Институт президентства в кратце словарь. Что такое институт президентства? Коротко о президентской власти в России

Постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории должности президента в РФ.

История учреждения института президентства

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов СССР был избран президентом Советского Союза.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Конституции) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против - 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными было признано 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеня (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали референдум.

24 апреля 1991 г. Верховный совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. соответствующие изменения были внесены в действующую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 г.

Полномочия президента в 1991 году

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом Съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава государства. Согласно ст. 104 Конституции, именно съезд являлся высшим органом власти в России. К его исключительному ведению относилось определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание членов Конституционного суда РСФСР.

Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного совета РСФСР (постоянно действовал в период между созывами съезда, избирался на съезде из числа народных депутатов). По Конституции, глава государства не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей. 25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного совета была переименована в Российскую Федерацию, президент республики стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ.

Изменения были внесены также в ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента "прекращаются немедленно".

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Депутаты также отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему на V съезде народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ подписал указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым был распущен Съезд народных депутатов и местные Советы, назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. В тот же день Конституционный суд РФ признал это решение противоречащим Основному закону. Согласно Конституции, Верховный совет РФ прекратил полномочия Бориса Ельцина как главы государства и возложил их исполнение на вице-президента РФ Александра Руцкого.

В течение последующих дней здание Верховного совета на Краснопресненской набережной в Москве было блокировано внутренними войсками и милицией, исполнявшими приказы Ельцина. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска после танкового обстрела взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, председателя Верховного совета РФ Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. Против высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено и в очередности глав Конституции: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание". Согласно ст. 80 Основного закона, президент получил статус "главы государства", "гаранта" Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации - кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции, президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей досрочной отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина. 26 марта 2000 г. Владимир Путин был избран президентом России, в дальнейшем переизбирался в 2008 и 2012 гг.

В 2000-е гг. в Основной закон РФ был внесен ряд поправок, которые расширили права главы государства. В соответствии с изменениями от 30 декабря 2008 г., срок полномочий президента был увеличен до шести лет (начиная с выборов 2012 г.).

В 2014 г. глава государства получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ. Кроме того, он стал представлять верхней палате Федерального собрания кандидатуры для назначения на должность судей Верховного суда, а также кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

Президент РФ является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке Президент РФ: принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России в течение 10 лет, не менее 51% голосов избирателей). Вступает в должность через 30 дней после официального объявления итогов выборов. Иногурация – произнесения клятвы, вручение личной символики (штандарт Президента –государственный флаг с гербом), удостоверение личности, знак Президента (орденская лента Андрея Первозванного, вербировка с именем Президента и датой вступления в должность, которое состоит из золота и эмали) Администрация Президента РФ- орган, оказывающий помощь Президенту РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент РФ: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; в) принимает решение об отставке Правительства РФ; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину РФ; и) формирует Администрацию Президента РФ; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; в) осуществляет помилование.

Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РТ является главой государства, высшим должностным лицом РТ (не моложе 30 лет, кандидатура предлагается Президентом РФ, назначается Государственным Советом РТ)

Понятие и структура системы государственного управления в Российской Федерации.

Государственное управление – это деятельность государства по регулированию общественных отношений.

Система государственного управления – это совокупность властных органов и организаций призванных обеспечить реализацию функций государства.

Задачи СГУ:

1. реализация национальных интересов;

2. избежание социальных и политических конфликтов;

3. повышения качества и уровня жизни граждан.

Формы государственного управления:

1. реформирование экономики;

2. финансовая политика;

3. структурная политика;

4. аграрная политика;

5. социальная политика;

6. региональная политика;

7. внешнеэкономическая политика.

Методы государственного управления:

1) административное управление (воздействие через разрешения, запреты, принуждения и т.д.);

2) экономическое управление (косвенное влияние через хозяйственное законодательство, например налоги на сверх доходы);

3) доверительное управление (через специальных частных управляющих посредством договоров). Осуществляется на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

4) антикризисное управление и др.

Функции государственного управления:

1. внутренние функции: а) экономическое развитие страны; б) обеспечение равных возможностей реализации своих политических интересов различными социальными группами; в) обеспечение достойных условий жизни для всех граждан; г) правотворчество, правоприменение, правоохранительная деятельность; д) экологическая безопасность.

2. внешние функции: а) оборонная; б) дипломатическая; в) внешнеэкономическая; г) культурно-информационная; д) глобального сотрудничества.

Структура системы государственного управления в РФ

законодательная исполнительная судебная
Президент РФ
Федеральный уровень Федеральное собрание РФ (Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ) Председатель Правительства РФ Правительство РФ Министерства РФ Администрация Президента Совет безопасности Государственный Совет Федеральные службы, агентства, надзоры Конституционный суд РФ Верховный суд РФ
Региональный уровень (РТ) Государственный Совет РТ Президент РТ Премьер-министр РТ Кабинет министров РТ Конституционный суд РТ Верховный суд РТ Высший арбитражный суд РТ Городские и районные суды Мировые суды

Особенности государственного управления в зарубежных странах (на примере 2-3 государств).

Конгресс США – законодательный орган в составе Федерального правительства США. Полномочия определены Конституцией США. Состоит из Палаты представителей (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Конгресс имеет право: устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы (все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах); занимать деньги в кредит Соединённых Штатов; регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами; устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах; учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду; издавать законы и т.д.


Сенат США – верхняя палата Конгресса США. В Сенат входят по два сенатора от каждого штата, избираемые законодательными собраниями соответствующих штатов (фактически сенаторы избираются всенародным голосованием населением штата) сроком на шесть лет. Время, место и порядок проведения выборов сенаторов и представителей устанавливаются в каждом штате законодательным собранием.

Палата представителей США - нижняя палата Конгресса США. Каждый штат, пропорционально населению, представлен в палате. Количество мест в палате постоянно 435, хотя Конгресс имеет право менять число мест. Каждый представитель штата занимает своё место в течение двухгодовой каденции и может быть переизбран неограниченное количество раз. Главой палаты является спикер, избираемый членами палаты.

Президент США – глава государства США, глава исполнительной власти Федерального правительства США и главнокомандующий Армии и Флотом по Конституции США. Имеет право вето на законопроекты (билли), принятые Конгрессом США. Стать Президентом США по Конституции США может только гражданин США по рождению, старше 35 лет и проживающий в США не менее 14 лет. Согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951, одно и то же лицо может быть избрано Президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом). Президент США избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов. Непосредственно за Президента и Вице-президента голосует, так называемая, коллегия выборщиков. По конституции, Законодательное собрание каждого штата может назначить определённое количество выборщиков (равное количеству представителей штата в Конгрессе), которые будут представлять интересы штата. Все штаты определяют своих выборщиков с помощью всеобщего голосования.

Великобритания

Великобритания в политическом плане является конституционной монархией. Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент на сессии. Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин; имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом, однако последний раз это право было применено в 1707 г., за что получило прозвище «спящего полномочия»; монарх имеет право назначать и освобождать от должности премьер-министра и министров, но следуя сложившемуся за 200 лет конституционному обычаю, глава государства назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, а министров – по предложению главы правительства.

Великобритания – страна без Конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами.

Высший орган законодательной власти – парламент (старейший в мире, создан в 1265 г.), который состоит из монарха (короля или королевы), Палаты лордов и Палаты общин. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко.

Палата лордов формируется по наследству. Палата общин является на практике главной и единственной палатой парламента («членами парламента» именуются только члены Палаты общин, а члены Палаты лордов не имеют право на такое звание). Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты (в Великобритании их принято называть членами парламента) обладают индемнитетом (свобода выступления и голосования в парламенте, в силу которой не допускается привлечение депутата к ответственности за его парламентскую деятельность) и ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии.

Основная функция парламента – законотворчество. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. К полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия, налоги, контроль за управлением, в частности за деятельностью правительства. Однако большинство парламента и правительства, за исключением редчайших случаев, всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в парламенте и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу, правительство. Парламент Великобритании сохранил за собой следующие функции: внешняя политика; оборона и задачи национальной безопасности; основополагающие вопросы экономики, промышленности, энергетики, денежно-кредитной политики; определенные вопросы внутренней политики (иммиграция, занятость, защита информации, борьба с наркобизнесом и т.п.); социальная защита населения; законодательное регулирование сферы транспорта; СМИ (в первую очередь, электронные).

В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).

Франция

Франция – неделимое, светское, демократическое и социальное государство с республиканской формой правления. В административном отношении Франция делится на 22 региона, 96 департаментов, 36 565 коммун.

Форма правления с 1958 года – полупрезидентская республика: в Конституции чётко обозначен принцип приоритета президента, который не ответственен перед парламентом, но и не является главой правительства.

Во французской политической системе президент – ключевая фигура. Президент избирается на 5-летний срок на мажоритарной основе прямым всеобщим голосованием (право голоса имеют все граждане по достижении 18-летнего возраста). Основная функция президента – наблюдение за соблюдением Конституции, выполнение роли национального арбитра, обеспечивающего регулярную и надлежащую деятельность исполнительной власти и преемственность государства.

Премьер-министр назначается президентом на неопределённый срок из состава депутатов партии, получившей большинство на выборах.

Французский парламент состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются по мажоритарному принципу прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием на 5-летний срок
Верхняя палата парламента – Сенат (317 членов) избирается двухстепенным голосованием и каждые 3 года обновляется на треть. Структура Сената идентична структуре Национального собрания. Сенат, в отличие от нижней палаты, не может прекратить деятельность правительства; по отношению к принимаемым Национальным собранием законам Сенат обладает правом отлагательного вето.

С 1982 года исполнительная власть на местах – выборная (до этого осуществлялась префектами, назначаемыми премьер-министром). На уровне департаментов выборными органами являются генеральные советы, на уровне регионов – региональные советы.

Таким образом, в США и Западной Европе представлены разнообразные формы государства, однако преобладают: по форме правления – республика, по форме государственного устройства – федеративные и унитарные; по форме государственного режима – демократии.

Институт Президентства в Российской Федерации. Органы, обеспечивающие деятельность Президента РФ.

Пост Президента Российской Федерации (РСФСР) введен во исполнение итогов референдума 17 марта 1991 г., а первый Президент избран прямым всеобщим голосованием 12 июня 1991 г. В соответствии с Конституцией РФ (1993) Президент является главой государства, символом верховной власти. Он занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит напрямую ни в одну из ее ветвей.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. На выборах президента РФ используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, при которой победитель должен получить больше половины голосов (минимум - 50% голосов плюс один голос). Если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов.

Функции Президента как главы государства заключаются в том, что он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия Президента во внешней политике: охрана суверенитета РФ, подписание международных договоров, использование Вооруженных сил за пределами территории РФ, ведет переговоры и подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представителей и т.д.

Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства РФ.

В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора. Назначает перечисленных лиц Совет Федерации.

Президент осуществляет нормотворческую деятельность. Он подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в Государственную Думу. Президент РФ принимает Указы и Распоряжения.

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

Выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;

Заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

Отрешение президента от должности Советом Федерации.

Обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.

Аппаратом для осуществления функций главы государства является Администрация Президента РФ. Она действует на правах государственного органа управления. В составе Администрации – самостоятельные подразделения, должностные лица. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредственное обслуживание, курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.

Подразделением Администрации является референтура (на правах управления). Ее задачи состоят в участии в подготовке проектов: документов программного характера, публичных выступлений Президента. Референтура собирает, анализирует, обрабатывает материалы, используемые для подготовки докладов, интервью, других публичных выступлений Президента

Президент РФ формирует Совет Безопасности , который осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, защиты их от внутренних и внешних угроз. В состав Совета Безопасности кроме Президента РФ входят пять постоянных членов и 18 членов Совета Безопасности.

Совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам согласованного функционирования органов власти, является Государственный совет (Госсовет). Председателем Госсовета является Президент РФ, членами - высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов), работающие в Госсовете на общественных началах.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента в пределах соответствующего федерального округа, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему. Полномочные представители в федеральных округах входят в состав Совета Безопасности РФ.

Для содействия реализации главой государства полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина образован Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации. Совет для выполнения возложенных на нее задач анализирует информацию, рассматривает обращения лиц и организаций о фактах нарушений прав и свобод, проверяет информацию об ущемлении прав, представляющем особую общественную опасность. Председатель Совета М.А. Федотов.

Особенности института президентства в РФ – высокий уровень концентрации власти (Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в то время как в ряде других стран это прерогатива парламента). Президент воздействует на все ветви власти (контроль над формированием и деятельностью правительства, влияние на избрание судей, право вето и др.). Российская Федерация президентская республика.

В России институт президентства существует с 1991 года. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза.

Решение о введении института президентства в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года, а 12 июня того же года всеобщим голосованием на этот пост был избран Б. Н. Ельцин. В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране.

Некоторые из них аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение. В этом законом Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР. Таким образом, статус Президента складывался из 2 основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти. Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 г., привел к принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента. Закон «О Президенте РСФСР» был признан указом Президента недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. установила новую систему органов государственной власти. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.

Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами - главой государства и главой правительства.

Таким образом, пост Президента стал новшеством для Российской Федерации. Поэтому анализ института президентства в системе государственной власти России представляет собой актуальное направление в государственно-правовых исследованиях.

Статус Президента Российской Федерации

Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.

Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту. Суворов В.В. Институт главы государства: юридическая природа и положение в системе власти

Основы статуса Президента Российской Федерации закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент является главой государства. В конституционном праве понятие главы государства точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

Президент является гарантом Конституции РФ. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства. Наконец, выполнять функцию гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы - прежде всего суды. Президент вправе направлять в Конституционный Суд запросы конституционности различных нормативно-правовых актов и обращаться в Конституционный Суд по вопросам толкования Конституции.

На Президента возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства. При Президенте действует комиссия по правам человека.

Президент призван принимать необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Защита

суверенитета, независимости, безопасности и целостности являются прямой обязанностью Президента, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.

Президенту напрямую подчиняются министр обороны и Генеральный штаб. Таким образом, в руководстве Вооруженными силами действует принцип единоначалия и централизации управления.

Важнейшая задача Президента - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Конституция 1993 г. впервые установила, что государственная власть в России как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003. В связи с этим встает вопрос о природе президентской власти. В зарубежных странах, если формой правления является президентская республика, то президент выполняет функции главы правительства, т. е. ему принадлежит исполнительная власть. Особенность статуса Президента РФ заключается в том, что он не отнесен Конституцией РФ ни к одной из ветвей власти.

Поэтому, говоря о несовершенстве действующей Конституции РФ, многие исследователи приводят в качестве аргумента то, что Президент выведен за рамки разделения властей, он возвышается над всеми ветвями государственной власти, и тем самым придается легитимность его всевластию.

Однако из положений Конституции РФ не вытекает исключительности положения Президента в системе органов государственной власти. Он стоит над другими ветвями власти, не концентрируя при этом в своих руках полномочия других ветвей, а являясь лишь арбитром в отношениях с ними. Статус Президента можно рассматривать только в тесной связке с системой разделения властей. На него возложена функция обеспечения единства государственной власти. Единство власти, реализуемой разными органами, заключается в единстве целевых установок и действий по принципиальным вопросам государственной политики.

В то же время, само существование в государственной системе нескольких властей подразумевает их различия и взаимные ограничения. Каждая из них выполняет свои функции и наделена своими полномочиями, за рамки которых она не вправе выходить. Естественно, три власти, осуществляя свою деятельность одновременно, не могут избежать противоречий. Разрешать их нужно демократическим путем, на основании закона.

В молодых демократических странах, где институты гражданского общества и демократии еще недостаточно развиты и окончательно не оформились, проблема конституционного сотрудничества и взаимодействия властей становится особенно острой и болезненной. Вместо сотрудничества, нередко возникает противостояние властей, которое выражается в «холодной войне» между президентом и парламентом, что имело место и в России в 1993 г.

Вследствие таких серьезных конфликтов вся система власти становится нестабильной и нежизнеспособной. Но разделение властей призвано упорядочить работу государственных органов, а не прекращать ее даже на минимальный срок.

Поэтому существуют специальные механизмы, обеспечивающие координацию и согласованность деятельности всех органов государственной власти. Эти механизмы необходимы как раз для того, чтобы не допустить превращения разногласий в открытые конфликты, препятствующие функционированию государственных институтов, или в прямое противоборство с применением силы.

Президент располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, которые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти. Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблем, не прибегая к принуждению. Сущность таких процедур - в поисках компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны и, в конечном счете, в достижении взаимного согласия. Во всех подобных случаях Президент играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет.

Так как понятие согласительных процедур в Конституции РФ не расшифровано, то Президенту предоставляется свобода в их выборе. Использование согласительных процедур полностью построено на факультативности. Во-первых, можно выбрать любой вид процедуры, который представляется в данном конкретном случае наиболее подходящим и устраивает обе стороны. Во-вторых, сами процедуры носят неформальный характер.

Непосредственные переговоры - наиболее часто применяемый вид согласительных процедур. В ряде случаев они помогают не только выйти из конфликтной ситуации, но даже предотвратить сам конфликт. Для преодоления возникших разногласий создаются смешанные комиссии, в состав которых входят представители спорящих сторон. Участие Президента проявляется в том, что он занимается организацией переговоров, образует согласительные комиссии. Так, в 1996 году действовали комиссии по вопросу об изменении Уголовного Кодекса, по вопросу о бюджете.

Есть и другие формы процедур, например, создание третейских судов.

Согласительные процедуры являются универсальным инструментом разрешения противоречий и могут использоваться Президентом практически во всех случаях обнаружения разногласий. Если же все-таки они не приводят к принятию оптимального решения, Президент может передать разрешение споров в соответствующий суд.

Основная роль по обеспечению взаимодействия основных ветвей власти (исполнительной, законодательной, судебной) возложена Конституцией РФ на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции РФ имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они не беспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок.

Важно отметить, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

1. Президент выступает как глава государства;

2. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

3. Президент обладает законодательными полномочиями;

4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.

Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции РФ, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета. Ст. 4 Конституции Российской Федерации

Президент РФ по Конституции РФ 1993 года: общие подходы

Прежняя Конституция РФ отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить его акты.

Действующая Конституция РФ не только не дает таких приоритетов парламенту РФ - Федеральному Собранию, но и исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Это отразилось даже на очередности глав Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание».

Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 Конституции РФ, он «является главой государства». Называясь главой государства, Президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит правительству. Однако в России избрана другая модель, согласно которой у нас не просто сильный, а суперсильный Президент.

В соответствии с Конституцией РФ Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ст. 80 Конституции Российской Федерации.

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Отметим, в чем наиболее ярко отражается модель сильного российского Президента. Можно выделить следующие факторы.

Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, согласно ст. 81 Конституции РФ, Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России. Ст. 81 Конституции Российской Федерации.

Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть.

Законодательную осуществляет парламент (ст. 94 Конституции РФ), исполнительную власть РФ - Правительство РФ (ст. 110), судебная власть, естественно, принадлежит судам (гл. 7 Конституции РФ).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. НАРО-ФОМИНСКЕ

Факультет документоведения

Специальность – Документоведение

и документационное обеспечение

управления

Тимошенко Александр Викторович

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курсовая работа

по дисциплине «Современная организация государственных учреждений России»

студента I курса группы ДОУ 1-5

Научный руководитель-

доцент, к.и.н. Шаповалова Л.Д.

Наро-Фоминск 2007

Введение

Глава 1. Предпосылки введения института президентства в России

Глава 2. Место Президента в системе органов государственной власти.

Глава 3. Развитие законодательства о выборах Президента РФ в 1991-2000 годах

Глава 4. Полномочия Президента РФ

§1. Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти

§ 2. Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти

§ 3. Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти

§ 4. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства

§ 5. Полномочия Президента РФ в области внешней политики

§ 6. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации

§ 7. Иные полномочия Президента РФ

Глава 5. Основные структуры института президентства в России

§ 1. Администрация Президента РФ

§ 2. Совет Безопасности РФ

§ 3. Полномочные представители Президента РФ

§ 4. Государственный совет РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы

Список принятых сокращений

Приложение 1. Структура института президентства в Российской Федерации

Приложение 2. Структура межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ


ВВЕДЕНИЕ

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым. С мая 1991 года, когда он был введен в Российской Федерации был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Российской Федерации произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Целью данной работы является выявление особенностей института президентской власти в РФ.

Задачи работы состоят в следующем:

· исследовать становление института президентской власти в РФ и его взаимодействие с другими органами власти;

· показать изменения законодательства о выборах Президента РФ;

· провести анализ полномочий Президента РФ в различных сферах его деятельности;

· провести анализ деятельности структур института президентства в РФ.

Для написания данной работы была использована литература, в которой в достаточно полной мере рассматриваются закономерности становления института президентской власти в России, его место в органах государственной власти, проблемы формирования и эффективного функционирования данного института такие как монография Г.В. Дёгтева «Становление и развитие института президентства в России», рассматривающая и анализирующая аспекты института президентства в Российской Федерации, его место в системе органов государственной власти, проблемы функционирования и формирования данного института в Российской Федерации, а также перспективы развития президентства в России, и учебник Т.Г. Архиповой и Е.П. Малышевой по «Современной организации государственных учреждений России», в III разделе которого рассматривает становление и развитие института президентства в РФ. Также изучения вышеперечисленных вопросов были использованы такие источники как Конституция Российской Федерации, Федеральные законы РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», Указы Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в регионе РФ», «Об аппарате Совета Безопасности РФ», «О дополнительных мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента РФ», «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», «О государственном Совете Российской Федерации», «Об Администрации Президента РФ».

Данная работа содержит в себе 5 глав:

· Глава 1 посвящена предпосылкам введения института президентства в России, а также его становлению на начальном этапе;

· В главе 2 рассматривается компетенции Президента по взаимодействию с другими органами государственной власти;

· В главе 3 проводится анализ развития законодательства о выборах Президента РФ;

· Глава 4 характеризует президентские полномочия в различных сферах его деятельности;

· В главе 5 раскрывается механизм функционирования и структура президентской власти в РФ.

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ

В марте 1990 года на 3-ем съезде народных депутатов был учрежден пост Президента СССР. Стало ясно, что Президент нужен и России – как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности, о представительстве и защите его интересов.

Выбор оптимальной модели института президентства в России стал одной из ключевых проблем при подготовке проекта новой Конституции России. В конституционной комиссии стал вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной власти, или исполнительная власть должна возглавляться правительством. Конституционной комиссией был поддержан вариант президентской республики, в воплощенный с незначительными коррективами в Законе «О Президенте РСФСР» 1991 года.

При разработке президентской модели стоял вопрос, либо Президент должен быть ответственным перед народом за суверенитет государства, за надежность и целостность государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, либо он должен быть хозяйственником – управленцем. Было принято решение, что «Президент не должен быть всероссийским «управдомом». Он должен управлять властью, на основе строгого разделения властных функций. Роль «управдома» должно было взять на себя Правительство – Совет Министров, избираемый парламентом и отвечающий перед ним». Критики учреждения в системе государственных органов РСФСР поста Президента считали, что тем самым создаются реальные условия для сосредоточения власти в руках одного человека, и что учреждение поста Президента России будет способствовать не укреплению Союза ССР, а его разрушения. Сторонники института президентства доказывали неспособность депутатского корпуса проводить радикальные изменения в политической и экономической жизни государства, они противопоставляли законодательной власти мобильную исполнительную власть.

Концепция института президентства, где президент – глава исполнительной власти и высшее должностное лицо представлялось многим депутатам более демократической, чем аналогичный институт власти на уровне Союза ССР.

Статья 5 Закона «О Президентстве РСФСР» от 24 апреля 1991 года, закрепила Президентские полномочия, которые стали фундаментом института Президентства в России, сочетающего два основных компонента статуса Президента: фактического главы государства и конституционного главы исполнительной власти.

Но даже при столь серьезных изменениях высших органов России, главную роль по прежнему играли Съезд и Верховный совет РСФСР, т.к. все полномочия Президента определялись самим парламентом; бюджет, все программы Президента, его администрация, вся исполнительная власть финансировалась парламентом; парламент оставил за собой право отменить любой указ Президента; парламент оставил за собой право отрешить от должности Президента РФ. Видимо поэтому из 898 принявших участие в голосовании народных депутатов 690 высказалось за одобрение Закона «О Президенте РСФСР»

После проведения референдума были приняты законы РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР» и от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР». Были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978 года, в которой появилась специальная глава. На основе этих законодательных актов первый Президент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании 12 июня 1991 года. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.

Введение поста Президента России стало следствием прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.

Существовали и другие причины:

Во-первых, стремление заполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный «вакуум», который возник в процессе проведения экономических и политических реформ, когда «старая система, в которой партия была верховным органом управления изжила себя и демонтируется. Происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия».

Во-вторых необходимость изменения федеративных связей. Президент РСФСР должен был выступать координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками.

В-третьих необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и системе разделения властей, но и в самом обществе.

В-четвертых необходимость усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления.

Помимо всего прочего учреждение поста Президента РСФСР связывалось в определенной мере с необходимостью за счет оперативности президентской власти принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

Президент РСФСР в соответствии с законодательством 1991 года наделялся широкими полномочиями. Он обладал традиционными для глав всех государств законодательными полномочиями; подписывал и обнародовал законы, принятые Верховным Советом РСФСР, и мог вернут закон для повторного рассмотрения в Верховный Совет (полномочия не распространялись на акты высшего законодательного органа - Съезда народных депутатов РСФСР), обладал правом законодательной инициативы.

Президент наделялся широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: назначал и освобождал от должности всех членов Совета Министров (согласие Верховного Совета требовалось только для назначения Председателя Совета Министров и для принятия Президентом отставки Правительства в целом); принимал меры по обеспечению государственной и общественной безопасности и т.д.

Однако институт президентства в России до 12 декабря 1993 года в полной мере не отрицал полновластия Советов, поскольку закреплял подотчетность Президента Съезду народных депутатов.

Указа Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в Федеральное Собрание и Выборов Президента РФ» ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику. «Была подведена черта под советской формой государственной организации в России. Вслед за Верховным Советом были ликвидированы советы нижестоящих уровней».

12 декабря 1993 года состоялись выборы в новые органы законодательной власти и референдум по новой Конституции. Согласно Конституции 1993 Президент занимает в системе федеральных государственных органов, сформировавшихся после 1993 года, особое положение, которое будет рассмотрено ниже.

Таким образом из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в начале 90-х годов введение института президентства в России было жизненно необходимо, в связи с создавшейся политической и экономической обстановкой. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президентства и Советы.


ГЛАВА 2. МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Согласно Конституции РФ главенствующую роль в государственной системе играет Президент РФ. Статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Положение Президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению прежде всего к исполнительной власти.

Наделенные широкими полномочиями и постоянно взаимодействующие Президент и правительство – два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени соприкасаются при выполнении возложенных на них функций. Взаимоотношение Президента РФ с Правительством регламентируются не только Конституцией, но и федеральными законами

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов власти, прежде всего с палатами Федерального собрания.

Президент может влиять на деятельность Правительства: утверждает структуры федеральных органов исполнительной власти; назначает заместителей Председателя Правительства и министров; право председательствовать на заседаниях Правительства; контроль за законностью его актов; непосредственная подчиненность ему силовых ведомств. Президент имеет право отправлять Правительство в отставку, или принять отставку премьера, которая влечет за собой отставку Правительства в целом.

В связи с этим правительство органы исполнительной власти более тесно связанны с Президентом, нежели другие ветви власти.

В судебной сфере Президент РФ представляет Совету Федераций кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. В сою очередь, при решении вопроса отрешения Президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в действиях Президента имеются признаки состава преступления; Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Объединительная функция Президента РФ проявляется в том, что он, согласно Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов.

В основе регулирования отношений между Президентом и Федеральным Собранием лежит обеспечение самостоятельности и независимости этих властных институтов, но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними (обращение Президента к Федеральному Собранию, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности). С другой стороны существует система противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Дымы Федерального Собрания. Президент вправе принимать указы и распоряжения. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федераций могут преодолеть это вето.

При Президенте действует ряд консультационных органов: Совет Безопасности, учрежденный Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года и Государственный Совет, образованный 1 сентября 2000 года, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осуществляет общее руководство ею. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные представители Президента в федеральных округах.

Реализуя свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федераций и Конституционном Суде РФ взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти.

Место Президента в системе органов государственной власти определилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами первого Президента РСФСР была заложена основа конституционного кризиса. Кризис был предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были введены элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР, при сохранении неопределенного статуса Съезда Народных Депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Это привело к противоречиям конституционных норм, не разграничивших полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти.

Это спровоцировало противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений в 1993 году представлялась решением развязки противоречий в системе государственной власти. Все вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента были сформулированы в проекте новой Конституции 1993 года.

Конституция 1993 года поставила точку в разногласиях между Президентом и парламентом. Парламент становился в прямом смысле законодательным органом и статусно выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс.


ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1991-2000 ГОДАХ

Законодательство о выборах Президента РФ базируется на конституционных основах. Так Президентом может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Согласно Конституции РФ порядок выбора Президента определяется федеральным законом. Первый такой закон был принят 24 апреля 1991 года, второй – «О выборах Президента Российской федерации» - 21 апреля 1995 года, внеся ряд изменений. Так если Президент РСФСР избирался сроком на пять лет, то Президент РФ избирался теперь на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента РСФСР назначались Съездом народных депутатов РСФСР, теперь – Советом Федераций Федерального Собрания.

Федеральный закон предоставлял право выдвижения на должность Президента непосредственно избирателям и избирательным объединениям. Выдвигать кандидатов вправе были также избирательные блоки, создаваемые на период проведения выборов Президента РФ.

По Закону 1991 года кандидаты в Президенты могли выдвигаться республиканскими политическими партиями, профессиональными союзами и массовыми общественно-политическими движениями. Также имели право непосредственного выдвижения кандидатов трудовые коллективы, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. В бюллетень для голосования включались кандидаты, поддержанные 100 тыс. гражданами, а также кандидаты, получившие поддержку не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР.

Закон 1995 года устанавливает более четкую и строгую процедуру выдвижения кандидатов на пост Президента. Избирательные объединения выдвигали кандидатов на съездах тайным голосованием. Граждане реализовывали свое право непосредственного выдвижения кандидата путем создания инициативной группы избирателей в количестве не менее 100 человек, которые затем регистрировались в Центральной избирательной комиссии.

Как и прежде, избирательные объединения и инициативные группы избирателей собирали в поддержку кандидатов подписи избирателей. Теперь необходимо было собрать не менее 1 миллиона подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно было приходиться не более 7 % требуемого числа подписей.

Ряд уточнений в избирательное законодательство внес третий по счету Федеральный закон «О выборах Президента РФ», принятый 31 декабря 1999 года. В законе были сохранены основные принципы избирательной системы, содержащиеся в Законе 1995 года. Кроме того, в Законе содержался ряд новых положений. В Законе была предусмотрена более четкая норма о сроке полномочий Президента РФ: он вступает в должность по истечению четырех лет со дня вступления в должность Президента избранного на предыдущих выборах. Были усилены гарантии обеспечения равного статуса кандидатов. Закон установил более широкий перечень документов предоставляемых кандидатом на должность Президента. В Центризбирком предоставлялись сведения о размере и источниках доходов, сведений об имуществе не только кандидата, но и его ближайших родственников.

Закон 1999 года предоставлял кандидату ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Кандидат на должность Президента не мог быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.

В 2003 году вступил в силу четвертый по счету Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах президента РФ»

Он дополнял Закон 1999 года. В нем был уточнен порядок самовыдвижения кандидата, а также порядок выдвижения кандидата политической партией или избирательным блоком. Также в нем было установлен день голосования на очередных выборах Президента – второе воскресение марта.

Закон 2000 года подробно прописывал положения, касающиеся финансовой составляющей президентских выборов, предоставление кандидатам эфирного времени и печатной площади.

Таким образом принципиальных изменений в выборном законодательстве не произошло, однако был введен ряд важнейших положений, таких как: введение четкой нормы сроков полномочий Президента; усилены гарантии равного статуса кандидата; предоставление ряда гарантий кандидату; устанавливался более широкий перечень документов представляемых кандидатом на должность Президента РФ, а также уточнен порядок самовыдвижения кандидата. Также был установлен день голосования на очередных выборах Президента РФ.


ГЛАВА 4. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полномочия президента охватывают несколько сфер:

1) полномочия, связанные с законодательными органами государственной власти;

2) полномочия, связанные с деятельностью исполнительных органов государственной власти;

3) полномочия, связанные с деятельностью органов судебной власти;

4) полномочия в сфере обороны и обеспечения безопасности государства;

5) полномочия в сфере внешней политике;

6) иные полномочия.

§1. Полномочия Президента РФ связанные с органами законодательной власти

На Президента РФ Конституцией наложен ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Президент назначает выборы ГД в связи с истечением срока ее полномочий, а также в случае ее роспуска.

В законодательной сфере Президент РФ наделен правом законодательной инициативы, правом вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции РФ, подписывать и обнародовать законы, правом отлагательного «вето» в отношении федеральных законов. Конституция РФ устанавливает полномочия Президента на издание правовых актов в форме указов и распоряжений, а также устанавливает обращение Президента к Федеральному собранию. Это обращение не имеет силы закона, оно носит характер установочных документов.


§2 . Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти

Президент РФ наиболее тесно связан и исполнительной властью. Он не является главой исполнительной власти и не входит в ее систему. Президент РФ осуществляет воздействие на Правительство РФ путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

Президент назначает Председателя Правительства (после согласования кандидатуры в ГД), принимает решение об отставке Правительства. Он имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Президент РФ наделяется правом приостанавливать действия акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, но он не может приостанавливать действие актов органов законодательной власти этих субъектов.

§3 . Полномочия Президента РФ связанные с судебными органами власти

В соответствии с Конституцией РФ судьи высших судебных органов РФ назначаются по представлению Президента. Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по тайным голосованием по представлению Президента РФ.

Президент представляет Совету Федераций кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. По представлению Президента РФ Совет Федерации может освободить Генерального прокурора от должности.

§4 . Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства

Согласно Конституции РФ Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Президент утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

К полномочиям Президента относится, принятие указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооруженных сил. Президент определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение.

§5 . Полномочия Президента РФ в области внешней политики

Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением. Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств, лично участвует в важных международных совещаниях, ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран. Он лично подписывает важные международные договоры от имени Российской федерации.

Президент РФ несет ответственность за определение внешней политики государства и ее осуществление федеральными государственными органами.

Министерство иностранных дел РФ подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами РФ.

Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Несмотря на все полномочия, Президент не может быть независим от Федерального Собрания в осуществлении внешней политики, т.к. парламент издает необходимые законы, ратифицирует договоры, выделяет средства.

§6 . Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации

На Президента РФ возлагается очень важная роль с системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает в роли «арбитра». Это относится к взаимоотношению федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.

Данные процедуры он может использовать для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, во-вторых, между органами государственной власти субъектов.

Суть согласительных процедур состоит в достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли разногласия и призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения.

§7 . Иные полномочия Президента РФ

Ст. 89 Конституции РФ содержит перечень полномочий Президента РФ касающиеся личности - гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина. Президент уполномочен решать вопрос российского гражданства.

Только Президент имеет право предоставления политического убежища.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения – награждение государственными наградами России. Президент присваивает почетные звания РФ, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы о награждении ими.

Президенту предоставлено право помилования. В полномочия Президента входит и назначение референдума.

Таким образом полномочия Президента РФ охватывают довольно большую сферу. Президент наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо то других органов, но в тесном взаимодействии с ними.


ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ

§1 . Администрация Президента РФ

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия, для реализации Президентом его полномочий. АП готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов. АП контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.

АП обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, объединениями, союзами, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств и т.д.

За время своего существования структура и состав АП РФ многократно менялась.

Нынешняя структура АП утверждена Указом Президента РФ от 25 марта 2004 года «Об Администрации Президента РФ»

В соответствии с указом у Руководителя АП имеется два заместителя. В состав АП входят полномочные представители Президента в органах государственной власти, при Европейском суде по правам человека, полномочные представители Президента в федеральных округах.

В состав АП входят 12 самостоятельных управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента. В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.

АП обеспечивает деятельность Государственного Совета, иных советов и комиссий при Президенте. В Администрации насчитывается около 2000 государственных служащих. Самыми крупными из подразделений Администрации являются Контрольное управление, Государственно-правовое управление, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ.

АП – государственный орган, юридическое лицо, но не хозяйствующий субъект. Материально-техническим, финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента. Это самостоятельный федеральный орган исполнительной власти и не входит в состав Администрации.

§2. Совет Безопасности РФ

Прообразом СБ можно считать СБ СССР, образованный 26 декабря 1990 года. На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодоление последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечение стабильности и правового порядка в обществе.

Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года был образован СБ РФ – «для обеспечения реализаций функций президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, защите прав и свобод граждан.

СБ осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

СБ состоит из постоянных членов СБ, назначаемых Президентом РФ, в число которых входят Председатель Правительства РФ, и Секретарь С Б. Постоянными членами СБ назначаются министр обороны РФ, министр иностранных дел, директор ФСБ. Членами СБ могут являться также руководители федеральных министерств и ведомств, назначаемые Президентом РФ.

Председателем СБ является Президент РФ.

Основными рабочими органами СБ являются межведомственные комиссии. Они образуются в соответствии с основными задачами и направлениями деятельности СБ. (приложение 1)

Научное обеспечение деятельности СБ осуществляет научный совет, состав которого утверждает Президент РФ.

На научный совет возлагаются следующие функции:

Развитие и совершенствование методологии выявления, оценки и прогнозирования угроз безопасности;

Проведение сравнительного анализа теоретических положений и практических мероприятий по национальной безопасности зарубежных стран;

Участие в рассмотрении и оценки информации о состоянии национальной безопасности РФ и др.

В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего образования, а также отдельные специалисты.

Деятельность СБ обеспечивается его аппаратом. Структура, штатное расписание и положение о нем утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ, согласованному с Руководителем Администрации Президента.

Аппарат СБ осуществляет подготовку к заседаниям СБ и материалов к ним; готовит проекты резолюций СБ; разрабатывает проекты федеральных законов и УАЗов Президента РФ; обеспечивает действие межведомственных комиссий и научного совета при СБ.

Таким образом, СБ занимает важное место в системе органов по обеспечению полномочий Президента РФ, играет заметную роль в политике по обеспечению национальной безопасности России.

§3. Полномочные представители Президента РФ

Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах был основан в 2000 году, как вынужденная мера восстановления властных функций федерального центра в регионах, игнорировавших требования и законные интересы РФ.

Территориальное представительство Президента РФ осуществляется через его полномочных представителей в федеральных округах. Учреждено семь федеральных округов.

Полномочный представить назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту и подотчетен ему. Полномочный представитель является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.

Задачи и функции полномочного представителя Президента РФ производны от президентской компетенции. К его основным задачам относятся:

1) организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений политики государства;

2) организация контроля за исполнением решений федеральных органов власти;

3) обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ;

4) предоставление Президенту докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе; политическом, социальном и экономическом положении в округе; внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Полномочный представитель в федеральном округе играет важную роль в обеспечении конституционной законности. Он организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ, а также разрешает разногласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа.

Полномочный представитель не наделен самостоятельной компетенцией, его назначение – обеспечить осуществление президентских полномочий.

§4 . Государственный совет РФ

Государственный Совет – это совещательный орган при Президенте РФ, образованный 1 сентября 2000 года. Председателем ГС является Президент РФ, членами – по должности высшие должностные лица субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Совета в составе семи его членов, подлежащий ротации один раз в полгода. Заседания Совета проводятся регулярно, но не реже одного раза в три месяца. Президиум заседает по мере необходимости.

К основанным задачам ГС относятся:

1) содействие реализации полномочий Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов власти;

2) содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Также ГС призван проводить по предложению Президента РФ обсуждение федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение, в том числе вопросов о федеральном бюджете.

Таким образом полномочия Президента РФ осуществляются через механизм президентской власти, структуры которого отвечают каждый за свою сферу деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что введение поста Президента России стало следствием прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе, отразившее процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы, а также стремление заполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный «вакуум», который возник в процессе проведения экономических и политических реформ, когда «старая система», в которой партия была верховным органом управления изжила себя и демонтировалась, так как происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия. Также введение института президентства была вызвана необходимостью изменения федеративных связей, необходимостью усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления а также принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

Таким образом в начале 90-х годов введение института президентства в России было жизненно необходимо, в связи с создавшейся политической и экономической обстановкой. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президентства и Советы.

Появление института президентства в Российской Федерации положило начало реформе всей исполнительной вертикали. За прошедшие годы институт президентства преодолел переход из одной политической системы в другую, сохранив и упрочив свою стабильность, а с 1993 года изменив свой статус и место среди высших органов государственной власти.

Начиная с 1991 года институт президентства в России вместе с остальными институтами государственности находился в процессе постоянного развития и модернизации.

Президент РФ, являясь главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая тем самым согласованное их функционирование.

Неоднократное изменение выборного законодательства значительных изменений не произвело, однако был введен ряд важнейших положений, таких как: введение четкой нормы сроков полномочий Президента; усилены гарантии равного статуса кандидата; предоставление ряда гарантий кандидату; устанавливался более широкий перечень документов представляемых кандидатом на должность Президента РФ, а также уточнен порядок самовыдвижения кандидата. Также был установлен день голосования на очередных выборах Президента РФ.

Президент стал наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо то других органов, но в тесном взаимодействии с ними, через механизм президентской власти, структуры которого отвечают каждый за свою сферу деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I . Источники

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Изд. официальное. М., 2005.

2. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской федерации» // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

3. Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. «О полномочном представителе Президента РФ в регионе РФ» // СЗ РФ. 1997. № 34; 2000 № 20. Ст. 2112.

4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

5. Указ Президента РФ от 28 марта 1998 г. «Об аппарате Совета Безопасности РФ» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст.1536; 2004. № 40. Ст. 3929.

6. Указ Президента РФ от 30 января 1999 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента РФ» // СЗ РФ. 1999. № 5. Ст.652; 2004. № 40. Ст. 3929.

7. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст.2112; 2004. № 41. Ст. 4021.

8. Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О государственном Совете Российской федерации» // СЗ РФ. 2000. № 36. Ст.3633.

9.Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента РФ» // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст.1188.

II . Литература

10. Современная организация государственных учреждений в России: Учебник / Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева. – М.: РГГУ, 2006. – 605 с. ил.11. 11. 11. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М. – Юристъ, 2006. – 237 с.


СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ.

АП – Администрация Президента Российской Федерации

ГД – Государственная Дума

ГС –Государственный Совет

РФ – Российская Федерация

СБ – Совет Безопасности Российской Федерации

СЗ РФ – «Собрание законодательства РФ»


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ КОМИССИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РФ.