны они снабдили своих солдат жилетами из многослойного нейлона. Их было несколько видов (М-1951, М-1952, М-12 и др.), причем некоторые имели покрой самого настоящего жилета — застегивающегося спереди. Против пуль они были бессильны, и вообще первоначально предназначались для защиты экипажей боевой техники от мелких осколков. Именно поэтому они закрывали солдат только до пояса. Несколько позже бронежилеты начали выдавать и тем бойцам, которые воевали на «своих двух» (то есть пехоте). Для этого их удлинили и добавили защитные воротники. Кроме того, для усиления защиты, внутрь бронежилета стали помещать (вшивать или вкладывать в специальные кармашки) металлические пластинки.

С этими бронежилетами США вступили во Вьетнамскую войну. Анализ потерь американской армии показал, что 70-75% ранений являются осколочными, причем большинство — в туловище. Для их уменьшения было решено поголовно одеть пехоту в бронежилеты, что спасло немало американских солдат и офицеров от ран, а то и от гибели.

Появление особо прочного синтетического материала кевлара, разработанного в 1965 году американской компанией DuPont, а также специальной керамики, позволило США приступить к выпуску бронежилетов, которые уже могли как-то защищать их солдат и от пуль.

Бронежилет это не стена, за которой можно предаваться ненужному лихачеству. Это последняя защита на самый крайний случай.

Гиппоторакс или же анатомическая кираса – нагрудный доспех из двух металлических пластин с выбитой на них мускулатурой мужского торса. В основном такие кирасы использовались древнегреческими гоплитами (тяжелой пехотой). В Древнем Риме же подобный доспех использовался лишь офицерами. В 1953 году на греческом полуострове Пелопоннесе в Аргосе была найдена могила воина VIII века до н. э. Там были отлично сохранившиеся греческий шлем и анатомический нагрудник. Это позволило больше узнать о защитном снаряжении греков.

Греческая кираса

В VIII-VII веках до н. э. «мускулатура» панциря была еще довольно примитивна. В VI в. до н. э. кираса уже не выглядит столь неуклюжей. А с V-IV веков до н. э. выделка гиппоторакса становится все более совершенной. Как считают исследователи, предшественником анатомического панциря была кираса-колокол ахейского периода (получила такое название из-за расширения нижнего края кирасы подобно колоколу). В IV в. до н. э. гиппотораксы стала носить уже и кавалерия.

Обычный греческий гиппоторакс состоял из нагрудной и спинной пластин. Окружность вокруг бедер, отверстия для шеи и рук дополнительно укреплялись бронзовыми полосками, нижний край кирасы закруглен для защиты паховой области. Передняя пластина панциря скреплялась с задней частью посредством специальных шпилек, которые вставлялись в совпадающие отверстия. По бокам гиппоторакс застегивался кожаными ремешками или пропущенными через два кольца шнурами. Часто к анатомической кирасе крепились дополнительные наплечники. Иногда для защиты живота сверху панциря еще накладывалась бронзовая пластина овальной формы – митра. Как правило, вес кирасы составлял около 6 кг. Благодаря анатомической форме, гиппоторакс имел упрочненную конструкцию, так как «мускулы» торса играли роль ребер жесткости. Еще пожалуй следует отметить, что эти нагрудники разделялись на два вида: укороченный до талии и длинный, закрывающий нижнюю часть живота.

Классическая анатомическая кираса

Кирасы античного периода изготавливали путем ковки, но чаще – отливали. Материалом в основном была бронза, кожа (V – начало IV века до н. э.), а потом обычное железо. Существенным недостатком бронзовых гиппотораксов была их дороговизна. И вскоре анатомическая кираса в основном используется военачальниками. А гоплиты с VI-V в. до н. э. вместо нее начали снаряжаться линотораксом – кирасой из нескольких проклеенных слоев льна. Но гипотораксы еще не были окончательно вытеснены другими типами нагрудников и бронзовые анатомические кирасы продолжают применяться до III века до н. э. Падение Римской империи привело к большому упадку кузнечного и оружейного дела и кирасы, тем более анатомические, уступают поле боя более дешевым и простым в изготовлении доспехам – кольчугам, чешуям. И лишь в Восточной Римской империи (Византии) до самого ее заката военачальники и басилевсы продолжают носить доспехи «подчеркивающие их фигуры».

Спустя многие века анатомическая кираса вновь напоминает о себе. До нашего времени сохранилось надгробие некого Бурхарда фон Штейнберга 1379 года. На нем особый интерес представляет анатомическая кираса, наподобие древнегреческого гиппоторакса. Правда, ученые до сих пор спорят по этому поводу: было ли это ошибкой скульптора или он умышленно изобразил мускульный узор на панцире. Помимо этого сохранилась анатомическая кираса (датируется 1562 годом) коннетабля Карла IX. И такой нагрудный доспех в XVI веке был достаточно распространенным, так в то время появилась мода на античность. Но этот доспех могли позволить себе люди с достатком гораздо выше среднего и только как парадный вариант.

В целом ряде статей, опубликованных здесь на ВО, вопросы рыцарского защитного вооружения были рассмотрены достаточно подробно. Но как оказалось, не был рассмотрен вопрос эволюции такой важной детали доспеха, как кираса. То есть второй по значимости после шлема защитной детали военного костюма минувших эпох.

Кираса работы Джованни Паоло Негроли, ок. 1513 – 1569 гг. Милан, Италия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Вопрос о том, как люди вообще до нее додумались, не менее интригующий, чем и вопросы о том, как появились все остальные детали вооружения. Впрочем, в некоторых случаях мы имеем подсказку в виде археологических находок и также данных этнографии. Например, известна находка древнейшего лука в болоте в Испании, позволившая отодвинуть его появление в эпоху палеолита, находки наконечников копий, трещинноватость на которых дала возможность определить примерный возраст появления метательных копий, так как до них копьем действовали только лишь, удерживая его в руках, и так далее. Мы знаем, что древнейшим предком щита была «парирующая палка» с отверстием для руки посредине, поскольку она, так же как и бумеранг, сохранилась в арсенале аборигенов Австралии. А вот как появился панцирь?


Уникальная кольчуга индо-персидского образца 1816 – 1817 гг., выполненная из стальных и медных колец (из последних сделаны надписи!). Метрополитен-музей.

До нас дошли сообщения, и находки археологов это подтверждают, что уже древние шумеры пользовались панцирями из медных пластинок, причем воину они выдавались поштучно и в виде простой кучи «железяк». А уже он сам должен был их все вместе связать кожаными ремешками и подогнать по фигуре. На основе этой информации можно сделать вывод о том, что, во-первых, существовали некие количественные типоразмеры подобных панцирей, и количество пластинок выдавалось не просто так, а «по росту» пришедшего на службу. А во-вторых, что сделать из них себе доспех в то время умел каждый, либо его этому учили. Ну, а пластинки изготовить было значительно легче, чем тот же панцирь выковать или отлить.


Коринфский шлем, поножи и «мускульная кираса». Даже соски и пупок и те смоделированы, как будто бы это имеет какое-то значение (или имело?). V- IV вв. до н.э. Аукцион Сотбис.

В панцирях из пластинок, судя по барельефам, многие столетия щеголяли ассирийцы, а вот у египтян, видимо, «денег на них не хватало», вернее, не хватало на рядовых воинов, так как изображения фараонов в доспехах имеются.


Германская гравированная кираса 1630 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

А вот дальше неизвестно: то ли изменения в технологии, то ли каноны культуры изменились таким образом, что на территории Древней Греции была изготовлена древнейшая кираса, состоявшая из двух половин. И вот тут защитное предназначение этого доспеха, чисто утилитарное по своей сути, смешалось с эстетикой восприятия древних греков, считавших мускулистого, пропорционально сложенного мужчину идеалом мужской красоты, недаром они так часто изображали именно таких мужчин в мраморе.


«Фигура, закованная в сталь» - типичный «максимилиановский доспех» с желобками». Арсенал в Даксфорде, Англия.

Время появление таких панцирей датируется по-разному, но очевидно, что в VIII в. до н. э. они уже существовали. Это так называемый «Аргосский панцирь» из погребения в Аргосе, состоявший из двух половин с трубочками на правой стороне канта и на плечах. Туда вставлялись штыри, соединявшие эти две детали, а слева на боку кираса стягивалась ремешками. Полукруглая пластина подвешивалась на поясе так, что защищала пах. Панцирь напоминает колокол – его нижняя кромка имеет воронкообразное расширение, и заметно выступающий воротник. Из мускулатуры на нем несколько схематически намечены мускулы груди и лопатки, то есть знанием анатомии его создатели не блистали, но, скорее, и не ставили перед собой задачи показать человеческий торс со всеми его подробностями. Насколько типичными были такие панцири и как долго их выпускали? Известен очень похожий панцирь из Олимпии, относящийся примерно к 525 году, так что производили их более 200 лет!

Доспех императора Карла V, работы Дизедериуса Хельмшмидта, 1543 г. Исторический музей, Вена.

Панцири V – IV вв. потеряли свою колоколообразную форму и высокий воротник, зато приобрели четко проработанный рельеф мускулатуры не только груди, но также и живота, вот паховой пластины они также лишились. Вместо них стали использоваться кожаные ленты – птериги. Интересно, что похожего типа кирасы опять-таки стали делать из мелких пластин, а затем появились так называемые «льняные панцири» из простеганной или приклеенной ткани, опять-таки хорошо известным нам по рисункам из греческой вазописи.


Ахилл перевязывает рану раненому Патроклу. Обе фигуры одеты в линотораксы, усиленные чешуйками, отвязанный левый наплечник у Патрокла выпрямился. Изображение с краснофигурной вазы из Вульчи, около 500 года до н. э. Альтес-музей, Берлин.

Ничего рационального, кстати говоря, в этих «анатомических» панцирях не было. Было бы куда рациональнее делать их либо совсем плоскими, либо с треугольным выступом посредине, который бы играл роль ребра жесткости, но древние греки на это обстоятельство внимания не обращали. Хотя нам известен железный панцирь по типу льняного из так называемой «Могилы Филиппа II» из Вергины. Передняя часть у него совсем плоская и он богато инкрустирован золотыми деталями, но это, скорее всего, следствие неразвитых технологий. Просто прочеканить такую железную «плиту» в то время было сложно, вот поэтому-то ее такой и оставили.


Некоторые считают, что этот панцирь принадлежал Филиппу Македонскому. Музей в Вергине.

У древних римлян доспехи были сначала точно такие же, как и у греков, то есть анатомические панцири, но рационализма в их защитном вооружении мы видим все же несколько больше. Например, бедные воины имели на груди либо квадратную, либо круглую пластину на 3-4 ремнях и все, кирасы у них отсутствовали.


Доспехи 1485 года. Обращают на себя внимание кирасы, состоящие из двух деталей, причем наемник справа имеет на торсе лишь две нижние половинки, надетые поверх кольчуги. Рис. Ангуса МакБрайда.

Затем у них появились тяжелые кольчуги из сведенных колец, а в имперскую эпоху лорики из железных полос, заходящих одна на другую. «Анатомические панцири» носили лишь полководцы, да и то есть подозрение, что только лишь на заказанных ими же собственных статуях (см..html). То есть сам тип такого доспеха римлянами отнюдь не был забыт, но отошел в область чего-то древнего и героического, пригодного для ношения разве что только императорами.


Облачение в доспехи XV в. Причем показана как двухчастная кираса, так и кираса из четырех частей.

После крушения Великого Рима те же, например, британские историки рассматривают генезис защитного вооружения Западной Европы по следующей схеме: эпоха «темных веков» (476 – 1066 гг.), затем следует «эпоха кольчуги» (1066 – 1250 гг.), затем идет «переходный период» распространения кольчужно-пластинчатой «брони» (1250 – 1330 гг.) с относительно небольшими платинами, затем используются большие пластины, а кольчуга их только дополняет (1330 – 1410 гг.), и, наконец, появляются доспехи из «белого металла», эпоха которых завершилась в 1700 году, а вот кирасы продолжали использоваться вплоть до начала Первой мировой войны!


Испанские и португальские рыцари эпохи кольчужно-пластинчатой брони. Справа: дон Альваро де Кабрера-младший, похороненный в каталонской церкви Санта-Мария де Беллпуиг де Лас Авелланас в Лериде. Рис. Ангус МакБрайд.


А это его сохранившаяся эффигия, позволившая восстановить его облик в деталях. Вот только шлем на ней отсутствует…

Однако вплоть до конца Столетней войны цельнокованые кирасы рыцари в Европе не носили. Восточные рыцари-фарис также использовали кирасы из пластинок, надевавшиеся поверх кольчуги. Известно, что они были тяжелы и очень гремели, поэтому ночью в разведку их не одевали. Судя по документам, первые доспехи из пластин применялись еще в 1290 году, но не были массовыми. Есть эффигия из Першорского аббатства в Вустершире 1270 – 1280 гг., на которой в прорезях сюрко просматривается скрепленная ремешками кираса. Известна эффигия также конца ХIII в. из церкви Тампль в Лондоне, приписываемая Гиоберту Маршалу, на которой в разрезах сюрко едва просматривается стянутая ремешками кираса из двух половин. Но металлическая ли она или из «вареной кожи», сказать, естественно, невозможно.

Опять-таки, судя по эффигиям, кирасы из двух половин появились уже в начале ХV в., как сделанные в Милане, так и германского производства. Обладали они одной интересной особенностью: нагрудная и наспинная их детали состояли каждая из двух пластин – нижней и верхней, заходивших одна на другую. И они обе скреплялась с ней при помощи ремней или двух заклепок, что позволяло им хотя бы как-то смещаться относительно одна другой. Можно было надеть только верхнюю часть или только нижнюю! Но самое значительное изменение кираса миланских доспехов претерпела в 1440 – 1455 гг., когда нижняя ее часть так сильно вытянулась кверху, что уже к концу века она практически закрывала всю верхнюю пластину, к которой крепился шлем. Иногда ремней спереди могло быть и два, но тогда они находились по бокам кирасы слева и справа.


Доспех короля Франции Генриха II (1547–59), изготовлен ок. 1555 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Его кираса спереди.


Его кираса сзади.

Как правило, никакой антропоморфности эти кирасы не имели, но зато обладали выраженным ребром посредине. Периодически, правда, это ребро исчезало, и кираса спереди приобретала глобулярную форму. Затем мастерство оружейников достигло своего пика (или рационализм их возобладал, кто знает?!), но наконец-то появились кирасы, состоящие всего из двух деталей. А затем откуда ни возьмись, вновь пришла мода на все античное, так что в итоге император Карл V уже в 1546 году носил чеканные доспехи с зооморфными наплечниками и… анатомической кирасой, подобной лорике древнеримских полководцев и сделанной в лучших традициях римских оружейников, в чем, безусловно, проявило себя искусство эпохи Возрождения. Интересно, что в них птериги тоже копировались, вот только сделаны они были не из кожи, а уже из металла!


Доспехи Карла I 1546 года работы Филиппо Негроли. Милан.

В Германии глобулярная форма нагрудного панциря пользовалась популярностью до 1530 г., однако затем ее сменила кираса со срединным ребром. Ряд панцирей 60 – 70-х гг. ХVI в. за свою форму получили название «стручков гороха», поскольку их нижняя часть спереди спускалась чуть ли не до самой паховой области.


Еще одно обращение к античной теме «Гарнитур Геркулеса». Исторический музей в Вене.

Обратившись к рукописи «Шахнаме» из Гулистана, датируемой 1429 годом, мы увидим на ее миниатюрах воинов в доспехах из больших пластин прямоугольной формы, которые имели название чарайна («четыре зеркала») и представлявшие собой… кирасу из четырех плоских, скрепленных на боках пластин! Этот доспех был очень популярен на Востоке в течение всего ХVI в. и даже позднее.


Чарайна. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Индийский доспех конца XVIII – начала XIХ вв. Среди пластинчатых восточных доспехов известны латы и совсем удивительные, в которых нагрудная пластина разделялась на груди надвое и соединялась шнурками, что позволяло надевать такой доспех словно куртку или жакет. Но странно, что завязки были спереди. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Интересно, что в коллекции Королевского Арсенала в Тауэре имеется и доспех XVII – ХVIII вв., привезенный из Северной Индии, и состоящий из чисто восточного шлема-мисюрки и… кирасы, очень похожей на европейскую, но украшенную местным растительным орнаментом. Более того, именно в Индии мы встречаем множество вполне европейского вида кирас, но, безусловно, сделанных местными мастерами. То есть они увидели образцы и скопировали их для своей местной знати!


Индийская кираса из Хайдарабада, 1620 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Индийская кираса из Декана – материал – вутц! Середина XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Но опять-таки в более позднюю эпоху средневековья мы нигде не наблюдаем массового возвращения к «мускульным кирасам». Парадные доспехи Карла V, понятно, не в счет. Значит, развивающийся медленно, но верно рационализм в итоге все же доминировал над внешним эстетизмом, и даже Возрождение не смогло навязать людям давно отжившие формы защиты, хотя, как мы знаем, шлемы типа барбют, подобные древним коринфским и рыцари, и пехотинцы одобрили. И хотя в свое время анатомические «мускулистые кирасы» были популярны в течение многих столетий вместе с античной культурой, вернуть им свои былые позиции на новом витке исторического развития так и не удалось!


Раскрашенный шлем и кираса середины XVI века. Вес шлема 3400 г. Вес кирасы 2365 г. Журнал Метрополитен-музея №42 (2007), pp. 107-119.

(Продолжение следует)

Гиппоторакс или же анатомическая кираса – нагрудный доспех из двух металлических пластин с выбитой на них мускулатурой мужского торса. В основном такие кирасы использовались древнегреческими гоплитами (тяжелой пехотой). В Древнем Риме же подобный доспех использовался лишь офицерами. В 1953 году на греческом полуострове Пелопоннесе в Аргосе была найдена могила воина VIII века до н. э. Там были отлично сохранившиеся греческий шлем и анатомический нагрудник. Это позволило больше узнать о защитном снаряжении греков.

Греческая кираса

В VIII-VII веках до н. э. «мускулатура» панциря была еще довольно примитивна. В VI в. до н. э. кираса уже не выглядит столь неуклюжей. А с V-IV веков до н. э. выделка гиппоторакса становится все более совершенной. Как считают исследователи, предшественником анатомического панциря была кираса-колокол ахейского периода (получила такое название из-за расширения нижнего края кирасы подобно колоколу). В IV в. до н. э. гиппотораксы стала носить уже и кавалерия.

Обычный греческий гиппоторакс состоял из нагрудной и спинной пластин. Окружность вокруг бедер, отверстия для шеи и рук дополнительно укреплялись бронзовыми полосками, нижний край кирасы закруглен для защиты паховой области. Передняя пластина панциря скреплялась с задней частью посредством специальных шпилек, которые вставлялись в совпадающие отверстия. По бокам гиппоторакс застегивался кожаными ремешками или пропущенными через два кольца шнурами. Часто к анатомической кирасе крепились дополнительные наплечники. Иногда для защиты живота сверху панциря еще накладывалась бронзовая пластина овальной формы – митра. Как правило, вес кирасы составлял около 6 кг. Благодаря анатомической форме, гиппоторакс имел упрочненную конструкцию, так как «мускулы» торса играли роль ребер жесткости. Еще пожалуй следует отметить, что эти нагрудники разделялись на два вида: укороченный до талии и длинный, закрывающий нижнюю часть живота.

Классическая анатомическая кираса

Кирасы античного периода изготавливали путем ковки, но чаще – отливали. Материалом в основном была бронза, кожа (V – начало IV века до н. э.), а потом обычное железо. Существенным недостатком бронзовых гиппотораксов была их дороговизна. И вскоре анатомическая кираса в основном используется военачальниками. А гоплиты с VI-V в. до н. э. вместо нее начали снаряжаться линотораксом – кирасой из нескольких проклеенных слоев льна. Но гипотораксы еще не были окончательно вытеснены другими типами нагрудников и бронзовые анатомические кирасы продолжают применяться до III века до н. э. Падение Римской империи привело к большому упадку кузнечного и оружейного дела и кирасы, тем более анатомические, уступают поле боя более дешевым и простым в изготовлении доспехам – кольчугам, чешуям. И лишь в Восточной Римской империи (Византии) до самого ее заката военачальники и басилевсы продолжают носить доспехи «подчеркивающие их фигуры».

Спустя многие века анатомическая кираса вновь напоминает о себе. До нашего времени сохранилось надгробие некого Бурхарда фон Штейнберга 1379 года. На нем особый интерес представляет анатомическая кираса, наподобие древнегреческого гиппоторакса. Правда, ученые до сих пор спорят по этому поводу: было ли это ошибкой скульптора или он умышленно изобразил мускульный узор на панцире. Помимо этого сохранилась анатомическая кираса (датируется 1562 годом) коннетабля Карла IX. И такой нагрудный доспех в XVI веке был достаточно распространенным, так в то время появилась мода на античность. Но этот доспех могли позволить себе люди с достатком гораздо выше среднего и только как парадный вариант.

Добрый день уважаемому Собранию.

Не так давно, я совершил увлекателеьное путешествие в солнечную Европу, где посетил ряд музеев и замков; сумев поработать с родными артефактами эпохи возраждения.

Однако, главным событием моей поездки было посещение крупнейшей в мире выставки образцов защиты и вооружения Hofjagd- und Rüstkammer (Национальная библиотека), расположенный в городе Вена в Австрии.

Уже побывав там в ноябре 2012 и насобирав очень много фотоматериала, я поехал туда вновь.

Карты легли так, что мне удалось познакомиться с очень хорошими и важными людьми в Европе, которые вывели меня на директора музея герра Матиаса Пфафенбихлера.



В тот день музей был закрыт для туристов, однако меня туда пустили и разрешили детально изучить доспех Георга фон Фрундсберга.

Меня провели в их реставрационнцю мастерскую, выдали белые резиновые перчатки и необходимый инструмент.

Сотрудники музея сняли с манекена доспех Георга и похлопав меня по плечу, сказали вперед!

НАЧАЛО РАБОТЫ

Более четырех часов я провел за детальным изучением артефактов. Объектами моего иследования явились следующие параметры: размеры, геометрия, вес и толщина доспеха Георга Фон Фрундсберга и шлема армэ Патриция Тухера.



Вопрос про толщины нагрудников начала 16 века на ниве современной реконструкции всегда оставался загадкой для многих. С кем из специалистов я не общался, очень многие про вопрос толщины сходились во мнениях о 1.5мм. Аналога того, что сейчас изготовляют современные мастера-доспешники. Цифра 1.5мм взята, наверное, изходя из толщины проката листа стали. Чтож, давайте обратимся за истиной к артефактам.

Что из себя представляет доспех Георга на данный момент?

1) кираса со спиной и юбкой

2) тасеты.

остальное по заявлениям Матиаса было утрачено за долгие годы.

В ходе исследования у меня были следующие инструменты: множество линеек; рулетка; сантиметр; штангенциркуль, транспортир и толщиномер, к сожалению, с малым радиусом замерных «усов».

Ниже я привожу схемы. Все размеры указаны в миллимметрах. Геометрию на схеме рисовал с максимальной приближенностью к оригиналу.

НАГРУДНИК


Размеры кирасы указаны по периметру.

Нагрудник имеет два круглых отверстия: одно почти центру, другое по центру вверху. Диаметр обоих примерно 5 мм.

серыми точками указаны примерные места снятия размеров толщины.

Погрешность измерения, думаю, что минимальная.

Толщина .

Схему наспинника я не стал рисовать, ибо он такой же толщины что и нагрудник. Также от 4.5мм по ближе к верхам и плавное уменьшение толщины к краям до 0.8-0.9мм.

Кстати при ношении кирасы, думаю всем извсетно про перехлест боков нагрудника и наспинника. Посему общая толщина будет в этой зоне 0.9+0.9 = 1.8мм.

ПОДВИЖНЫЕ ПЛАСТИНЫ



их толщина оказалась малой: от 0.9(верх и низ)- 1.2 (центр)мм.

выходят за пределы нагурдника на 30.5мм.

ширина вальцовки 16 мм. в центре.

Общая ширина пластин 47 мм.

ЮБКА



Вес кирасы, нагрудника и юбки.

Общий вес кирасы в сборе оказался около 12кг.

Тасеты оказались очень легкими из-за малой толщины пластин.

ТАСЕТЫ



тасеты оказались «бумажными»(((
так, например, по центру 0.9-1.2 а по краям от 0.5 до 0.7.5мм.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Сравнивая горизонталные и вертикальные размеры нагрудника, можно увидеть, что, например один бок нагрудника короче друго, чуть ли не на два сантиметра. Подвижные пластины тоже разного размера. Юбочные пластины отличны друг от друга.
Если ширина нижней плстины юбки у края слева - 61мм, то справа - 52мм.!!! Это на 9 мм разница. То есть фактичеси 20%!!!

Пластины тасет, далеко не одной ширины и длины. А общая длина двух дасетов разница на 4 см!!!.. Это можно списать на реставраторов, кои использовали ремни данной длины. Но, все равно, они кривые.

Главный вывод.
Изучив доспех Георга фон Фрундсберга я окончательно разубедил себя в некой стандартизации точного доспехо-строения, что все размеры элементов вымеряли с великой точностью. Это не так! Мягко выражясь их мерили на глаз. То есть визуально, примерно ровно если не присматриваться - значит железка годная и можно носить. Главное чтобы защищала и не силно терла.

Причем, доспех Георга это доспех не простого солдата, которому делали бы на а бы как. Фрундсберг был богатый военно-начальник и дворянин, способный опалтить услуги качественных мастеров. Следовательно ему и делали хорошо и красиво. Кстати, богатое травление относит его железо к более высокой касте доспехов. И если не присматриваться то доспех Георга - красив. Однако, промерив его - он кривой.

Что же до доспехов для обычных солдат, то вот например, для сравнение юбка пехотной кирасы 1500 года на обычного солдата (кнехта).


Тоже вся кривая, что и носить стыдно. Наш брезгливый реконструктор такую бы не надел)))

Толщина

Кирасы начала 16 века были, достаточно, толстыми. Держа в руках кирасу Георга, я понял что пробить ее чем-то не реально.
Даже огнестрельное оружие того периода, в большинстве своем, вряд ли бы пробило бы 4.5 мм каленой стали. Не говоря уже про холодное оружие ближнего боя.

Данный факт, кстати, еще раз подветрждает нашу теорию о неэфективности «спортивных» плевках на сов.турнирах по фехтованию. Как ты не «плюй» мелкими и быстрыми ударами в эту кираса, не будет и царапины.
Кстати а о царпинах! Их на доспехе не было! Кроме одной: на наспиннике, слева, еле-еле заметная вмятинка, глубиной не более 0.5мм., как мне показалось. А толщина «бронеплиты» в том месте была около 4мм.

Кто-то, все-таки зацепил Георга в бою в район почек, но вреда здоровью и доспеху это не принесло.

Помимо деатльного изучение доспеха Георга фон Фрундсбурга в Венской Нац.библиотеке, мне удалось изучить (правда без изм.приборов) на глазок максимиллиановскую кирасу 1515 года. Экспонирующуюся в музее замка г.Нойбург. Она висел вне витрины и мы с Костей смогли ее потрогать.

небольшое видео про макс.кирасу

Так вот. Толщина, на глазок, показалась около 2.5-3мм на верху кирасы и 3мм по центру., плавно сходящей до примерно 1.5мм к бокам.

Другие артефаткы

Также, в реставрационной мастерской я подержал в руках знаменитый шлем Негролли; части турнирного гарнитура доспеха Кайзера Макс и руку от костюмного доспеха (угадайте сами кого?) и т.д..



Также, по моей просьбе Матиас снял шлем армэ Патриция Тухера и я детально его изучил.

Предопережая статью про геометрию армэ, заявлю сразу, что в СССР нету ни одного правильно сделаного армэ на данный момент. Даже у моего боевого шлема есть некоторые ошибки в геометрии затылка, например.

ИТОГ

Мы получили, хоть и первоначальный, но все-таки гигантский опыт по основам доспехо-ведния Европы 16 века. Изходя из этого можно строить и предположения о технологиях доспехострояния.

Теперь, наша Армия Фрундсберга с гордостью может заявить, что сотрудничает с ведущими Европейскими музеями и специалистами медивистики. Посмотрев фотографии Армии, директор выставки Матиас Пфафенбихлер выско оценил наши успехи в реконструкции ландскнехтов начала 16 века и похвалил наши доспехи, изготовленные у нас в тульской мастерской.

Кирасу Георга я, неудержался и примерил на себя. По росту в самый раз, а вот по ширине, я оказался более худой в плечах чем знаменитый вождь ландскнехтов.