Церковь сен жермен. Аббатство Сен-Жермен-де-Пре: раскрашенная готика

Церковь Сен-Жермен-де-Пре (церковь святого Жермена в Лугах) - это самая древняя церковь Парижа и необыкновенно красивый памятник романской архитектуры.

В середине VI в. здесь был похоронен проповедник хрис­тианства парижский епископ Жермен, причисленный к лику святых. С этим свя­зано возникновение здесь аббатства и церкви. Расположение церкви отрази­лось на ее названии («де пре» значит «в лугах»). Здесь, как и в аббатстве Сен-Дени, похоронены французские короли. Существующие могилы служат местом упокоения представителей династии Меровингов.

Дошедшее до наших дней здание церкви было возведено в период между XI и XII вв, по крайней мере четыре раза за сорок лет ее разрушали и грабили норманны, но каждый раз она возрождалась в строгих линиях романской архитектуры. В ее облике ясно проступают характерные черты романского стиля, вобравшего в себя как раннесредневековые европейские, так и византийские традиции.

Поскольку это была монастырская церковь, она невелика: длина - 65 метров, ширина - всего 21 м. Высота церкви - 19 метров, однако визуально она кажется выше.

В истории церкви немало величественных и трагичных страниц.
В XIV-XV веках аббатство играло важную роль в истории не только Парижа, но и Франции. Усилиями монахов было созданы водоотводные каналы на Сене; король Луи XI лично покровительствовал созданию ярмарки близ Сен-Жермен. Веком позже Сен-Жермен начинает превращаться в крупный научно-образовательный центр: монахи собирают огромную библиотеку, здесь трудится множество богословов, историков, философов.
Во время революции в Сен-Жерменском аббатстве организовали производство химикатов; оно действовал всего 8 лет (с 1794 по 1802 год), однако нанес существенный урон интерьеру церкви и территории аббатства в целом. В пожаре 1794 года погибла значительная часть библиотеки, в том числе несколько тысяч древних свитков и рукописей. Большую часть аббатства снесли; территорию вскоре застроили обычными домами.
Вот как описывает кварталы близ Сен-Жермен первой половины XIX века Альфонс Доде:


Мы долго, долго шли по темным, бесконечным улицам... Наконец Жак остановился на небольшой площади около какой-то церкви.
- Вот мы и в Сен-Жермене-де-Пре, -- сказал он мне. -- Наша комната наверху.
- Как, Жак! На колокольне?..
- Да, на самой колокольне. Это очень удобно. Всегда знаешь, который час!
Жак немного преувеличивал. Он жил в доме рядом с церковью, в маленькой мансарде, в пятом или шестом этаже; окно его комнатки выходило на сен-жерменскую колокольню и находилось на одном уровне с циферблатом башенных часов.

Фасад церкви хранит остатки портала XII в., частично скрытые портиком XVII века. Колокольня церкви чисто романского стиля, с тяжелыми углами укрепленными мощными контрфорсами, сохранилась целиком. Резные капители колонн XI-XII века заме­нены копиями (подлинники хранятся в Музее Клюни).
Внутреннее оформление церкви также сочетает в себе черты разных стилей - романского и раннеготического стилей. Интерьер включает три нефа, небольшие часовни и трансепт, переделанный в XVII веке. Большая часть современного убранст­ва (включая фрески, витражи и статуи) создана в XIX веке. В церкви есть небольшая скульптура, изображающая Жана Ипполита Фландрена (1809-1864) - французского художника, занимавшегося как раз оформлением церкви в середине XIX века. На его счету несколько подобных работ (помимо прочего он расписывал базилику святого Павла в Ниме и церковь Сен-Венсен-де-Поль в Париже), однако вершиной его творчества считается именно оформление Сен-Жермен-де-Пре.

"То, что во Франции носит название Сен-Жерменского предместья, не является ни кварталом, ни сектой, да и вообще не поддаётся точному определению. На Королевской площади, в предместье Сент-Оноре, на Шоссе д"Антен тоже имеются особняки, где царит дух Сен-Жермен. Таким образом, это место уже не умещается в себе самом... Сен-Жерменское предместье со своим говором, манерами, особыми традициями, вот уже около сорока лет занимает в Париже то же положение, какое в пятнадцатом веке занимал Лувр, в шестнадцатом - Королевская площадь, а в семнадцатом и восемнадцатом — Версаль" - писал Оноре де Бальзак в 1834 году.

И до сих пор эти слова справедливы - Сен-Жермен-де-Пре это не только и не столько место, сколько атмосфера и состояние души. Погуляем?

На бульваре Сен-Жермен


Сердцем квартала является древняя церковь Сен-Жермен-де-Пре, центр одноименного аббатства, бывшего когда-то государством в государстве: оно владело всеми окружающими землями, подчинялось напрямую Риму, а аббат самостоятельно вершил тут правосудие, казня и милуя свою паству...


Площадь Сен-Жермен

История аббатства насчитывает полторы тысячи лет. В VI веке король франков Хильдеберт завоевал в Испании тунику святого Викентия и чаши, по преданию принадлежавшие царю Соломону. Для хранения реликвий парижский епископ Жермен основал монастырь. Впоследствии епископа здесь и похоронили, а аббатство стали называть в его честь Сен-Жермен-де-Пре (Святой-Жермен-в-полях). Так же стали называть и постепенно выросшее вокруг поселение, ставшее впоследствии парижским предместьем. Сохранившееся от аббатства здание является самой старой церковью Парижа, ее колокольня была построена в XI веке, а неф в XII-м.


Внутренний вид церкви Сен-Жермен

Церковь была сильно повреждена во время Великой французской революции 1791 года. Сначала ее разграбили, потом тут устроили фабрику по производству селитры, после взрыва на которой от здания остались только стены. Лишь в XIX веке интерьер был воссоздан учеником Энгра Ипполитом Фландреном.


Статуя Мадонны XIII века обнаруженная при раскопках в 1999 году


В часовне , где захоронены основатель палеографии Жан Мабийон, филолог и историк Бернар де Монфокон и глубоко чтимый мною Рене Декарт - великий математик и философ.

Париж постепенно подступал к Сен-Жермену, и в XIII веке, когда король Филипп-Август возвел городские стены, аббатство оказалось совсем рядом с ними. На церковных землях издавна шла оживленная торговля, которая привела к возникновению под стенами Парижа одной из самых больших ярмарок Франции. Сначала она раскидывалась только во время Пасхи, но потом стала круглогодичной. Следы ярмарки сохранились до наших дней в виде крытого Сен-Жерменского рынка.


Рынок Сен-Жермен


В аркадах рынка

Еще одним напоминанием о ярмарке является небольшой пассаж, носящий название Cour de Commerce Saint-Andre. Когда-то это место примыкало непосредственно к городской стене между воротами Бюсси и Сен-Жермен. В городе торговать было накладно, а вот вне стен - и просторнее, и дешевле. Название cour de commerce (торговые ряды) сохранилось с тех древних времен.


У входа в пассаж Сент-Андре со стороны улицы Сент-Андре-дез-Ар

Несмотря на небольшую длину, пассаж насыщен пластами истории Парижа. Если идти по нему по направлению к бульвару Сен-Жермен, то по левую руку сквозь витрины дома №4 можно увидеть остатки парижской стены и башни времен короля Филиппа-Августа. Рядом, между домами №2 и №4 находится калитка, которая ведет в старинные дворы Рогана (Cour de Rohan). Если вы пройдете через эту калитку, то пересечете стену старого города и попадете в проходные дворики, возникновение которых относят к XIV веку, когда здесь находилось подворье руанского архиепископа. Название Руан (Rouen) постепенно трансформировалось в Роган (Rohan) - так называли Руан бретонцы.


Дворы Рогана. Калитка через границу Парижа XIII века. Лесенка справа ведет в мастерскую художника Бальтуса, которая располагалась прямо наверху стены, возведенной Филиппом-Августом в 1210 году. Каменная тумба-отбойник, как утверждают, не только охраняла угол от проезжающих экипажей, но и служила монахам "подставкой" с которой они взбирались на своих мулов.



Дворы Рогана

Напротив входа во дворы Рогана, в доме в доме №3 по пассажу Сент-Андре располагается самое старое парижское кафе "Прокоп", которое в 1686 году открыл предприимчивый итальянец Прокопио. Именно здесь можно было отведать кофе, который появился в Европе совсем недавно и зерна которого продавались рядом на Сен-Жерменской ярмарке. Ещё одним изобретением Прокопа стал прообраз мороженого - охлажденная пена из взбитых сливок, пользовавшееся у посетителей немалой популярностью, впрочем как и другие замороженные десерты, подававшиеся в кафе.



Витрина "Прокопа", выходящая в пассаж Сен-Андре

В витрине "Прокопа" соседствуют портреты отца-основателя США Бенджамина Франклина и главного французского революционера Максимилиана Робеспьера. Они не только любили заходить в это кафе, но и были достаточно тесно связаны. Будучи еще простым физиком, Франклин изобрел громоотвод, что навлекло на него многочисленные обвинения как со стороны клириков, так и со стороны ученых. Во Франции был даже инициирован процесс "против громоотвода", на котором никому тогда неизвестный адвокат Робеспьер защищал изобретение и выиграл дело.

Продолжение пассажа Сент-Андре выходит к бульвару Сен-Жермен.


Арка пассажа Сент-Андре, выходящая на бульвар Сен-Жермен

Дом перед аркой (№8) известен тем, что здесь печатал свою газету "Друг народа" Марат - лидер якобинцев и яростный сторонник революционного террора. Напротив, во дворе дома №9 доктор Гильотен испытывал на бедных овечках свою зловеще-знаменитую машину для быстрого и безболезненного умерщвления преступников, приговоренных революцией к смерти. А сразу за аркой, на углу улицы Медицинской школы жили два пламенных революционера - неистовый Дантон и прекрасный Демулен, кого (о злая ирония судьбы!) эта самая гильотина лишила буйных голов.

До наших дней дом Дантона и Демулена не сохранился, его снесли при прокладке бульвара Сен-Жермен. Теперь на этом месте стоит памятник "отцу французской демократии" и автору знаменитого лозунга "Свобота-Равенство-Братство"


Памятник Дантону на бульваре Сен-Жермен.

Несмотря на многие градостроительные преобразования, левый берег гораздо лучше сохранил дух старого Парижа, чем перекроенное недрогнувшей рукой барона Османа правобережье. На Сен-Жермен-де-Пре то и дело видишь милые сердцу и глазу островки старины - то симпатичный дворик, то старый дом, то просто архитектурную деталь...


Фахверковый подъезд на улице Висконти



Дворик на улице Шерш-Миди


Остаток деревянной торговой вывески XVII века на улице Эшоде


Лестница на улице Жакоб

Сен-Жермен-де-Пре - это один из главных культурных центров Парижа. Здесь находится Институт Франции - уникальное учреждение, объединяющее в своих стенах пять старейших национальных академий. В главной из них, Французской академии, заседают "40 бессмертных" - пожизненных академиков в области французского языка и литературы. Также в Институт входят Академия наук (математика, естественные науки, медицина), Академия надписей и изящной словесности (история, археология, языкознание), Академия изящных искусств и Академия моральных и политических наук.


Здание Института Франции, построенное на средства кардинала Мазарини

Красивые виды на Институт открываются с Сены или с пересекающего ее моста Искусств


Мост искусств и Институт Франции с Сены

Еще совсем недавно решетки моста были плотно увешаны сердечными замочками, но после того как одна из секций ограды обвалилась под непомерной для нее тяжестью, все замочки убрали, а вместо решеток на мосту поставили листы прочного стекла.


"Замочки любви" с моста Искусств остались только на фото...

Публика в квартале Сен-Жермен-де-Пре особенная, демострирующая смесь ума, стиля и высокой самооценки, возможно с определенной долей иронии. Как пишет парижский гид Ирина Кнеллер: "Для этого района — его обывателей, завсегдатаев и просто стиля — даже специально выдумали термин «germanopratin» (в псевдославянском эквиваленте вроде бы «святожермянный»). Он означает не географическую, а социально-эстетическую принадлежность — к довольно замкнутому кружку, в котором фокус снобизма в разные эпохи смещался с происхождения на уровень доходов, но всегда с оттенком особой интеллектуальной состоятельности".

Посмотрите на некоторых обитателей квартала и вы возможно уловите объединяющие их черты

1.

2.

3.

4.

Даже Сен-Жерменские клошары выделяются своим интеллектуальным уровнем)


"А еще очки надел..."

Дух Сен-Жермена ощущается и в витринах его магазинов - вряд ли подобные инсталляции можно увидеть в других районах города.


Магазин рукописных автографов на улице Жакоб



Магазин косметики на улице Бонапарта

Жаль, что переехал магазин русской книги, но остается на своем месте "Петергоф", где торгуют русской стариной


Витрина "Петергофа"

Рядом с Институтом Франции находится Национальная школа изящных искусств, самое престижное художественное учебное заведение страны. Достаточно назвать лишь несколько имен ее выпускников, чтобы понять, какую огромную роль сыграла школа в культурной истории Франции: Буше, Фрагонар, Давид, Энгр, Жерико, Делакруа, Дега, Моне, Ренуар, Роден, Гарнье.


У входа в школу изящных искусств

Окружающие школу кварталы также пропитаны духом искусства. Здесь располагаются художественные мастерские, магазины, многочисленные арт-галереи.


Площадь Фюрстенберг, где расположен музей-квартира Делакруа


Галерейщица

По окрестным улицам можно бродить как по выставке, разглядывая картины, фотографии, скульптуры...


Скульптура Армана "Венера искусства", стоящая у ресторана "Палитра"



Во дворе одной из галерей

И конечно-же нельзя не сказать о Сен-Жерменских кафе. Сейчас они притягивают многочисленных туристов, а когда-то были местом работы и общения местной богемы, писателей, поэтов, философов... Тут спорили Дидро и д"Aламбер, писали Вольтер и Бомарше, Виан и Сартр, встречались Пикассо и Ривера, Бонапарт и Марат.


Два Маго (Deux Magots) - одно из самых знаменитых Сен-Жерменских кафе .

В Deux Magots собирались сюрреалисты, его завсегдатаями были Верлен и Рембо, приходили сюда Хэмингуэй, Фолкнер, Сент-Экзюпери... Официанты кафе до сих пор носят традиционную черно-белую униформу с бабочками

Вообще работа сен-жерменских официантов мне всегда казалась почти виртуозной, она на мой взгляд стоит того, чтобы обратить на нее отдельное внимание


Пластика момента


Вечерний натюрморт от "Бонапарта" . В этом кафе император не бывал - оно просто расположено на улице его имени. Но зато свой столик был у Наполеона в "Прокопе". Там же под пуленепробиваемым стеклом хранится его треуголка, которой он как-то расплатился за ужин из-за отсутствия денег.



На старинной улочке Бюсси жизнь не затихает ни днем, ни ночью



На улице Бюсси

На углу у аббатства часто можно послушать сен-жерменский джаз. Место тут "хлебное", поэтому исполнители сменяют друг-друга по уговоренному между собой расписанию

И еще несколько штрихов к портрету Сен-Жермен-де-Пре


Парижский полдень. Улица Сены


Модные бутики постепенно вытесняют кафе и книжные магазины



Сквер Вольтера


Антикварные лавки - тоже одно из лиц Сен-Жермен-де-Пре



Старое и новое

На левом берегу Сены в шестом округе города, находится церковь Сен-Жермен-де-Пре, самая старая христианская церковь Парижа. (Станция метро Saint-Germain-des-Prés - 500 м к северу от Люксембургского сада - 700 м к югу от Лувра)

В I веке, когда по Европе ещё во всю маршировали Римские легионеры, на этом месте уже стоял храм, немного позже, во времена Меровингов, здесь возникло могущественное аббатство Сен-Жермен, на протяжении нескольких столетий аббатство было очень влиятельным христианским центром средневековой Франции.

Время и ратные подвиги человека лишили нас возможности лицезреть аббатство Сен-Жермен во всей первозданной красе, единственное дошедшее до наших дней сооружение древнего аббатства - это церковь Сен-Жермен-де-Пре - самое старое сооружение Парижа, одна из небольшого числа строений романского стиля архитектуры.

Достопримечательности святого места - это его старинные постройки и захоронение Рене Декарта, великого ученого и философа древнего мира.

Вокруг Сен-Жермен-де-Пре находятся кафе с типичной парижской атмосферой. Впервые кафе появилось в Париже в 1686 году под названием Ла-Прокоп.
Начиная с послевоенного периода писатели всех национальностей стали стекаться в Париж и проводить целые дни за столиками, прославив такие кафе как Ле-Дё-Маго, Кафе-де-Флор и брассери Липп. И, несмотря на то, что некоторые из них потеряли уже свою подлинность, трудно устоять перед искушением зайти и подышать атмосферой заведений, где когда-то собирались знаменитости всякого рода.


Саша Митрахович 30.11.2015 19:33


Возникло аббатство Сен-Жермен-де-Пре (Saint Germain des Pres) благодаря военным походам короля франков Хильдеберта I. В V веке кипели бурные военные действия между вестогами и франками. Хильдеберт I был сыном первого христианского короля франков Хлодвига, он осадил испанскиц город Сарагос. Святой Викентий - диакон Сарагосской церкви, принял мученическую смерть от рук римского императора Диоклет. . .


Саша Митрахович 17.12.2015 12:40


Постройки Парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре в первозданном виде до нас, конечно, не дошли.

Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась снова. Сегодня самая старая часть Сен-Жермен-де-Пре - основная колокольня, она датируется X веком. Глухие стены из камня и массивные контрфорсы указывают на романский стиль постройки.

Фасад предваряет портик XVI века, под которым сохранились остатки портала XII в., а на его вершине возвышается величественная романская колокольня. В XIX в. были снесены башни, стоящие по обе стороны хоров. Высокие окна на хорах демонстрируют переход от готического стиля к романскому (XII век).

Оригинальная конструкция церковного свода позволила выстроить над входом галерею, а не хоры, как раньше. Это нововведение было придумано специально для Церкви Сен-Жермен-де-Пре известным архитектором Пьером де Монтреем, который также строил Собор Парижской Богоматери. С его лёгкой руки такие своды стали традиционными для всех готических европейских соборов.


Саша Митрахович 17.12.2015 12:42


Интерьер состоит из трех нефов с трансептом и глубокими хорами, опоясанными галереей с радиальными капеллами. Своды хоров сохранились от первоначального здания, в то время как своды трансепта и нефа были добавлены в XVII в.

Стены центрального нефа и хоров покрыты фресками Фландрена (1854-61), изображающими Сцены из Нового и Ветхого Завета.

Интерьер церкви дополняют прекрасная статуя Нотр-Дам-де-Консоласион 1340 г., могилы и мемориальные доски знаменитостей, среди которых Картезий (вторая капелла справа) и король Ян Казимир Польский, аббат Сен-Жермена.


Саша Митрахович 17.12.2015 12:44


В результате такой бурной истории существовании церкви она дошла до нас лишь после реконструкции 19 века, не сохранившись в первозданном виде. Особое внимание стоит уделить смешанным стилям, архитектор Виктор Бальтард включил в ее новый вид колоны, которые были еще в 6 веке и новейший хор 12 века. Все это произведение искусства, было совмещено разными эпохами и стилями, поэтому обращайте пристальное внимание на каждый кусочек церкви, и вы увидите и стиль барокко, и столько сложное сочетание романской арки с готическими сводами.

Внутри церкви вы можете соприкоснуться с гробницей настоятеля аббатства Сен-Жермен-де-Пре, в прошлом королем Польши Джоном II Казимира Вазы и известного всему миру философом Рене Декартом. На этом просмотр не заканчивается, ведь поднимай голову и обращая на стены церкви мы видим творения художника Жана -Ипполита Фландрина, которые завораживают человеческий взор.


Саша Митрахович 17.12.2015 12:46

Историю аббатства Святого Германа, находящегося в 6-м округе на левом берегу Сены, принято отсчитывать с VI века, когда франкский король из династии меровингов, сын Хлодвига Хильдеберт I осадил Сарагосу. Неудачная военная кампания завершилась, тем не менее, подарком от сарагосского епископа – им стала туника одного из первохристианских мучеников св. Викентия. Епископ Парижа Герман (фр. Germain) […]

Историю аббатства Святого Германа , находящегося в 6-м округе на левом берегу Сены, принято отсчитывать с VI века, когда франкский король из династии меровингов, сын Хлодвига Хильдеберт I осадил Сарагосу. Неудачная военная кампания завершилась, тем не менее, подарком от сарагосского епископа – им стала туника одного из первохристианских мучеников св. Викентия. Епископ Парижа Герман (фр. Germain) посоветовал Хильдеберту основать для хранения реликвии монастырь, что и было сделано в 511 году. Герман же и был первым настоятелем. Впоследствии его причислили к лику святых, и аббатство с 576 года стало носить его имя (l’abbaye de Saint-Germain-des-Près , аббатство святого Германа в Лугах).

Уже с VIII столетия Сен-Жермен-де-Пре становится самым влиятельным аббатством в христианском мире. Оно подчиняется напрямую Папе Римскому и осуществляет руководство 17 тысячами монастырей ордена св. Бенедикта. Кроме короля Хильдеберта I (он скончался в 558 году в день освящения церкви Сен-Жермен-де-Пре, единственной, сохранившейся в аббатстве и самой старой в Париже) здесь покоятся и другие короли из династии меровингов – Хильперик I, Фредегонда, Хлотарь II. То есть задолго до аббатства Сен-Дени Сен-Жермен-де-Пре стало, по сути, первым некрополем французских королей.

Знаменитая библиотека, хранившаяся в одном из богатейших монастырей Европы, была сожжена во время Революции. В неразграбленных постройках аббатства разместилась фабрика по производству селитры, опасное производство компонентов пороха приводило к регулярным взрывам. Во время реставрации уже в XIX столетии практически все исторические строения были снесены.

Аббатство Святого Германа, Сен-Жермен-де-Пре (фр. l’abbaye de Saint-Germain-des-Près)
3 Place Saint-Germain des Prés 75006 Paris, Франция
eglise-sgp.org

Ехать на метро М4 до станции Saint-Germain-des-Prés

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.



Аббатство Сен-Жермен-де-Пре, чуть ли не самое древнее здание Парижа, лично меня в первую очередь поразило невероятным многоцветьем своего интерьера. Я раньше читала, что интерьеры готических соборов никогда не были однотонными, что они раскрашивались средневековыми мастерами со всей детской искренностью в понимании прекрасного: если свод - то синий со звездами, как небо, если несколько колонн собраны в "пучок", то каждая будет раскрашена разным цветом, если просто стена, то ее камни тоже не оставят в натуральном виде, а нарисуют красивые "кирпичики"... но представить это никогда не получалось.

// alienordis.livejournal.com


А вот в Аббатстве Сен-Жермен-де-Пре удалось посмотреть на разноцветные готические интерьеры в живую. Сразу оговорюсь, что, конечно, не со средних веков эта полихромия сохранилась. Большая часть росписи - плод реcтаврации XIX в., когда реставрировали, конечно с большим энтузиазмом и любовью к делу, но с гораздо меньшим объемом знаний, чем нам доступен сейчас. Поэтому "реставрацией" с современной точки зрения это вряд ли назовешь, скорее "фантазией на тему". Однако эта фантазия, на мой взгляд, вполне способна передать ту атмосферу, которая существовала в готических соборах во времена их постройки.

История аббатства Сен-Жермен-де-Пре началась в VI веке, когда Хильдеберт I, сын первого христианского короля франков, получил от епископа Сарагосы тунику св. Викентия и частичку Истинного Креста. Чтобы обеспечить реликвиям достойное место, Хильдеберт повелел построить монастырь и церковь Св. Викентия на специально выбранном для них месте среди лугов неподалеку от Парижа.

Свое нынешнее имя аббатство получило несколько позже, когда Герман (Жермен), парижский епископ, и первый настоятель монастыря Св. Викентия, был причислен к лику святых. С тех пор монастырь стал называться "Святого Германа в Лугах (Saint-Germain-des-Prés). Начиная с VIII века Сен-Жермен-де-Пре был влиятельнейшим аббатством христианского мира. Он подчинялся только Папе Римскому, а руководил семнадцатью тысячами бенедиктинских монастырей по всей Европе.

Со времени постройки в VI веке церковь неоднократно была разграблена, потом не раз восстанавливалась и снова разрушалась.

Первая реконструкция церкви, следы которой дошли до нашего времени, была предпринята около 1000 года. Именно к этому времени относится основание колокольни, расположенной над входом в нартекс. Тяжелая каменная кладка, глухие стены, тяжелый двойные контрфорсы по углам со всей очевидностью выдают романский стиль, господствовавший тогда в европейской церковной архитектуре.

Романская колокольня церкви Сен-Жермен, построенная в XI веке.

// alienordis.livejournal.com


Фото из Википедии.

Навершие колокольни более позднее и отноится уже к XII веку.

// alienordis.livejournal.com


Фото из Википедии.

Портик у входа еще более поздний и относится уже к XVII веку.

// alienordis.livejournal.com


Приблизительно в начале 50-х годов XII века в Сен-Жермен-де-Пре была произведена еще одна реконструкция. Был сохранен центральный неф XI века, а также старая западная башня (см. фото выше), которую украсили более современным скульптурным порталом.

Центральный неф (Если кому нужно, универсальную схему готического храма с обозначением на плане всех архитектурных терминов типа "неф", "хор" и т.д. смотрите .)

// alienordis.livejournal.com


Романские капители колонн, отделяющих боковой неф, от центрального. То, что сейчас находится в храме - копии, оригиналы были разбиты во время Революции, а те, что остались находятся сейчас в музее Клюни.

// alienordis.livejournal.com


// alienordis.livejournal.com


Вид портала в 1745 году. Тимпан над входом исчез еще в XVII веке. Те фигуры, что представлены на рисунке были разбиты во время Французской революции.

// alienordis.livejournal.com


Был полностью перестроен только хор, капеллы которого стали располагаться венцом.

// alienordis.livejournal.com


Деамбулаторий - галерея, расположенная между хором и капеллами.

// alienordis.livejournal.com


Внутри апсиды и в остальном пространстве хора вместо обычных изящных монолитных колонн были установлены более мощные опорные столбы с высокими капителями.

// alienordis.livejournal.com


Обладавшие классическими пропорциями, эти колонны выполняли не только прикладные, но и эстетические функции. Благодаря ним, удалось сгладить визуальное противоречие между прямыми боковыми стенами и округлой апсидой хора.

// alienordis.livejournal.com


Кроме того, обретенное стилистическое единство хора было подкреплено единообразными группами высоких пилястр, протянувшихся вдоль колонн до самого свода.

// alienordis.livejournal.com


Эта цельность композиции отвлекала посетителей церкви от того, что внешние пилястры апсиды и боковых стен хора поддерживали различные по форме арки и нервюры, зритель замечал только гармонию и структурную логику хора, которые в то же время эффектно контрастировали с крышей нефа, которая была все еще плоской.

// alienordis.livejournal.com


В том же XII веке снаружи была построена система аркбутанов.

Система аркбутанов.

// alienordis.livejournal.com


Фото из Википедии.

По вертикали, хор Сен-Жермен-де-Пре делится на три яруса: в отличие от двухъярусного центрального нефа он был снабжен дополнительным этажом - трифорием.

Трифорий - декоративная галерея, раположенная над арками и под окнами.

// alienordis.livejournal.com


Двухярусная стена центрального нефа.

// alienordis.livejournal.com


Слева - фрагмент трифория с арками, справа - двухярусная стена центрального нефа.

// alienordis.livejournal.com


Арки трифория были освящены в XIII веке, когда верхние окна центрального нефа удлинили, чтобы улучшить освещенность интерьера.

Окна центрального нефа.

// alienordis.livejournal.com


Вид хора и центрального нефа со стороны хора.

// alienordis.livejournal.com


Аркбутаны же остались нетронутыми, благодаря чему церковь Сен-Жермен-де-Пре в настоящее время обладает самыми старинными сохранившимися готическими аркбутанами.

// alienordis.livejournal.com


Фото из Википедии.

Если стены бокового нефа, в основном, гладкие и оснащены лишь окнами в круглых арках, то окна капелл и верхнего яруса центрального нефа обрамлены стрельчатыми арками, которые в центральном нефе выглядят еще рельефнее благодаря пилястрам и декоративным архивольтам.

Окна бокового нефа.

// alienordis.livejournal.com


Окна центрального нефа.

// alienordis.livejournal.com


Нервюрный свод центрального нефа, повторяющий формой свод хора, заменил оригинальную конструкцию крыши только в XVII веке.

// alienordis.livejournal.com


Во время Французской революции абатство Сен-Жермен-де-Пре сильно пострадало. В частности, была частично уничтожена, частично распродана его богатейшая библиотека. Часть рукописей, кстати, сумел приобрести русский дипломат Петр Дубровский, и потом они поступили в Императорскую публичную библиотеку и Эрмитаж.

В уцелевших постройках аббатста устроили фабрику по производству селитры, непременного компонента в изготовлении пороха. На опасном производстве регулярно случались взрывы, нарушавшие прочность зданий.

Аббатство Сен-Жермен-де-Пре в 1687 г.

// alienordis.livejournal.com


И в 1798 году.

// alienordis.livejournal.com


В XIX веке была предпринята масштабная реставрация аббатства, но большинство строений настолько обветшали, что их пришлось снести. Нынешняя церковь - это практически все, что от него осталось. Именно во время этой реставрации было создано большинство росписей, которые можно увидеть в Сен-Жермен-де-Пре на сегодняшний день. Но, хотя это и новодел XIX века, по ним вполне можно проникнуться пониманием прекрасного людей средневековья. Смотрите и делайте выводы сами...