Иконы артемия солунского в чем помогают. Когда именины у Артёма

У любого из людей может быть свой день Ангела по имени, существует и день Ангела Артема. День ангела это день святого покровителя для любого человека с таким же именем.

Надо помнить, что этот день не имеет ничего общего с ангелом-хранителем. Во время крещения, человек от Господа Бога получает и святого ангела покровителя. Одним словом день Ангела это день рождения души. Отмечается этот день посещением церкви и чтением молитв.

Когда именины у Артема

Именины у Артема в православном календаре выпадают на семь дней в году и в разные времена года осенью, зимой, весной и летом:

  • Епископ Артем из Листры – 17.01. и 12.11.;
  • Артемий Палестинский – 26.02.;
  • Артема святитель из Селевкии – 06.04.;
  • Артем из города Кизик – 12.05.;
  • Артемий из Веркола – 06.07 и 02.11.;

День ангела, именины отмечают, как правило, раз в году в день рождения или после него (но не перед днем рождения!). Так, например если мальчик родился 15 января, то его именины будут 17 января, а если он родился 11 июня, то его именины приходятся на 6 июля.

Что означает имя Артемий в православии

Имя Артемий берет свои корни из глубокой древности. По одной из версий Артемий происходит от имени известной богини плодородия и охоты из мифологии – Артемиды. По другой версии от древнегреческого слова «Артемес», что в переводе на русский язык означает здоровый, невредимый, неподвластный болезням.

В христианской истории были святые, именовавшиеся Артемиями. Все они отличались истиной верой в Бога. Церковь помнит и чтит их.

Артемий Веркольский день памяти

Отрок Артемий один из самых почитаемых на Руси. Он жил в шестнадцатом веке в селе Веркола под Архангельском. Еще с малых лет мальчик был смеренным, кротким, он вел благочестивую жизнь. В возрасте 12 лет Артемий погиб от попадания в него молнии во время грозы.

Односельчане, решив, что Бог наказал отрока, не стали его отпевать и хоронить. Усопшего оставили в лесу, забросав тело хворостом. Спустя около тридцати лет местный дьякон случайно обнаружил нетленные мощи Артемия, от которых исходило сияние.

Мощи перенесли в местную церковь, где от них стали происходить чудесные исцеления людей. Вскоре народ стал съезжаться отовсюду для исцеления. Было принято решение написать иконы святого отрока.

Людская молва дошла и до государя Алексея Михайловича. Он дал указ поместить мощи в раку и основать монастырь. Днями памяти Артемия Веркольского считаются 6 июля и 2 ноября.

Артемий палестинский

Артемий Антиохийский (Палестинский) христианский был замечательным военным, полководцем в период, когда на троне был Константин Великий, а потом и во время правления его приемника Констанция родного сына. Достижения Артемия на военном поприще были безупречны. За выдающиеся успехи Константин назначил его наместником Египта.

Но наступил период правления Юлиана, императора-отступника. Юлиан вел беспощадную войну с христианством и хотел вернуть назад язычество. Он яростно преследовал христиан и убивал их сотнями.

Однажды, когда Артемий приехал в Антихии, он узнал, что Юлиан пытал двух епископов, заставляя их отказаться от своей веры в Христа. Артемий открыто выразил свой протест против правителя-язычника, он не побоялся Юлиана и уличил прилюдно его в нечестии. Император сильно разгневался и приказал Артемия пытать, а потом заточить в тюрьму.

В тюрьме, когда Артемий молился, его «посетил» Христос в окружении ангелов и сказал: «Будь мужественным, и будешь со мною в вечном царстве!»

На другое утро Юлиан требовал от Артемия отречения от своей веры, и признания язычества. Но Артемий отказался, император приказал продолжить пытки. Великомученик перенес все истязания мужественно, а Юлиану пророчил скорую смерть. Артемию отрубили голову.

Сразу после казни святого доставили и захоронили в Константинопольском храме Иоанна Предтечи (позднее храм получил название в честь святого Артемия).

Святой Артемий Солунский

Блаженный Артемий (Артемон) Солунский, был роджден в городе Селевкии в Писидии Малой Азии. Он жил в одно время со святыми Апостоломи и вел образ жизни добродетельного и честного человека.

Из всех горожан Артемий был самым глубоко верующим христианином. По этой причине Святой Апостол Павел, когда вошел в город Селевкии, назначил Артемия первым епископом в городе.

Отлично и в угоду Господу справлялся со своими обязанностями Святитель. Все горожане любили его и были очень благодарны. Он правил мудро, заступался за гонимых и бедных, спасал страждущих, брал на попечение детей-сирот и вдов, нищих. Блаженный Артемий был настоящим чудо-целителем для всех людей того времени. Он лечил и исцелял не только тела, но и души. Свою долгую жизнь он провел в угоду Богу и благочестиво, был примером для своего народа.

6 апреля Православная церковь поминает святителя Артемия (Артемона) Солунского, иначе Селевкийского.

День святого Артемия Солунского практически не имеет нформации биографического содержания. О житии этого святого таковой практически не сохранилось. Небольшую толику можно почерпнуть из Минологии Василия Второго (Синаксар Константинопольской церкви) в жизнеописаниях святых, созданных до Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского.

Имя Артемий греческое, означает здоровый, невредимый. Преподобный Артемий (Артемон) имел божественный дар целительства. Известно множество фактов избавления страждущих от тяжких недугов. Светлому образу преподобного о чудотворной помощи 6 апреля день святого Артемия Солунского обращаются с молитвами исцеления от болезней желудочно-кишечного тракта, перед серьезными хирургическими операциями. Его божественной защиты ищут сироты и вдовы.

Ввиду того, что личной молитвы в православном служебном своде молитв святителю Артемону Солунскому, как одному из первых христиан, не сохранилось, верующие молятся святому лику общей молитвой чину преподобных.

6 апреля именины также отмечают Владимир, Захария, Мартин, Парфений, Пётр, Север, Севир, Сеннуфий, Степан, Яков.

Называют 6 апреля день святого Артемия Солунского в народе Артемием дери полозом. Предполагалось, что самое время пересаживаться с саней на телеги, иначе полозья первых будут портиться, скользя по земле.

Если в этот день было достаточно тепло и светило солнце, то ожидали возвращения морозов.

В то же время при отсутствии снега на земле в этот день можно было надеяться на то, что таковой больше не выпадет.

Если вновь пошел снег, ожидали хорошего урожая зерновых.

Резкое потепление к заморозкам, которые быстро пройдут.

Теплая ночь обещала раннюю и быструю весну.

Народные традиции 6 апреля (День святого Артемия Солунского)

Большинство правил этого дня связаны с грядущим Благовещением. Люди готовились к благой вести, ждали ее, посещали храмы. В церкви не просто молились, но и освещали посевной материал, надеясь на будущий урожай. Считалось, что обязательно посещение всенощной службы в этот день для незамужних девушек. Таким образом можно заслужить благосклонность небесных покровителей и рассчитывать на о скорое обретение супруга. Также в этот день старались убрать дом, дабы встретить благую весть в чистоте.

Приветствовались благие дела. Народные традиции 6 апреля предполагали раздачу милостыни, в том числе и передачи гостинцев заключенным в тюрьмах. Таким образом люди надеялись замолить свои дела и, покаявшись в ходе службы, получить прощение.

В древних славянских святцах «Селевкийский» писалось как «Селеоукинский», из чего явилось «Селоунский». Впрочем, и в некоторых греческих памятниках святитель назван Солунским. Святитель Артемон (или Артемий) обозначался в месяцесловах или как Селевкийский, или как Солунский. Во второй половине XVII века эти два наименования ошибочно отнесли к разным лицам. Святой Артемон (Артемий) родился и жил в Селевкии Писидийской (Малая Азия). Писидия - провинция на юге Малой Азии, первоначально составлявшая одно целое с Памфилией; она представляла собою суровую, гористую область, местами впрочем плодородную. Жители Писидии были пираты и занимались грабежом. Из городов Писидии особенно замечательна в церковной истории Антиохия, где проповедывал Евангелие св. апостол Павел (Деян. 13, 14‒50). Здесь, в Селевкии, будущий святитель и получил воспитание. Благочестивую свою жизнь он вел во времена святых апостолов, просвещавших мiр Христовым учением. В то время, когда святой апостол Павел пришел в этот город, Артемон из всех граждан оказался блистающим добрыми делами, подобно светильнику, которому нельзя было остаться скрытым. Он был благочестив и добродетелен, поэтому святой апостол Павел, придя в Селевкию, поставил святого Артемона, как утвержденного в Христовой вере и преисполненного Божественной премудрости и как наиболее достойного, назначил людям в качестве пастыря и учителя, рукоположив в сан первого епископа Селевкии Писидииской. Святитель Артемон мудро, хорошо и богоугодно окормлял вверенную ему паству и снискал себе славу заступника бедных и гонимых, был для всех пристанищем спасения, для вдов, сирот и нищих был выдающимся попечителем, чудотворным целителем и души и тела. Проведя всю свою жизнь благочестиво и богоугодно, скончался в глубокой старости. Краткие греческие жития Артемона содержатся в Минологии Василия II, в Синаксаре Константинопольской церкви X в., а также в Императорском минологии. Наиболее раннее свидетельство почитания свт. Артемона на Руси ‒ упоминание его памяти в месяцеслове Мстиславова Евангелия конца XI ‒ начала XII века . Последование святителю Артемону в русских служебных Минеях неизвестно, но оно находится в составе болгарской праздничной Минеи второй половины XIV века. В русскую Минею XII века включен канон, озаглавленный «Священномученика Арфемона, епископа Селевкия», но относящийся к священномученику Артемону Лаодикийскому. В первой редакции нестишного Пролога, перевод которой был осуществлен на Руси в первой половине XII века, краткое житие святителя помещено под 22 марта; во второй редакции, составленной в конце XII века, ‒ под 24 марта. Гимнография. По одной из греч. рукописей византийского периода известен анонимный канон святому Артемону 4-го гласа без акростиха; начало ‒ «Τὸν ἐν ἀσκήσει, ὡς ἐν θαλάσσῃ» (греч. «В подвигах, как в море»). В современной богослужебной практике православных Церквей последование святителю Артемону не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь святителя Артемону [Μηναῖον. Μάρτιος]. Иконография. Изображается в святительском облачении (фелони, омофоре), с кодексом в руках: на фреске в Успенском соборе во Владимире, ок. 1189 г. ; на вологодской минейной иконе на март, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе XVIII в. (Музей икон г. Рекклингхаузена). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова (XVIII в.) под 24 марта о свт. Артемоне сказано: «Сед, плешив, брада Афанасия, на конец раздвоилася, ризы кресты киноварь, амфор [омофор] и Евангелие» (С. 83).

Житие святителя Артемия (Артемона) Солунского (Селевкийского)

Известий доподлинных из жизни святителя Артемия (Артемона) Солунского сохранилось весьма мало. Они содержатся в Минологии Василия II – в Синаксаре Константинопольской церкви – в жизнеописаниях святых, созданных до Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского, труда святителя, который стал основой русского православного месяцеслова. Святитель Артемий значился в ранних святцах как Селевкийский и как Солунский, хотя «Солунский» в имени святого Дмитрия происходит от славянского названия греческого города Фессалоники – Солунь, а вот Артемий (Артемон) Солунским стал из фонетического перехода Селевкийский – Селеоукинский – Селоунский – Солунский. Из-за этого филологического разночтения во второй половине XVII века появилось два Артемия – Селевкийский и Солунский, которые считались разными лицами, эта ошибка была исправлена поздними агиографами.

Святитель Артемий (Артемон) Солунский родился на рубеже I – II веков в древнем городе Селевкии Писидийской, что располагался в Малой Азии, на территории современной Турции. Когда, странствуя в своем апостольском служении, святой апостол Павел пришел в Селевкию, то обратил внимание на его выдающиеся способности, благочестие и многие христианские достоинства и добродетели и, оставляя Селевкию, рукоположил его в сан епископа, поручив ему быть духовным наставником и помощником всем страждущим и ищущим истину.

В этом сане святитель Артемий (Артемон) Солунский служил Господу как истинный подвижник всю свою долгую жизнь, полную богоугодных деяний, и отошел к Богу в глубокой старости. Он был для жителей города, словно спасительный маяк в бурном течении жизни, снискал славу заступника и попечителя бедных и сирот, прославился как чудотворец.

Значение иконы

В одном из подлинников XVIII века, принадлежавших С.Т. Большакову – антиквару, букинисту, сыну известного собирателя Тихона Федоровича, который оставил в наследство потрясающую собранную в семье Большаковых библиотеку, находим внешнее описание иконографического канона образа святителя Артемия (Артемона) Солунского: «Сед, плешив, брада Афанасия, на конец раздвоилася, ризы кресты киноварь, амфор [омофор] и Евангелие». «Сед, лыс – на иконе он изображается высоколобым – борода раздвоена на конце, на ризе киноварные кресты, на нем омофор, в руке – Евангелие, символ просвещения духовного». Впрочем, цвет креста на облачении может быть и иным.

Проходят времена и эпохи, на Земле сменяются годы мира и проносятся военные ураганы, но каким-то чудом через все исторические перипетии и катаклизмы до нас доходят имена духовных подвижников человечества. Это ли не очередное свидетельство о Боге, данное людям Его волей через действие Святого Духа среди нас, согласно учению святителя Григория Паламы! Так и имя святителя Артемия (Артемона) Солунского звучит через без малого 2000 лет от Рождества Христова – в одном из греческих византийских рукописаний есть канон святителю, созданный неизвестным автором. Он начинается словами: «В подвигах, как в море…» и это – сообщение древних о том, каким преданным и верным служителем был человек, который давным-давно жил на той же планете, что и мы, сегодняшние.

Так память человечества сохраняет память о лучших его представителях, жизнь которых и есть само свидетельство о Боге, и это чудо для нас. Но любое чудо от Бога не чудо – для Бога, ибо так Он напоминает нам о Себе, через наше нескончаемое изумление перед Его терпением и Любовью, обращенными к нам задолго до начала времен и навеки.